Семинар-практикум для родителей «Самооценка – важнейший фактор успешной жизненной позиции»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Шишкина Елена Владимировна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 компенсирующего вида городского округа город Нововоронеж»

 

Конспект семинара-практикума для родителей
«Самооценка – важнейший фактор успешной жизненной позиции»

                                                                       Педагог-психолог ВКК

                                                         Шишкина Е.В.

Задачи:

  • объединить и скоординировать усилия всех участников встречи и включить их в активную творческую работу по воспитанию детей;
  • сформировать у родителей установку на бережное отношение к личности ребенка;
  • предпринять совместный поиск мер по выходу из проблемных ситуаций;
  • продолжить обучение общению в группе;
  • создать психологически благоприятный настрой для родителей.

Форма проведения: семинар-практикум.

Принцип проведения: сотрудничество.

Ход семинара-практикума

Уважаемые родители, я очень рада приветствовать вас. Чтобы определить тему сегодняшнего семинара, я предлагаю послушать стихотворение.

«Папа вазу опрокинул. Кто его накажет?
«Это к счастью, Это к счастью!» -
Всё семейство скажет. Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.«Ты разиня,
Ты растяпа» - Скажет мне семья».

Как вы думаете, как будет называться тема нашей сегодняшней встречи? Я думаю, вы догадались, какую главная мысль, хотел донести до нас ребенок? (родители делают замечания, обзывают, критикуют своих детей по любому поводу).

Наша цель сегодня – пригласить вас к размышлению о том, как родители влияют на воспитание своего ребенка, и оценить последствия этого влияния. Поэтому тема называется: Самооценка ребенка как важнейший фактор успешной жизненной позиции.

Любая оценка – это некий стандарт, который мы навязываем другому человеку. И наши ожидания определяются культурными стереотипами, которые складывались на протяжении длительного периода времени, то есть у нас есть определенные представления о том, как должен вести себя человек в разных типичных обстоятельствах. А так как каждый родитель любит своего ребенка, то это значит, что он обязательно должен быть хорошим. Наши ожидания могут быть чрезмерными, хотя им мало кто может соответствовать в реальности. Поэтому расхождения между требованиями родителей и индивидуальностью ребенка приводят к конфликтам, а позже – и к деформации самооценки.

Мини-эксперимент на определение уровня самооценки

Что же такое самооценка? Давайте попробуем сформулировать определение этому понятию.  Самооценка (самоуважение) – это осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.

Согласитесь, что самооценка ребенка тесно связана с наказанием и поощрением. Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. А наказание – это отрицательная оценка его поведения в случае нарушения им норм нравственности.

Существует 3 принципа реагирования на поступки ребенка, и я хочу вас сегодня с ними познакомить.

Для того, чтобы раскрыть 1 принцип, давайте поиграем.

Игра «Круг»

Вам нужно распределиться по парам. Один человек из пары садится на стул, а второй встает сзади. Те родители, которые стоят, будут по очереди высказывать негативные установки партнеру своей пары.

1. И в кого ты только такой уродился?

2. Лентяй! Опять разбросал все игрушки!

3. Растяпа! О чем ты только думаешь!

4. У всех дети, как дети, а ты…

5. Меня вообще не интересует, что ты хочешь!

6. Руки-крюки, откуда только они у тебя растут?

7. Сколько раз тебе можно повторять?

8. Грязнуля, ты что по земле катался?

Теперь хочется спросить у тех родителей, которые выслушивали негативные высказывания, что вы почувствовали, какие ощущения испытывали? (Родители высказываются: было очень неприятно слушать, мне хотелось выйти, закрыть уши, я чуть от стыда не сгорела, я вообще не стала слушать, хотелось убежать, мне хотелось втянуть голову в плечи, вызвало злость, обиду, чувство стыда).

Точно такие же ощущения возникают и у наших детей. А зачастую бывает так, что им приходится слышать это и не один раз в течение дня.

Поэтому 1 принцип реагирования на поступки детей гласит: «Говорить нужно о ситуации, а не о личности».

 Ребенок пролил молоко. Можно сказать: «Какой ты не аккуратный». «Дебил, вечно у тебя все падает». Стоит сказать: «Я вижу, молоко пролилось»,  дать ребенку тряпку, чтобы он  вытер.)

Стоит сказать «Спичками не играют» вместо «Не смей играть спичками».

«Конфеты едят после обеда» вместо «Сейчас же положи конфету назад»

« Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули», вместо : «Перестань мучить кошку».

Как вы думаете, говоря о ситуации, нужно ли скрывать свои чувства от ребенка? Нужно ли скрывать от ребенка свою досаду, притворяться спокойным? Возможно ли взаимопонимание без искренности? (Родители высказываются.)

