Консультация по развитию рече детей третьего года жизни
консультация (младшая группа)
Особенности речевого развития рече ребенка от 2 до 3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУЗ «Специализированный дом ребёнка № 2»
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
“ Развитие речи у детей 3 –го года жизни”
Логопед: Катунина О.Ю.
г. Гусев
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими. Необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь. К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Многие дети этого возраста легко подражают речи взрослых, повторяя не только отдельные слова, но и целые фразы. Сначала – это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к трём годам, они усложняются. Для развития речи ребёнка двух-трёх лет необходимо развивать речь как средство общения, создавая условия, при которых ребёнок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путём речевого общения к взрослому или сверстнику; обогащать понимаемый и активный словарь ребёнка, применяя общепринятые существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.
Для решения этих задач следует:
- внимательно и заинтересованно выслушивать ребёнка;
- много говорить самому;
- вовлекать детей в разговор на определённую тему;
- помогать ребёнку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.
От нас взрослых требуется внимание и доброжелательность. Если малыш заговорил с вами, всем своим поведением дайте ему понять, что рады ему, готовы выслушать его. Ваша доброжелательность и улыбка сделают чудеса: малыш постарается подольше вас около себя, используя слово.
Вам придётся много и целенаправленно говорить самим. “Когда говорить? – В течение всего дня!“ Когда вы общаетесь с малышом (играете с ним, умываетесь, рассматриваете книжку и т.п.)
О чём надо говорить с ребёнком? – Обо всём, что попало в поле зрения их внимания и вызвало интерес (это животные, проезжающий транспорт, дождь закапал, солнышко светит, мама суп варит и т.п.)
Речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает её и существенно влияет на протекание. Старайтесь вовлечь ребёнка в речевую коммуникацию. Двух-трёхлетние дети - народ наблюдательный. Ни одна вещь в ваших руках, ни один жест не остаются незамеченными.
Играя с малышами, что-то рассматривая с ними, вы должны терпеливо, без суеты рассказать о том, что делаете и зачем, как делаете и что надеетесь получить.
Например: вам к обеду нужно быстро сварить суп, ребёнок вертится возле вас, мешает вам, многие мамы ребёнка отправляют в комнату играть с игрушками, ему одному не интересно там. А вы попробуйте рассказать ему подробно, что вы возьмёте овощи: картофель, лук, морковку и будете варить суп, пусть ваш ребёнок вам будет подавать картофель, а вы его чистить. Несколько раз повторите, из чего вы будете варить суп, побуждайте и его повторять названия овощей.
В итоге кормите ребёнка супом, а затем предложите ребёнку “сварить суп” плюшевому медвежонку (ребёнок усвоил этот фрагмент игры) и нацеленность вашего разговора оказывает благотворное влияние на рост его словарного запаса. Он знает морковь, лук, картофель; но, что это можно назвать одним словом “овощи”, узнает впервые.
Наша задача – говорить с ребёнком так, чтобы он не только понимал вас, но и мог услышать в вашей речи какое-то отдельное слово и проговорить его, чтобы словарь детей постоянно пополнялся новыми словами.
У ребёнка третьего года жизни возникает желание и потребность в речевом общении со сверстниками, с другими взрослыми.
При каждом удобном случае помогите своему ребёнку обратиться по тому или иному поводу к сверстнику или другим взрослым.
Например: “Бабушка принесла тебе конфету, и я советую тебе поблагодарить её. Подойди к бабушке, улыбнись и скажи ей: ”Спасибо тебе, бабуля”. Подобных поводов достаточно много: пригласи, попроси, подари, предложи, поблагодари, узнай и т.п.
Употребляйте в своей речи самые разнообразные формы и выражения речевого этикета, помогайте детям проговаривать эти выражения и обязательно хвалите ребёнка.
Есть малыши, которые говорят мало и плохо или заговорили совсем недавно. С ними надо чаще общаться, целенаправленно обогащать их пассивный словарь, используя задания типа “покажи то-то”, “принеси мне”, “сделай так-то” и поощрять любые попытки ребёнка повторять за вами отдельные слова и звукоподражания. Как известно, произношение многих звуков на третьем году жизни не закреплено, не автоматизировано. Малыш с удовольствием начинает произносить слово и новый звук в нём, но при этом искажает другие звуки, которые уже научился произносить.
Надо ли в этом возрасте исправлять речь детей и предлагать им повторить слово правильно. Не надо! Малыша это требование может испугать, а просьба смутить.
А что можно и нужно сделать?
Прежде всего, работайте над собственной дикцией и контролируйте её, разговаривая с ребёнком. Говорить с ребёнком надо не торопясь, несколько раз подряд повторяя высказанную мысль и при этом употребляя как одну и ту же фразу, так и разные по структуре предложения.
Детям ежедневно надо о чём-то рассказывать, они готовы слушать рассказы об игрушках, о зверятах, о себе и т.п. Развивается способность слушать и понимать рассказ взрослого без наглядного сопровождения. Картина – ценный материал для развития речи. Рассматривая картину, дети учатся понимать сюжет, высказывать свои суждения по поводу изображённого.
Не следует стремиться к достижению каких-то результатов. Не нужно добиваться от малышей ответов на ваши вопросы. Довольствуйтесь их инициативными высказываниями, дополняйте и уточняйте их ответы, с удовольствием говорите сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-652779-1635682705.jpg)
Консультация для родителей "Особенности развития речи детей третьего года жизни"
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-947303-1520791128.jpg)
Консультация для родителей: «Развитие речи детей третьего года жизни».
Развитие речи детей третьего года жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/13/picture-947040-1505290446.jpg)
Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"
quot;Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-992554-1515442812.jpg)
Консультация для родителей "Развитие речи детей третьего года жизни"
В данном материале представлены закономерности развития речи детей согласно возрастной норме...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-652779-1635682705.jpg)
Консультация по теме "Особенности развития речи детей третьего года жизни ".
Консультация по теме "Особенности развития речи детей третьего года жизни "....
Консультация для родителей Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни
С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...