Учимся подбирать рифмы!
консультация (подготовительная группа)
Как и с какого возраста необходимо начинать работу по развитию словесного творчества у детей? Какие методы и приемы педагогического сотрудничества с детьми являются наиболее эффективными? Возможно ли любого ребенка научить сочинять стихи и загадки?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_o_rifmah.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №13 Выборгского района города Санкт-Петербург
Консультация для родителей
на тему
«Учим детей подбирать рифмы!»
Клара Рауфовна Серкунова учитель-логопед высшей квалификационной категории дата проведения: февраль 2022 |
2022 г.
Цель:
Повышение компетентности родителей по развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе малых фольклорных форм (стихов)
Задачи:
1. Ознакомление родителей с основными способами подбора рифм в речевых играх;
2. Обучение детей умению подбирать рифмы, прививать любовь к родному языку, играя со словами;
3.Развитие у детей художественного вкуса, языковой культуры, творческого, активного интереса к родному слову;
4. Расширение словаря дошкольников на основе игр со словом;
5.Закрепление грамматических категорий у детей в играх со словом;
6. Совершенствование взаимодействия учителя-логопеда с родителями в реализации обучения и развития воспитанников
Добро пожаловать в гостиную-самообразование
«Я люблю Русский язык!»
Уважаемые родители!
Тема нашей встречи «Учим детей подбирать рифмы!»
В рамках проекта «Я люблю Русский язык!» мы начинаем знакомить наших детей с увлекательным миром слов!
Присоединяйтесь к нам! Наша цель - научить детей словотворчеству, т.е. умению подбирать рифмы, на основе рифм – ни много, ни мало! умению сочинять стихи! Вот такие мы смелые!
Учимся подбирать рифмы!
Рифма, звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда…
А.С. Пушкин
Творческое начало в человеке, его потребность в созидании возникают и начинают развиваться в дошкольном детстве. В этой связи развивать творчество у детей необходимо как можно раньше. Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребенка, изменяет его взаимоотношения с окружающими. Речь, являясь средством общения, помогает ребенку усвоить формы сотрудничества с окружающей социальной средой, тем самым актуализировать процесс его личностного развития.
Овладение основными средствами общения: законами фонетики, морфологии и синтаксиса, правильным произношением всех звуков родного языка, системой различных форм и словосочетаний, детским словотворчеством дает возможность дошкольнику направлять действия окружающих его людей по своему желанию, через посредство других воздействовать на мир и осуществлять свободное самоопределение.
Как и с какого возраста необходимо начинать работу по развитию словесного творчества у детей? Какие методы и приемы педагогического сотрудничества с детьми являются наиболее эффективными? Возможно ли любого ребенка научить сочинять стихи и загадки? Подобные вопросы нередко встают перед педагогами и родителями. Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обладают особым языковым чутьем, позволяющим через игру включиться в активный творческий процесс, доставить себе удовольствие, дают возможность пережить ситуацию успеха. Вера в творческие силы детей, предоставление им инициативы в общении, признание внутренней активности ребенка приводят к необходимости поиска эффективных методов организации взаимодействия педагогов, родителей и детей на условиях равноправного сотрудничества, в котором ребенок выступает как субъект творческой деятельности.
Вы пробовали сочинять стихи? У кого- то получается, и неплохо. Этот вид творческих способностей не такой уж редкий среди людей. Сочинять хорошие стихи непросто, но еще сложнее научить этому детей. Мы и не будем учить, мы будем играть. Игра доставляет удовольствие и учит думать!
Для детей процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы. Игры с рифмами хотя и используют педагоги в работе с детьми, но не так часто, как они того заслуживают.
Что значит для детей рифма? По мнению К. Чуковского, у ребенка велико стремление рифмовать слова: «Всякая рифма доставляет ребенку особую радость. А коллективам детей рифма еще более мила, чем тому или иному ребенку в отдельности». О воздействии рифмы на психику ребенка можно сказать так: «Дети чувствуют обаяние созвучных слов и строк очень рано, часто рано начинают рифмовать в младенчестве. Поддержать этот интерес очень важно, ибо чувство рифмы, как и чувство ритма, одна из ступеней на пути к поэзии, ее условности, ее особого языка».