Игра «Бантики»

Сейчас я предлагаю каждому из вас выбрать себе бантик: красный или синий (родители выбирают себе бантик).

Те родители, которые выбрали красные бантики, придумывают хороший поступок ребенка: сам собрал игрушки, заправил постель после сна, не измарался на прогулке, помогал накрывать на стол, принес по просьбе взрослого какой-либо предмет, сам сходил на горшок, аккуратно рисовал, лепил, не замарав стол, помог одеться другому ребенку то, за что его можно похвалить и записывают его на красном листочке.  

А те, кто выбрал синий бантик, придумывают плохие поступки, за которые чаще всего детей наказывают, ругают: разбил кружку, порвал книгу, стукнул другого ребенка, укусил другого ребенка, отобрал игрушку, показал язык, разбросал игрушки, обзывался и записывают на синих листочках. По очереди вешаем бантики с листочками на дерево и озвучиваем хорошие и плохие поступки.

 У нас получилось дерево хороших и плохих поступков, и бантики на нем разных цветов. Несмотря на это, и на хорошие и на плохие поступки ребенка, действует единый принцип общения. Он звучит так.

2 принцип: «Для того, чтобы выразить свои чувства и не унизить достоинство вашего ребенка, используйте Я-сообщения. Они не унизят достоинство ребенка».  

То есть реакция и на хороший и на плохой поступок ребенка должна начинаться с местоимения Я, например, «я, очень огорчена, ведь эта кружка была мне так дорога, потому что подарила ее твоя бабушка.»

Сейчас мы рассмотрим несколько ситуаций и выберем правильный вариант высказывания и реагирования взрослого на действия ребенка.

(Родители высказываются.)

Мы переходим к 3 принципу правильного реагирования на поступки детей. И сейчас я предлагаю вспомнить те негативные высказывания, которые вы говорили своему партнеру в паре (1 принцип) и подобрать к ним позитивные.

1. И в кого ты только такой уродился? Не знаю, что бы я без тебя делала!

2. Лентяй! Опять разбросал все игрушки! Давай устроим соревнование, кто быстрее соберет и расставит все игрушки на свои места.

3. Растяпа! О чем ты только думаешь! Ты очень способный, у тебя все получится!

4. У всех дети, как дети, а ты… Ты моя опора и помощник.

5. Меня вообще не интересует, что ты хочешь! Иди ко мне, давай вместе разберемся в этом вопросе.

6. Руки-крюки, откуда только они у тебя растут? Я тебе обязательно помогу, не переживай!

7. Сколько раз тебе можно повторять? А ты, как считаешь, сынок (дочка)?

8. Грязнуля, ты что по земле катался? Ничего страшного, у нас ведь есть стиральная машинка.

3 принцип: «Хвалить следует поступки, а не характер».

Реагировать на хорошие и плохие поступки мы научились, и перейдем непосредственно к искусству наказания и поощрения.

Презентация «Искусство наказывать и поощрения»

Сейчас я бы хотела заострить внимание на очень важном моменте, который многие родители упускают. Однако это очень влияет на формирование самооценки ребенка. Объясню, о чем я.

Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком. Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись — они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость — они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка.

Часто ли ребенок раскрывается Вам, когда рассказывает о себе, своих друзьях, проблемах? За словами всегда кроются чувства. Понять ребенка – значит понять, чего он хочет, что его беспокоит. Именно на эти чувства каждый ребенок ожидает отклика в первую очередь.

Предлагаю провести мини-тест и узнать, хорошо ли вы знаете своего ребенка.

Мини-тест «Хорошо ли вы знаете своего ребенка?»

Я буду читать вам высказывания детей, а вы должны выбрать из предложенных вариантов, какие чувства ребенка, на ваш взгляд, стоят за этими словами.

 

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

 

1.

 

Ты будешь держать меня за руку, когда я буду сидеть у зубного врача?

а) боится;

б) капризничает;

в) не хочет идти к врачу;

г) требует внимания к себе.

 

2.

 

Здорово, что я родился у вас с папой, а не у других родителей.

а) хочет заслужить ответную похвалу;

б) гордится родителями;

в) чувствует благодарность;

г) хвастается перед другими.

 

3.

 

 

Я сам справлюсь. Не нужно мне помогать!

а) чувствует уверенность в своих силах;

б) хочет чувствовать себя взрослым;

в) не хочет помощи;

г) хочет произвести впечатление на окружающих.

 

4.

 

Я больше не буду играть с Мащей! Она жадина.

а) сердится;

б) чувствует свое превосходство;

в) хочет, чтобы Машу наказали;

г) чувствует обиду.

 

5.

 

Я не люблю спать в обед.

