Формирование первичных ценностных представлений
консультация

Сухарева Ирина Анатольевна

Формирование первичных ценностных предсталений (от 2до7лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование первичных ценностных представлений (2-3 года)

Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада.

Учить называть свое имя и возраст. Учить ребенка узнавать свой дом и квартиру, называть имена членов своей семьи.

 Способствовать формированию личности ребенка, проявляя уважительное отношение к его интересам, нуждам, желаниям, возможностям. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

 Нравственное воспитание. Способствовать усвоению детьми общепринятых морально-нравственных норм и ценностей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п. Формировать элементарные представления о  том, что хорошо и что плохо.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать). Воспитывать внимательное отношение к родителям.

Формирование первичных ценностных представлений(3-4 года)

 Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты  мальчик, у  тебя серые глаза, ты  любишь играть и т. п.), в том числе сведения о  прошлом (не  умел ходить, говорить; ел из  бутылочки) и  о  происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова). Закреплять умение называть свое имя и возраст.

 Способствовать развитию у  детей положительной самооценки, учитывая, что в этом возрасте самооценка и положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Нравственное воспитание. Развивать у детей элементарные представления о  том, что такое хорошо и  что такое плохо; воспитывать социальный и эмоциональный интеллект: обращать внимание детей на  личностные (доброжелательный, чуткий) и  деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека; формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Воспитывать уважительное отношение и  чувство принадлежности к  своей семье. Беседовать с  ребенком о  членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.). Учить заботиться о  близких людях, вызывать чувство благодарности к  родителям и близким за их любовь и заботу.

 Воспитывать уважительное отношение к  сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.

 Патриотическое воспитание. Формировать первичные представления о малой родине: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; обсуждать с детьми, где они гуляли в выходные дни (в  парке, сквере, детском городке) и  пр. Воспитывать интерес и любовь к малой родине.

 В дни праздников обращать внимание детей на красочное оформление зала детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.

Формирование первичных ценностных представлений(4-5 лет)

Образ Я. Продолжать формировать образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я  был маленьким, я  расту, я  буду взрослым»). Формировать представления о школе (я пойду в школу, в школе интересно, я буду хорошо учиться, я много узнаю). Продолжать формировать традиционные гендерные представления. Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, пол.

 Воспитывать в ребенке самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, в том, его любят, что он хороший. Избегать публичной оценки неблаговидного поступка ребенка, замечания делать очень тактично, так как дети пятого года жизни обидчивы. Чаще хвалить детей, отмечать, что хорошего они сделали, чем порадовали и удивили окружающих.

Нравственное воспитание. Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и  нарушению) моральных норм: взаимопомощь, сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника, поделился игрушками и пр. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть добрым и справедливым. Учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок; учить искренне извиняться перед сверстником за причиненную обиду.

 Патриотическое воспитание. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Дать детям представление о том, что такое семья (это все, кто живет вместе с ребенком), дать детям первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т.д.). Интересоваться тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т.п.). Учить детей знать и называть своих ближайших родственников.

 Продолжать воспитывать любовь к  родному краю; знакомить с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. Воспитывать любовь и уважение к нашей Родине — России. Воспитывать уважение к государственным символам, дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск (морской флот, ракетные войска и т.п.)

Формирование первичных ценностных представлений (5-6 лет)

Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т.д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

 Продолжать воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и возможностях. Развивать инициативность, стремление творчески подходить к любому делу, поддерживать проявление инициативы во всех видах детской деятельности.

 Нравственное воспитание. Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, воспитывать стремление «поступать хорошо». Воспитывать стремление к честности и справедливости. Развивать умение детей выражать свое отношение к  окружающему, с уважением относиться к мнениям других людей. Воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру.

 Продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе. Учить уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

 Продолжать воспитывать уважительное отношение и  чувство принадлежности к  своей семье. Углублять представления ребенка о  семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Интересоваться, какие у ребенка есть постоянные обязанности по дому.

 Патриотическое воспитание. Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине, гордость за ее достижения, героическое прошлое, уверенность в счастливом будущем.

 Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — большая многонациональная страна, знакомить с народными традициями и обычаями (с учетом региональных особенностей и национальностей детей группы). Рассказывать детям о  том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Показывать Россию на карте, глобусе.

 Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к  защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но  почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от  врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в  детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой

Формирование первичных ценностных представлений(6-7 лет)

 Образ Я. Развивать представление о  временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям). Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Развивать представления детей о  дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза; воспитывать нацеленность на дальнейшее обучение, формировать понимание того, что хорошее образование необходимо любому человеку. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу в получении новых знаний. 

Воспитывать осознанное отношение к своему будущему (к своему образованию, к своему здоровью, к своей деятельности, к своим достижениям), стремление быть полезным обществу.

Формировать понимание того, что все зависит от самого человека — его трудолюбия, настойчивости, веры в себя. Продолжать воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и возможностях. 

Воспитывать инициативность и творческий подход, создавать для поддержания детской инициативы ПДР  — пространство детской реализации (возможность для каждого ребенка проявить инициативу, сформулировать и реализовать свою идею, предъявить результат сообществу и увидеть (осознать) полезность своего труда для окружающих).

 Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.

 Нравственное воспитание. Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. Воспитывать стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть хорошим).

 Создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта детей, развивать стремление и  умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Поощрять проявление таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

Продолжать воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям; уважительное отношение и  чувство принадлежности к  своей семье, любовь и  уважение к  родителям. Учить проявлять заботу о близких людях, с благодарностью принимать заботу о себе.

 Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в  разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей, развивать интерес к профессиям родителей и месту их работы.

Патриотическое воспитание. Продолжать развивать интерес и любовь к родному краю, расширять представления о малой родине. Продолжать знакомить с  достопримечательностями региона, в  котором живут дети. Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).

Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о нашей Родине — России. Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывать уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.

 Продолжать знакомить с государственными символами, закреплять знания о  флаге, гербе и  гимне России (гимн исполняется во  время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Расширять знания о  государственных праздниках. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.

Рассказать, что Россия — самая большая страна мира, показать Россию и Москву на карте.

Поощрять интерес детей к  событиям, происходящим в  стране, воспитывать чувство гордости за  ее достижения. Рассказывать детям о Ю.А. Гагарине и других героях космоса.

 Углублять знания о  Российской армии. Воспитывать уважение к  защитникам Отечества, к  памяти павших бойцов (возлагать с  детьми цветы к обелискам, памятникам и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений , представлений о себе , семье и окружающем мире.»

Детская поэтесса и. Ткмакова пишет :«Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого д...

Влияние информационной среды на формирование первичных ценностных представлений дошкольников

Доклад на  городской конференции "Земля Серафима Саровского"  Влияние информационной среды на формирование первичных ценностных представлений дошкольников...

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. (консультация для воспитателей к педагогическому совету)

Консультация   для педагогоа ДОО освещает здоровьесбнрегающие технологии, которые можно  реализовывать  в детском саду....

"Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни."Доклад

Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Основные компоненты здорового образа жизни: правильное питание, рациональная двига...

Консультация для молодых специалистов: «Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни»

Рассматривая ситуацию отношения ребенка к здоровью вне болезни, стоит сказать, что отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поскольку это понятие...