Консультация «Развитие ребенка от 4 до 5 лет»
консультация (средняя группа)

Статуева Марина Андреевна

Возраст 4-5 лет — это период относительного спокойствия, который проходит без резких скачков или кризисов. Вместе с тем, темпы развития ребенка не снижаются. Происходят изменения во всех сферах его жизни. Ребёнок вышел из кризиса («я сам») и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx120.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие ребенка от 4 до 5 лет»

Возраст от четырех до пяти лет считается переходным от раннего детства к дошкольному периоду. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В возрасте 4 лет, при нормативном развитии, восприятие носит предметный характер, свойства предмета не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок определяет не все свойства, а только наиболее яркие, например,  трава — зеленая, лимон — кислый и желтый, сахар-сладкий, белый.

Влияние игровой и предметной деятельности помогает развиваться способности дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Сравнивая, измеряя и прикладывая предметы, ребенок 4-5 лет получает представление об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о времени и пространстве и т. д.

Особенностью внимания в этом возрасте является то, что оно не существует само по себе. Ребенок внимателен, когда он не просто смотрит, а рассматривает, когда не просто слышит, а слушает или прислушивается. Поэтому внимание иногда называют «рабочим состоянием сознания».

Внимание характеризуется разными свойствами: избирательность, объём, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость.

Одним из видов нарушения внимания является рассеянность — уменьшение способности к концентрации и переключению внимания. Но в результате постоянного упражнения внимания у детей может развиться наблюдательность, позволяющая за короткое время запомнить большее число различных предметов, их деталей и характеристик.

Главное изменение внимания в среднем дошкольном возрасте заключается в том, что дети начинают управлять им, направляя на определенные предметы. Развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания само по себе, оно формируется благодаря целенаправленной работе взрослых при помощи словесных инструкций, а также наглядных пособий, помогающих ребенку сосредоточиться.

Несмотря на то, что дети 4-6 лет начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства.

Возраст от трех до пяти лет отличается быстрым усвоением информации.

Навыки и умения

Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева,

посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Логическое мышление: развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова:  стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет.
10.  Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.
4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
7. Ребенок может различать правую и левую руку.

В среднем дошкольном возрасте, ребенок уже воспринимает себя как отдельную личность, а чувства и эмоции складываются в свой уникальный опыт. У ребенка зарождаются и активно развиваются такие черты характера, как чувство достоинства, ребенок начинает видеть себя со стороны и осознавать свою половую принадлежность. Это необходимо учитывать и педагогам, и родителям, чтобы вовремя привить необходимые женские и мужские образцы поведения.

Для развития различных сторон интеллекта, у ребенка необходимо постоянно вводить разнообразные игры на сообразительность, на развитие пространственного мышления, развивающие творческое мышление.

Средний дошкольный возраст является очень важным для развития ребенка и освоения новых знаний, умений и навыков, для его дальнейшего полноценного развития.

Но иногда, развитие ребенка протекает с нарушениями, приводящими к нарушению психических расстройств. Более подробно остановимся на умственной отсталости.

При олигофрении психическое развитие ребёнка происходит на неполноценной, дефектной основе.

Детям— олигофренам свойственны трудности в общении, дефицит любознательности, познавательных интересов и затрудненное восприятие всего нового. У олигофренов иная структура развития психики.

При идиотии, ребёнок не в состоянии овладеть даже простейшими навыками самообслуживания и нуждается в уходе в течение всей жизни.

Дети с имбецильностью, овладевают речью в очень небольшом объёме, достаточном для выражения простейшей просьбы. Кроме того, у них можно сформировать простые навыки самообслуживания и труда.

Дети с диагнозом «дебильность» имеют значительно более лёгкую степень умственного недоразвития и незначительные отклонения в физическом развитии.

Развитие умственно отсталого ребёнка происходит на аномальной основе, оно замедленно, имеет существенные отклонения и своеобразные черты, но не смотря на это у таких детей возможно возникновение новых, более сложных психических образований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.

Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....

Консультация «Развитие ребенка в различных видах деятельности через взаимодействие с игрушкой»

Консультация на тему «Развитие ребенка в различных видах деятельности  через взаимодействие с игрушкой»...

Консультация "Развитие ребенка 3-4 лет"

информация в родительский уголок, по теме: развитие ребенка 3 лет...

Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком    Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...

Консультация "Развитие ребенка 3-4 лет"

Консультация "Развитие ребенка 3-4 лет"...

Консультация "Развитие ребенка 6 лет"

Консультация "Развитие ребенка 6 лет"...