Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда
консультация (старшая группа)

Новикова Наталья Сергеевна

Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvukov.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда»

Наконец,наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в самостоятельной речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. К новому материалу следует переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести поставленный звук. Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания, многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип»«автоматизм».

Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука», вместо «рука», так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука проходит несколько легче – т. к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация идет дольше.

Здесь перед Вами – родителями –стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить»«забыть» дефектное произношение. В логопедических группах в детском саду, фронтальные занятия с логопедом проходят ежедневно, плюс на занятиях, которые проводят воспитатели закрепляется пройденный материал. А так же и логопед, и воспитатели бесконечно «поправляют» речь ребёнка, автоматизируя поставленные звуки. И очень важно, чтобы дома требования к речи ваших детей были такие же.

Скорость введения звуков в речи у всех детей индивидуальна, некоторым детям достаточно всего нескольких занятий и звук автоматизирован в самостоятельной речи, а у других этот процесс затягивается на долгое время - зависит это, прежде всего от индивидуальных особенностей ребёнка:

1) От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия - говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции, т. е. нервные клетки, которые обеспечивают движения данной мышцы, еще не достаточно созрели, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет. Сюда же относится слабость мышц артикуляционного аппарата в целом.

Особенности строения органов артикуляционного аппарата, например, укороченная подъязычная уздечка– пока звук полностью не автоматизируется в речи ребенка необходимо продолжать артикуляционную гимнастику.

2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.

3) От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности - т. е. самоконтроля и сознательном управлении своими действиями.

Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

На что обратить внимание при выполнении домашнего задания:

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком. Задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим; все задания выполняются до конца; занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

2. Звукопроизношение. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Работу по автоматизации исправленных звуковможно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.

3. Мелкая моторика. Графомоторные навыки. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе. Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми, а логопедическое занятие общей продолжительностью 1 час в неделю. Родителидолжны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

• не ругать ребенка за неправильную речь;

• исправлять неправильное произношение;

• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия.

Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложения для автоматизации звуков в словах. "Комплект Логопеда для Android"

Краткое описание:В отличие от нас наши дети родились в эпоху компьютеров и интернета. И для них такие слова как планшет, смартфон, компьютер настолько же обыденны, как для нас в свое время плюшевый ми...

Презентация "Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука в работе учителя -логопеда. Из опыта работы

laquo;У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»....

Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда.

Консультация для родителей «Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда»Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. ...

Автоматизация звуков на занятиях учителя-логопеда.

Автоматизация - это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук «очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения....

консультация для родителей " Автоматизация звуков, взаимосвязь в работе: логопед-ребенок- родители".

В данной консультации показана важность и необходимость тесного сотрудничества специалиста - логопеда и родителей  на этапе автоматизации  поставленных звуков у ребенка. Даны рекомендации и ...

Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно ...

«Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда»

Консультация для родителей «Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда»...