а) злится;

б) старается привлечь к себе внимание;

в) старается привлечь свое внимание;

г) хочет, чтобы родители повлияли на воспитателя.

 

Каждое совпадение оценивается в 1 балл.

1

2

3

4

5

а, г

б, в

а, в

а

б, г

 

 

8-9 баллов – чрезвычайно высокая эмоциональная чуткость;

5-7 баллов – высокая эмоциональная чуткость;

2-4 балла – слабое распознавание эмоций.

Теперь каждый знает степень эмоциональной чуткости своего ребенка. И сейчас хочу предложить вам придумать способы проявления положительных эмоций к своему ребенку и записать их на сердечках.

 

Упражнение «Сердечки»

В течение некоторого времени вам нужно придумать и записать способ проявления (2-3) положительных эмоций к своему ребенку. Затем все сердечки прикрепляются к большому сердцу.

Посмотрите, сколько разных способов проявления положительных эмоций мы смогли вспомнить, придумать. Поэтому не скупитесь на выражение своих чувств, потому что всем известен закон: как ты будешь относиться к ребенку, так он будет относиться к тебе. И в заключение нашего семинара мы хотели бы представить вам презентацию, цель которой показать, сколько бы лет не было нашим детям, они на протяжении всей жизни останутся для нас маленькими.

В заключение семинара родителям вручают памятку или буклет по теме встречи.


Памятка «Искусство наказывать и поощрять»

1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.

8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!

9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

• Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

• Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

• Упрямство – свидетельство желания быть независимым;

• Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;

• Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

Памятка родителям от ребенка

        • Не балуйте меня, вы меня этим портите, я очень хорошо знаю, что не обязательно мне предоставлять все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

       • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

       • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

       • Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; это ослабить мою веру в вас.

        • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

         • Не делайте за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

         • Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Если вы будете это делать, то я буду защищаться, притворяясь глухим.

        • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

        • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

         • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас большого беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

        • Не забывайте, что я не могу развиваться без внимания и ободрения.

       • И кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.

 

Ситуация 1

Вам необходимо сделать определенную работу дома (например, подготовиться к приходу гостей), а ваш ребенок постоянно отвлекает вас: задает вопросы, просит почитать, показывает свои рисунки.

Ваши слова:

1.«Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я очень занята. Когда я закончу свою работу, то обязательно тебе почитаю».

2.«Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».

3.«Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу».

 

Ситуация 2

Вы попросили ребенка сделать какую – либо работу по дому (вынести мусор, помыть посуду, сходить в магазин), а он  вместо этого играет на компьютере.

Ваши слова:

1.«Когда, наконец, ты перестанешь играть в свой компьютер? Я его выброшу.

2.«Сколько можно тебя просить? Ты безответственный!»  

3.«Я понимаю, что игра очень увлекает. Помоги мне, пожалуйста, а потом продолжишь»

 

Ситуация 3

Ребенок громко разговаривает во время обеда.

Ваши слова:

1. «Когда я ем, я глух и нем».

2. «Что ты так разорался, подавишься. Вот тогда узнаешь, как разговаривать во время еды».

3. «Мне не нравится, когда во время обеда громко разговаривают за столом».

 

Ситуация 4

       Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выполнил часть домашнего задания по школе.

Ваши слова:

1.« Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки  вовремя?».

2.«Опять ничего не сделано. Мне это надоело. Будешь хоть до утра уроки  делать».

3.«Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера».

 

 

1 принцип реагирования на поступки детей гласит: «Говорить нужно о ситуации, а не о личности».

2 принцип: «Для того, чтобы выразить свои чувства и не унизить достоинство вашего ребенка, используйте Я-сообщения. Они не унизят достоинство ребенка».  

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения на уроках математики в школе.

Игры –головоломки ,или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти...

Семинар-практикум "Межличностное общение в ДОУ как фактор успешности воспитанника"

Методическая разработка семинара-практикума адресована методистам, педагогам-психологам и воспитателям ДОУ.  Посвящена общению как психологическому феномену. В ходе работы на семинаре-практ...

Подготовка руки к письму как важный фактор успешности ребенка в школе. Быкова Л.А, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационной категории

Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков....

Семинар-практикум для родителей «Самооценка – важнейший фактор успешной жизненной позиции».

Задачи:- объединить и скоординировать усилия всех участников встречи и включить их в активную творческую работу по воспитанию детей;- сформировать у родителей установку на бережное отношение к личност...

Родительское собрание в старшей группе «Формирование самооценки как фактора успешной социализации дошкольников»

laquo;Воспитательно -образовательный процесс в старшей группе» «Возрастные особенности детей 5-6 лет» «Формирование самооценки как фактора успешной социализации дошкольников&r...