Родительское собрание «Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Задачи:
     1. Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;
     2. Призвать к самостоятельному педагогическому творчеству;

      3. Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.


Оборудование:
    - Таблички с обозначением групп;
    - Варианты ситуаций;
    - Карточки с вопросами.



          Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встречи с вами. Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей и наших с вами детей - что такое семья, счастье, домашний очаг.
          Основные наши условия — это создание непринужденной обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.


          У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.


             В. А. Сухомлинский писал: «Отец и мать - величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок - одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее - тягчайшая трагедия, которая неизбежно

приводит к распаду нравственных начал». Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке.


             Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.


«Правила родительской гармонии».


(Каждой группе раздаются листы с вопросами, которые помогут в формировании идеи)

 

Вопросы:
    • В проявлении, каких родительских чувств нуждается ребенок?
    • Нужно ли устанавливать равенство позиций ребенка и взрослого?
    • На чем необходимо строить контакт с ребенком?
    • Всегда ли ребенок должен походить на родителей?
    • Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?

           Сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он и один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи. «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности».


          Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом. Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.

Вопросы:
1) Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?
2) Как учитываются возрастные особенности ребенка?
3) Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?


Поговорка гласит: посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу.


Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются) ответы родителей в микрогруппах.

         Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности начинаются


1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость — это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.


2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.


3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.


Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых вы, родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно? Рассмотрим некоторые законы семейной жизни.


СИТУАЦИЯ№1:
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.


Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?


ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.


СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать.

Почему сложилась такая ситуация?


ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.


СИТУАЦИЯ№3:
Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату.

Как бы вы поступили на ее месте?


ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.


Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.


СИТУАЦИЯ№4:
Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его.

Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?


ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.


Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?


СИТУАЦИЯ №5:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают

игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это.

О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?


ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.


ВЫВОД: если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.


           Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.


Продолжите предложение.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится (ненавидеть).
Если ребенок живет во вражде, он учится (быть агрессивным).
Если ребенок живет в упреках, он учится (жить с чувством вины).
Если ребенок растет в терпимости, он учится (понимать других).
Если ребенка хвалят, он учится (быть благородным).
Если ребенок растет в честности, он учится (быть справедливым).
Если ребенок растет в безопасности, он учится (верить в людей).
Если ребенка поддерживают, он учится (ценить себя).
Если ребенка высмеивают, он учится (быть замкнутым).
Если ребёнок живет в понимании и дружбе, он учится (находить любовь в мире).


         Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок.

          Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.
Благодарю всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:


Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего мы - родители,
А все остальное - потом!

        Удачи вам, дорогие родители!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"

Родительское собрание в средней группе на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет".

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы ...

Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, добро​желательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоян...

Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников"

Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников"...

Родительское собрание «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка»

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Целью экологического образования и воспитания является формирование экологического сознания, в основе которого заложен...