Консультация для родителей "Кризис трёх лет"
консультация (младшая группа)

Стрелкова Юлия Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizis_3_let.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Развитие ребёнка происходит последовательно, но неравномерно, ступенчато. При переходе с одной возрастной ступени на другую наступает кризис.

Кризисы – это относительно короткие периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.

Кризис трёх лет – один из самых ярких кризисов детства. В это время происходит очень важный для ребёнка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому и как то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребёнку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Итак, примерно с полутора лет ребёнок уже начинает проявлять упрямство и капризность. Пик этого приходится на 2,5 – 3 года. Причём мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики. (Такие приступы могут происходить от 5 до 19 раз в день).

Возросшие потребности ребёнка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребёнка.

Если родители заметили этот момент и поняли, что пора перестроиться и изменить прежнее отношение к ребёнку, этот переходный период может произойти достаточно гладко и безболезненно. Но если родители не осознали, что прежние методы общения с ребёнком  уже не актуальны на новом возрастном этапе, ребёнок может превратиться в совершенно неуправляемого маленького упрямца, который видит свою главную задачу в том, чтобы противоречить окружающим и капризничать.

Если до 4 лет дети всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то значит это уже «фиксированное» упрямство, истеричность, как удобный способ манипулировать своими родителями.

2. В чём суть этого возрастного кризиса?

Малыш как бы находится между двух огней:

1) он слишком уверен в себе и своих силах, хочет всего добиться сам;

2) он знает: без взрослого ему не обойтись. И вот эта двойственность буквально разрывает его на части.

Он начинает нервничать, переживать. Ведь для нас, взрослых, ребенок по-прежнему маленький, а для него самого он уже большой. И вопиющее несправедливое обращение с ним как с малышом заставляет его сопротивляться и бунтовать!

3. Кризис 3 лет характеризуется целым рядом поведенческих проявлений, который называется «семизвездие кризиса»

Что характерно для ребенка в период кризиса 3 лет?

В психологии существует перечень признаков «кризиса 3 лет», так называемое семизвездие — своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание, деспотизм.

Но это все следствия одной причины: ребенок стремится не только что-то делать самостоятельно, но и самостоятельно решать, делать это или нет.

Давайте, я более подробно поясню эту мысль на каждом признаке «семизвездия».

Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.

Понимаю, бывает удобнее сделать что-то за него, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности.

Посмотрите в его счастливые глаза, и увидите в них гордость от осознания факта своей самостоятельности!

Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.

Упрямство. Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!»

Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.

Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет и примет решение — попросит книжку. Удивительно, но факт!

Негативизм и строптивость. Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.

Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!» Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!

Что делать? Попробуйте вместо утвердительной формы «Идем гулять!» просто спросить малыша о его желании: «Солнышко, мы гулять пойдем?»

В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»

Ну и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите: «Гулять сегодня не пойдем!», тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не советую, так как это обман.

Протест-бунт. Это ответ на давление со стороны родителей и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», «Надень тапочки!»).

Бурная энергия ребенка должна найти выход в деятельности. А если ее сдерживать, она выливается в виде эмоций (гнева, истерик) или ребенок будет искать другие пути освобождения от накопившегося напряжения, например в виде агрессии.

Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему.

Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят (это принцип доминанты — очаг возбуждения в головном мозге подавляет все остальные).

Симптом обесценивания. Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами).

Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией).

Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока... Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если...).

Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.

Деспотизм. Это стремление ребенка подавлять окружающих. Взрослые должны удовлетворять желания маленького тирана, в противном случае их ждут истерики.

Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей — будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь он сейчас учится исключительно на собственном опыте.

Ну что ж, надеюсь, общее представление о кризисе 3 лет, и о том, что происходит с ребенком, у вас сформировалось?

        

А теперь сделаем вывод: ребёнок изменился, и взрослым тоже следует изменить своё отношение к нему. Возрастает самостоятельность – значит, необходимо увеличить степень свободы в действиях ребёнка, главное чтобы эта свобода была безопасной. Ребёнок бунтует против прежних правил в семье – надо сделать эти правила более гибкими, приспособить их к новым потребностям малыша. Главное вовремя понять и помочь ребёнку, потому что мы нужны ему, как никогда. И даже если он не такой мягкий и податливый, как бы нам хотелось, а иногда колючий и ершистый, лучшее, что можем сделать мы, взрослые, - принять его таким, какой он есть и любить.

Рекомендуем придерживаться следующих правил.

1. Единство требований.

2. Культура общения.

3. Поощрение самостоятельности и активности.

4. Границы активности — четко определить, что можно делать, а что нельзя. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Старайтесь как можно реже употреблять в разговоре частицу «не». Заменяйте её. Например:

Не бегай – ходим медленно или ходим шагом.

Не кричи – разговаривай тихо.

Не прыгай – запрещается прыгать.

Что могут сделать родители?

Не придавать большого значения упрямству и капризности. Принять это как необходимость.

Во время приступа упрямства оставаться рядом, дать почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытаться во время приступа что-то внушить. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее будоражат.

Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребёнку только этого и нужно. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

Постараться схитрить: «Ох, какая у меня интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном делает ворона?» - это заинтересует и отвлечёт.

Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Кризис трёх лет"

Я сам! Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Ужасно недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О боже! Как же тяжелы Сердечные оковы. Система «Я» кипит...

Консультация для родителей: "Кризис трёх лет".

Кризис трёх лет - один из наиболее сложных периодов в жизни ребёнка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения собственного "Я". Ребёнок отделяется от взрослых, п...

Консультация для родителей "Кризис трёх лет"

Консультация для родителей "Кризис трёх лет"...

Консультация для родителей младших дошкольников «Кризис трёх лет» (в форме круглого стола)

Консультация для родителей младших дошкольников «Кризис трёх лет»...

Консультация для родителей "Кризис трёх лет "

Кризис трёх лет — (греч. krisis - решение, поворотный пункт) - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой ...

Консультация (младшая группа) по теме: Консультация для родителей «Кризис трёх лет»

Плякова Е Ю воспитатель МДОУ  ДС №20 Алёнушка.г Будённовск Консультация (младщая группа) по теме:Консультация для родителей«Кризис трёх лет»Многие родители не  знают как над...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...