Семинар - практикум для родителей группы раннего возраста " Игры- забавы?"
методическая разработка (младшая группа)

Литомина Елена Алексеевна

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей группы раннего возраста «Игра – забава?»

 

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.

2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.

3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Участники: воспитатели, родители

Подготовительная работа: анкетирование родителей (приложение 1), индивидуальные приглашения (приложение 2), памятки для родителей (приложение 3,4), игра-забава «Кукла Маша» (приложение 5), оформление зала, музыкальное сопровождение, материалы для творческой работы (приложение 6).

Оборудование:

- столы расставлены по кругу, на столах заготовки для визитных карточек, фломастеры, « Памятки для родителей» по игре;

- на отдельном столе - карточки и оборудование для творческой работы родителей;

- низкорослые комнатные цветы для оформления зала;

- красивая кукла;

- музыкальная игрушка;

- мягкая игрушка – солнышко;

- магнитофон.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Игра – забава?». Сегодня мы поделимся опытом обустройства детского уголка, поговорим о видах игрушек, а в конце Вас ожидает «острое блюдо».

Психологическая разминка «Улыбка»

- Но сначала я хотела бы узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. А чтобы нам всем сейчас захотелось улыбнуться, я вас познакомлю с этим симпатичным зайчиком. (Зайчик поет веселое двустишие).

II. «Будем знакомы»

Заполнение визитных карточек

- Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, чтобы вы лучше узнали друг друга, давайте познакомимся. Я предлагаю вам заполнить визитную карточку, на которой напишите своё имя и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т.д.)

III. Анализ результатов микроисследования (приложение 1)

- При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. Все родители в своих ответах на вопрос «Есть ли у ребёнка игровой уголок?» ответили положительно. Среди любимых игрушек детей вы выделяете следующие:… и т.д. (Высказывания воспитателя по анализу анкет.)

Сейчас мы более подробно обсудим вопросы об организации игровой среды в условиях семьи.

IV. Дискуссия

- Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка.

Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими.   Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину (Д.В. Менджерицкая).

- Как и во что играют наши дети дома? От чего это зависит? В первую очередь поговорим с вами об игровом уголке. Хорошо, когда позволяют жилищные условия и у малыша есть отдельная комната. Но если отдельной комнаты нет, нужен ли отдельный игровой уголок для ребенка?

(ответы родителей)

- Ребенок первой половины раннего возраста от рождения до 2х лет существует в тесной связке с близким взрослым, его самостоятельные занятия очень кратковременны, он все время привлекает к ним взрослого. В то же время расширяющиеся возможности ходьбы и речи отрывают его от взрослого и влекут к освоению домашнего пространства. Что при этом происходит?

(ответы родителей)

- Да, конечно, получается, что ребенок везде, его игрушки перемещаются вместе с ребенком туда, где находится взрослый, и можно наблюдать такую картину - например, в гостиной малыш одним поиграл - бросил, другим поиграл- бросил, и вся комната усеяна игрушками, а взрослый и ребенок на них натыкаются и запинаются об них. И вот после 2х лет подходит время, когда у ребенка должен появиться игровой уголок - место, где он сможет играть или заниматься какой- либо деятельностью.

- Что, по-вашему мнению, может или должно находиться в игровом уголке ребенка?          

(ответы родителей)

- Прежде всего, детский стол с гладкой поверхностью без рисунков размером 50 на 70 см, а также детский стульчик. Возможно ли «отдать» малышу в этом возрасте письменный стол?

(ответы родителей)

- Конечно, этого не нужно делать. Письменный стол высокий, к нему невозможно подойти с разных сторон и что-то делать, просто стоя за ним. В лучшем случае, письменный стол становится эквивалентом полки, на которую складываются игрушки.

- Что ещё может находиться в игровом уголке ребенка?

(ответы родителей)

- Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка из 2х -3х полок, доступных по высоте руке малыша, несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала.

- Если уголок занимает часть комнаты, можно как-то обозначит границы участка?      

(ответы родителей)

- Желательно предусмотреть в этом месте коврик 70 на 70 см, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков и оставить её там на какое-то время без помех для окружающих.

