Готовность ребенка к школе
презентация
Готовность к обучению в школе рассматривают как комплексную характеристику ребенка, при которой раскрываются все уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.Готовность к школе
включает в себя несколько компонентов:Физическая готовность
Здоровье, моторика рук, движения, возраст.
Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная.
Чтение, счет, учебные умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobranie.pptx | 966.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям » . В. А. Сухомлинский
«портрет» идеального первоклассника» Желание учиться. Хорошее здоровье. Развитая моторика, хороший уровень развития познавательных процессов. Стремление к общению, развитая волевая сфера.
Готовность ребёнка к школе Готовность к обучению в школе рассматривают как комплексную характеристику ребенка, при которой раскрываются все уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов: Физическая готовность Здоровье, моторика рук, движения, возраст. Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная. Специальная готовность Чтение, счет, учебные умения.
Физиологическая готовность ребёнка к школе Этот аспект означает, что ребёнок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребёнок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребёнок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т.п.
С поступлением в школу: игровая деятельность сменяется учебной, учитель обращается к ученику, как правило, строже, чем воспитательница, возникают отношения «ученик-учитель», дома к ребенку относятся по – другому, как к человеку, у которого есть своя «работа», обязанности, права, в классе много незнакомых ребят, с которыми он будет учиться. ЭТО ТРЕБУЕТ ОТ РЕБЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ, ГОТОВНОСТИ К ПЕРЕМЕНАМ.
Психологическая готовность ребёнка к школе Личностно-социальная готовность Интеллектуальная готовность Мотивационная готовность Эмоционально-волевая готовность Составляющие психологической готовности:
Умение общаться со сверстниками. Умение участвовать в групповом взаимодействии, действовать совместно с другими, учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умение отстаивать свое мнение, уступать при необходимости. Умение чувствовать разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. Личностная и социальная готовность У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и т.д. Состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями.
Интеллектуальная готовность к школе означает: Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе 15-20 минут); Возможность логического и механического запоминания; Сформированность мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы); Наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний; Развитие тонких движений руки и зрительно-моторной координации.
Мотивационная готовность Рассказывать о своих школьных годах, вспоминайте смешные и поучительные случаи. Читать вместе с ребенком книги о школе. Рассказывать о школьных порядках. Можно устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением. Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей. Игры в школу.
Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе предполагает: Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Возможность длительное время выполнять не очень интересное задание. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение регулировать свое поведение, эмоции. Развитию волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование, т.к они побуждают длительное время сосредотачиваться на задании. Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.
К 6 – 7 годам ребенку необходимо знать: свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о месте их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов; ему следует уметь различать домашних и диких животных Ребенок должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. .
Внимание Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут. Находить сходства и отличия между предметами, картинками. Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и т.д. Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
Память Запоминание 10-12 картинок. Рассказывание по памяти стихотворения. скороговорки, пословицы, сказки и т.п. Пересказ текста из 4-5 предложений
Мелкая моторика Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. Раскрашивать предметы и штриховать их, не заходя за контур. Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
Развитие речи
Психологически готовый ребенок к школе: Личностно – социальная готовность Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками Мотивационная готовность Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами). Интеллектуальная готовность Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности Эмоционально – волевая готовность Умеет контролировать эмоции и поведение
Здоро вье Память Мышле ние Внимание Зрительно-моторная Координа ция Речь, кругозор Желание быть школьни ком Самостоятельность Самоорганизация Умение общаться Готовность ребенка к школе
Математические навыки: порядковый счет , состав числа, арифметические действия , решение задач , логическое мышление, геометрические навыки, ориентация, графические навыки, временные отношения, учебные навыки.
Порядковый счет 1 . Знать цифры. Понимать, чем цифра отличается от числа. 2. Считать по порядку и обратно в пределах 20-ти Уметь считать двойками. 3. Понимать, как образуется последующее число (прибавлением по единице). 4. Понимать расположение чисел на числовом луче: называть и показывать на числовом луче числа «между», «до» (предыдущее), «после» (последующее), «соседей» заданного числа . 6. Уметь получать результат счета, используя условную мерку.
Состав числа 1 . Знать состав чисел до 10-ти из единиц. 2. Понимать, как находить состав числа до 10-ти из двух меньших чисел. 3. Определять по двум названным числам, составом какого числа они являются.
Арифметические действия 1. Уметь сравнивать две группы предметов двумя способами: соотнесением и пересчетом. 2. Понимать смысл знаков сложения, вычитания, равенства и неравенства. 3. Уметь складывать и вычитать в пределах 10-ти.
Решение задач 1. Уметь составлять и решать арифметические задачи. (условие, вопрос, решение, ответ) 2. Уметь по картинкам составлять задачи.
Логическое мышление 1 . Уметь выделять лишнее. 2. Уметь находить и продолжать закономерность. 3. Уметь находить общие признаки, изменять один из признаков, группировать по признаку. 4. Уметь делать простейшие умозаключения.
Геометрические навыки 1 . Узнавать и называть основные геометрические фигуры и тела: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, многоугольник, шар, куб. Желательно дополнительно знать фигуры и тела: параллелограмм, трапеция, точка, отрезок, луч, ломаная, конус, пирамида, призма, параллелепипед. 2. Уметь соотносить предмет с его формой. 3. Уметь из частей составлять целое, например, собирать картинку, разрезанную на 4-5 частей, в том числе и разрезанную по диагоналям. 4. Обладать предпосылками пространственного мышления: уметь решать простые конструктивные задачи, рисовать зеркальные (симметричные) рисунки и так далее.
Ориентация 1 . Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: знать вверх-низ , право – лево. 2 . Понимать план и уметь работать с ним. 3 . Уметь писать графический диктант в тетради в клетку
Графические навыки 1 . Уметь проводить карандашом по линейке прямую линию 2. Уметь оформлять задания в тетради в клетку по заданному образцу (рисовать по клеткам точки, палочки, дуги и картинки).
Временные отношения 1 . Знать времена года, месяцы, время суток и дни недели. Отвечать, какое сегодня число, месяц, какой день недели, какой день недели был вчера или будет завтра. 2. Знать, что в сутках 24 часа, в одном часу 60 минут.
Учебные навыки 1 . Умение выполнять задания учителя по словесной инструкции. 2 . Умение работать с таблицами и схемами.
Детей учит то, что их окружает. - Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать. - Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться. - Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким. - Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым. - Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым. - Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе. - Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать. - Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости. - Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить. - Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь Любите ребёнка просто так, ни за что. Любите потому, что он есть, что он ваш ребёнок.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...