Педагогическую целесообразность игр с рифмами можно объяснить той ценностью, которая в них заключена. Рифма – категория парная. В ней одно слово обязательно предполагает другое. Дж. Родари, размышляя о природе творчества, отмечает, что познавательная функция рифмы объясняет, почему рифма доставляет детям большее удовольствие, чем простое созвучие. Он пишет: «Фонетическое сходство заставляет поэта искать и смысловые связи между словами – таким образом, фонетика рождает мысль».
Проводя с детьми игры из серии «Подбери рифму», мы, по существу, знакомим детей с механизмом подбора рифм для сочинения будущих стихов, загадок и т.д.
Знакомить дошкольников с понятием рифма лучше всего по одной из глав рассказа «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова. Гениальнее объяснения не придумать! А рифмы подбирать можно разными способами. Приведем примеры:
- Название первой картинки рифмуется с названием предмета на второй картинке в уменьшительной форме:
Кошка – рыба – рыбешка; кольцо – пальто – пальтецо.
- Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать
с прилагательным:
Горошины – взъерошенный, лопаты – лохматый.
- Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать
с глаголом:
Акула – нырнула, синица – снится.
- Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать
с наречием:
Шоколадка – сладко, слониха – тихо.
Для того, чтобы подобрать рифму к слову ребенок должен произвести определенное умственное действие.
Игры серии «Подбери рифму» имеют прямое отношение к развитию фонематического слуха и звукового анализа у детей. В таких рифмах, как «уточка – удочка», «крот – рот», «краски – глазки», слова различаются одним – двумя звуками, но являются совершенно разными по смыслу. Дети нередко ошибаются при постановке ударения в слове. А чтобы подобрать рифму, надо обязательно правильно поставить ударение. В игру также специально включены рифмы на формирование слоговой структуры слова: «перина – балерина», «экскаватор – аллигатор». Эти игры я использую в коррекционных целях при исправлении фонематического недоразвития.
Сочиняя с детьми простые, незатейливые стихотворения, я учу их конструировать рифмованные предложения. С играми по составлению с детьми стихов-шуток, близких к перевертышам вы можете ознакомиться у педагогов группы, либо в предложенных ими пособиях. Несомненное достоинство этих игр заключается в том, что они по самой своей природе комические: они подводят детей близко к первоосновам юмора.
Подбор рифм в таких творческих играх стимулирует мыслительную активность детей. Возбудить у детей желание думать, вращаться в круговороте мыслей, логических задач, оживить представления детей – это и есть осуществление «принципа оптимального соотношения процессов развития и саморазвития».
Подробнее ознакомиться с различными вариантами рифмования слов вы можете в пособии В. Д. Прокопьевой «Учимся сочинять стихи и загадки».
Учитель-логопед Серкунова К.Р.
Февраль 2022 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Учим детей рифмовать".
В данном материале вниманию родителей предсталены варианты игр с рифмами, которые помогут развитию памяти ребенка, внимания, логического мышления, а также позволят детям лучше овладеть род...
Дидактическая игра "Подбери чашки к блюдцам".Задачи:учить подбирать чашки и блюдца по размеру,цвету,использовать название цветов в речи.Развивать цветовое восприятие.Материал:чашки и блюдца разных цветов и размеров.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5827963","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Консультация для родителей "Учим детей рифмовать"
Консультация для формирования речевого творчества для детей младшего возраста...
"Учим детей рифмовать"- папка-передвижка.
Игра в рифмы полезна для развития творческого воображения, причем не только ребенка, но и мамы. К тому же дети очень любят сочинять стихи, это их естественная потребность....
Консультация для родителей: "Учим детей рифмовать"
Поэзия входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Стихи и потешки, колыбельные песни на ночь, сказки, рассказанные бабушкой, - весь этот чудесный мир доброй мудрости помогает малышу почувствовать...
Консультация для родителей "Учим ребёнка рифмовать".
Консультация для родителей "Учим ребёнка рифмовать"....
Учим детей рифмовать
Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали меха...