- В ходе совместного обсуждения мы определили, какой именно должен быть детский уголок. Таким образом, теперь вы можете привести уголок вашего малыша в должный вид, т.к. это важно для его полноценного развития.

V. Обмен семейным опытом по выбору игрушек. (Работа с памяткой, приложение 3)

- Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить? Поговорим об игрушках. У вас на столах памятки, в которых описаны разные виды игрушек. Для удобства я пронумеровала их. Предлагаю   зачитывать по очереди, а обсуждать будем все вместе.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, коляски и т.д.

- Для чего нужны ребенку эти игрушки?

(ответы родителей)

Конечно же, играя в эти игрушки, малыш отображает реальный мир. Психологи считают, что игрушка является важной составляющей любой культуры. Общество передает ребенку в особой «свернутой форме» - через игрушку, как культурное орудие, основные духовные ориентиры, направление движения общества.

2. Технические игрушки - различные виды транспорта, конструкторы.

- Можем ли мы отнести эти игрушки к предыдущей группе как сюжетно-отобразительные?

(ответы родителей).

– Конечно, особенно транспорт. Тем не менее, я все-таки разделила их на разные подгруппы. Почему?

(ответы родителей).

– Совершенно верно, куклами, колясками играют в основном девочки, транспортом и конструктором в основном мальчики. Я сказала «в основном», потому что можно наблюдать, как в группе девочки с удовольствием могут машинку покатать, а мальчики иногда с увлечением играют с посудкой - «кушают» за столом, а также катают коляски с сидящими в них куклами.

3. Игрушки - забавы: смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например: Зайчик, играющий на барабане, скачущий петушок, ползущий и жужжащий жучок.

- Каково назначение этих игрушек?

(ответы родителей)

– Совершенно верно, позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

4. Спортивно - моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

- Что развивают эти игрушки?

(ответы родителей)

- Эти игрушки способствуют развитию двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

- Чему научаются дети, играя в них?

(ответы родителей)

– Дети учатся различать цвет, форму, знакомятся с величиной предметов, занятия с этими игрушками воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствует развитию мелкой моторики рук.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки?

- Какая из игрушек очень важна для детей раннего возраста? Важную роль среди музыкальных игрушек отводят именно дудочке - в первую очередь потому, что упражнения с дудочкой способствуют развитию речевого дыхания, что очень важно для развития речи детей в этом возрасте. Также музыкальные игрушки способствуют развитию звуковысотного слуха.

7. Театральные игрушки - куклы би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный театр.

- Нужны ли эти игрушки детям?

(ответы родителей)

- Конечно, эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

8. Военные игрушки: мечи, пистолеты, автоматы и другие.

- Выскажите своё отношение к этим игрушкам.

(ответы родителей)

- Во всем мире нет однозначного отношения к этим игрушкам. Одни видят только негативное влияние на детей, другие - сторонники позитивного влияния. С одной стороны – мы хотим вырастить из мальчиков защитников Родины, с другой стороны, как правильно это сделать, чтобы не воспитать излишне агрессивных членов общества.

9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, цветная бумага, клей и т. д.

- Чем должен руководствоваться родитель, приобретая эти игрушки для ребенка 2- 2,5 лет?

(ответы родителей)

- Конечно, прежде всего, соответствием возрасту. Пластилин, карандаши, краски гуашь - обязательно! После 3х лет - ножницы с закругленными концами, цветная бумага, кусочки ткани, наборы для рукоделия и др.

- Чем родители должны руководствоваться при подборе игрушек для малыша?

(ответы родителей)

 Любая игрушка должна быть:

-  эстетичной;

-  безопасной (в плане краски, качества материала);

-  развивать;

-  развлекать ребенка.

По анализу анкет можно сделать вывод, что чаще всего родители приобретают сюжетно – отобразительные игрушки и дидактические. Теперь после совместного обсуждения видов игрушек вы сами можете определить, каких игрушек у вас много, а каких нет вообще и разнообразить тот состав игрушек, который имеется у вашего ребенка.

VI. Игровая пауза.

- Ваши ребятки очень любят играть. Я вам предлагаю сейчас немного отдохнуть и поучаствовать в их любимой игре-забаве «Кукла Маша» (приложение 5).

