Консультация для родителей "В театр играем играем, речь развиваем"
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «В театр играем, речь развиваем»
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, тесно связанных с речевой функцией.
Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, актуальные и в наши дни. Значит, наши предки чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что намного позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которая отвечает за кисти рук.
Речь является основой для психического воспитания детей, поэтому важной задачей процесса образования называют развитие речи. Как правило, для развития речи используют театральные представления. В театральной игре формируется диалогическая эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий их развитию и причинную обусловленность.
Театральные игры способствуют усвоению элементов речевого общения: мимика, жест, поза, интонация. В подготовительной группе театрализованные игры становятся многоплановыми характеристиками героев. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш.
Театрализованная игра представляет, детям возможность полного раскрытия индивидуальных возможностей. В игре слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Театрализованная деятельность это не только игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития детей, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, внимания, памяти, что является психологической основой правильной речи.
Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Мы покупаем всевозможные новомодные игрушки, чтобы наши дети правильно и своевременно развивались, но вместе с тем мало у кого в доме живут актеры пальчикового театра — уникальный и проверенный временем развивающий инструмент, который всегда под рукой, а вернее — на руке! Пальчиковый театр очень разнообразен. Фигурки для него могут быть куплены в наборах по мотивам художественных произведений или в виде отдельных героев, а можно их сделать самостоятельно — они будут уникальными и неповторимыми. Фигурки можно связать из ниток, слепить из пластилина, глины или теста, склеить из бумаги, сделать из папье-маше или пластиковых пузырьков — вариантов очень много. В Интернете можно найти массу мастер-классов по изготовлению актеров пальчикового театра. Куклы, сделанные с душой, часто особенно любимы. Самое большое воздействие пальчиковый театр оказывает на развитие речи.
Пальчиковый театр – это игра с набором маленьких фигурок, которые надеваются на пальчик ребенка. Миниатюрные персонажи оживают на руке, приобретая характерные для роли особенности и голос. Как правило, фигурки соответствуют героям детских сказок, но есть и просто куклы, выполняющие разные роли или функции. Самое большое воздействие пальчиковый театр оказывает на развитие речи, обогащается и активизируется словарный запас детей. Ребенок не только запоминает новые слова, но и использует их в речи;
развивается связная речь. Ребенок пересказывает большие отрывки текста, участвует в диалоге; развивается звуковая культура речи.
Пальчиковый театр дает уникальную возможность отрабатывать звуки с помощью ролей: можно порычать как тигр или помычать как корова; происходит усвоение грамматического строя языка. Построение словосочетаний – сложный процесс. Ребенок должен уметь согласовывать слова в роде, числе, падеже, склонении. Пальчиковый театр позволяет закреплять грамматические навыки путем многократных повторений; закрепляется знание художественной литературы; развивается эмоциональная выразительность речи.
Фигурка на пальце обладает уникальными возможностями — помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учит правильно излагать мысли и продумывать поведение.
Представления на руке — прекрасная сюжетно-ролевая игра, позволяющая
Развивать мелкую моторику руки; развивать психических процессов: память, воображение, мышление, внимание; Развивает пространственное воображение;
развивает творческие способности.
В основе пальчикового театра — движения рук, сопровождающиеся рифмой, стихотворением, рассказом, сказкой. Это развивает мелкую моторику пальчиков, что активизирует деятельность головного мозга, в частности, речевых зон — исчезает монотонность, появляется красивая интонация, развивается фантазия. Ребенок при этом — и творец, и актер, и зритель. Это занятие интересное и полезное одновременно. Соединение этих свойств – золотое правило всех развивающих упражнений , помогающих формировать коммуникативные навыки.
Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, позволяют ребенку проявлять свои творческие способности. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Выбрав 2–3 упражнения, постепенно заменяйте новыми. При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями.
Для лучшего усвоения к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Большое значение в театральном представлении отводится музыкальному сопровождению. Музыка дарит много положительных эмоций и очень нравится детям. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи. Когда Вы только принесете или сделаете кукол пальчикового театра, дайте ребенку время для того, чтобы, как следует их рассмотреть и пощупать. Затем по очереди одевайте персонажей себе на палец и знакомьте их с ребенком, пускай актеры вступят в несложную беседу с ребенком, поклонятся ему, расспросят его об известных ему сказочных сюжетах с этим героем.
После этого этапа настал момент, когда малышу можно предложить самому надеть понравившуюся фигурку на палец. Теперь наденьте вторую фигурку сами и разыграйте небольшую сценку. Например: «Привет, лисичка, как тебя зовут? А откуда это ты бежишь? А я - сорока-белобока, хочешь, я покажу тебе, как я летаю» и т.п.
После этих небольших репетиций можно браться за постановку сказки. Для начала лучше выбрать произведение, которое ребенок очень хорошо знает и любит читать или слушать. Это могут быть «Теремок» и «Репка», «Курочка Ряба» и «Маша и медведь».
Перечитайте сказку еще раз, обратив внимание на иллюстрации и детали, затем проговорите с малышом, какие характеры у разных персонажей этой сказки и каковы основные повороты сюжета. После этого пришло время первого выхода на сцену. Надеваем на палец фигурку с нужным персонажем, а остальные сжимаем в кулачок. Если в сценке участвует сразу два персонажа, удобнее показывать их взаимодействие двумя руками.
Первые представления будьте готовы показывать сами. Затем можно поручить малышу одного из героев, можно для начала второстепенного.
По мере приобретения опыта сценической игры сказки усложняем, вводим большее количество персонажей, декорации делаем более детализованными и реалистично выглядящими. От русских народных сказок движемся к волшебным сказкам, а также к инсценировке стихотворных произведений, состоящих из нескольких действий. Если ребенку игры с пальчиковыми актерами приносят радость и удовольствие, попробуйте мыслить шире и инсценировать все литературные произведения, которые вы читаете. Проявите фантазию в изготовлении декораций. Но даже в дорожных условиях, с минимумом реквизита игра не будет терять своего очарования, ведь норкой мышки может запросто стать кулак, а рукав или карман куртки вполне похожи на сказочный теремок.
Не стоит считать, что если Вы собрались устраивать театр, то обязательно нужно следовать заранее написанному сценарию. Импровизация не менее, а, возможно, и более интересная форма. Особенно полезно поиграть в импровизации со старшими дошкольниками, детские идеи, с одной стороны, смогут привнести в сказку новые интересные повороты событий, а с другой – помогут родителям разобраться, как ощущает себя, что думает и чувствует их ребенок. Ибо в порыве свободного творчества он обязательно отразит в своем замысле и свои радости и увлечения, и свои беды и расстройства.
А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед ребенком открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у вашего ребенка появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.
В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах. Беседуя с ребенком на различные бытовые темы, взрослые, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
Проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка является только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"
В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...
Консультация для родителей «В игры играем — речь развиваем»
Консультация...
Консультация для родителей старшей группы "В игры играем - речь развиваем".
В этой консультации представлены игры по развитию речи детей, в которые родители могут поиграть с детьми дома....
Консультация "В игры играем - речь развиваем"
Консультация "В игры играем - речь развиваем"...
Консультация для родителей старшей группы "В игры играем - речь развиваем".
Консультация для родителей старшей группы "В игры играем - речь развиваем"....
Консультация для родителей "В игры играем - речь развиваем"
консультация...
Консультация для родителей «В игры играем — речь развиваем»
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности ребенка, его умственного и речевого развития велико. Поэтому родителям развива...