VII. «Острое блюдо» - игры на кухне

- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили «острое блюдо», т.е. острый вопрос из перечницы. (В перечнице находятся бумажки с вопросами.)

- Если вы получите перечницу с вопросом, это не значит, что обязательно нужно отвечать на него. Если вы не знаете ответа или не хотите высказываться, то можете передать перечницу дальше по кругу. Желающие могут дополнить ответ. (Звучит музыка, перечница движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась перечница.)

- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из перечницы)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

8. «Венчик для взбивания»

Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки» и т.п.

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

VIII. Творческая работа родителей (приложение 6).

- Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).

- Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!

IX. Заключительная часть.

- Наш семинар-практикум подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос я «Игра – забава?». И в заключении, хочу вам предложить игру «Солнышко».

- Все люди любят солнце, скучают по нему, когда оно долго не показывается осенними или зимними пасмурными днями. Сегодня на улице уже стемнело, а у нас появилось вот такое симпатичное солнышко. Оно такое жаркое, что сможет согреть всех вас своим теплом. Быть может, тепло этого солнышка будет греть вас весь остаток дня. Хотелось бы надеяться, что у кого было хорошее настроение, оно ещё улучшилось, а кто был печален или равнодушен - стал чуточку радостней. Расскажите, какое настроение у Вас стало после нашей встречи, передавая солнышко друг другу.

- А. де Сент-Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка с взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка. До новых встреч!

 

Приложение 1.

Анкета для родителей

1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка)

2. Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

3. Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки?

4. Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?

5. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности?

6. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры?

7. В какие игры чаще всего играет ребёнок?

 

Приложение 2.

Приглашение на собрание.

Дорогие мамы и папы!

___ марта в ________

приглашаем на «Семинар-практикум».

Приглашаем, приглашаем,

Вместе с Вами поиграем,

Много нового узнаем.

Об играх и игрушках,

Мальчишках и девчушках!

С нетерпением ждём встречи!

                                 Воспитатели.

 

Приложение 3.

Памятка для родителей. Виды игрушек.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипедики.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Военные игрушки: мечи, пистолеты, автоматы и др.

9. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

 

Приложение 4.

Памятки по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

3. Осознавать своё реальное место среди других людей.

4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5. Уважать себя и верить в себя.

6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

7. Свободно выражать свои чувства.

8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

10. Делать выбор.

 

Советы взрослым

1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

5. Игра с ребёнком научит нас:

  • Говорить с ребёнком на его языке;
  • Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
  • Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
  • Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
  • Любить детей такими, какие они есть!

 

Приложение 5.

Игра-забава «Кукла Маша».

Дети сидят на стульчиках (или стоят), расположенных полукругом. Неподалёку стоит за стульчиком кукла. Воспитатель поёт:

Спрячу куклу Машу,

Спрячу куклу нашу.

(Имя) к куколке пойдёт,                         Ребёнок, которого назвали по

(Имя) куколку найдёт.                               имени, подходит и берёт куклу.

С куколкой Машей (имя) попляшет.      Дети и воспитатель хлопают в  

Хлопнем в ладошки,                              ладоши и поют. Ребёнок, держа

Пусть пляшут ножки.                            куклу в руках, выполняет

                                                                  простые танцевальные движения

Затем воспитатель начинает петь снова, называя другого малыша.

 

Приложение 6.

Материалы для творческой работы родителей.

1. Скорлупа от яиц.

2. Макаронные изделия.

3. Манка и фасоль.

4. Горох.

5. Геркулес.

6. Различные мелкие крупы.

7. Сухие завтраки « Колечки» и т. п.

8. Пластилин.

9. Картонные заготовки (круг, овал, квадрат)

 

Литература:

1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.

2. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста

Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

Семинар-практикум для родителей группы раннего возраста «Игра – забава?»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи....

Семинар-практикум для родителей групп раннего возраста «Игра – забава?»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.Задачи:1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию...

Семинар-практикум для родителей группы раннего возраста «Игра – забава?»

Семинар-практикум для родителей группы раннего возраста «Игра – забава?»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших д...

Семинар-практикум для родителей группы раннего возраста «Игра – забава?»

Семинар-практикум для родителей группы раннего возраста «Игра – забава?»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших д...