Особенности развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)
В брошюре обозначены особенности развития детей младшего дошкольного возраста, кризисные моменти и их влияние на адаптацию детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_osobennosti_razvitiya_i_vospitaniya_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 127.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде функций головного мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит первые три года жизни.
Поэтому для охраны и укрепления здоровья особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа с детьми: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль развития и здоровья.
Кризисные периоды в развитии ребенка – 1 год, 2 года, 3 года, 6-7 лет, 12-13 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей:
1 год – овладение ходьбой;
2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи;
3 года – период, когда особенно ясно выступает связь поведения и развития со второй сигнальной системой, ребенок осознает себя как личность;
6-7 лет – период школьной зрелости;
12-13 лет – пубертатный период полового созревания.
Первые три года жизни у ребенка отмечается большая ранимость, лабильность его состояния, обусловленное быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние, возбудимость нервной системы, они легко утомляются. Частая заболеваемость и повышенная возбудимость нервной системы особенно наблюдается в стрессовых состояниях (например, в период адаптации при поступлении детей в детский сад и т.д.).
Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду. До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, которых ему заменяют мать и близкие люди. Матери, дети которых страдают неврозами, обычно рассказывают, как тяжело их дети реагировали на посещение яслей: без конца болели, становились более возбудимыми, ранимыми, обидчивыми, плаксивыми и боязливыми. Последнее объясняется тем, что для детей второго и отчасти третьего года жизни характерными являются страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что в полной мере проявляется в начале посещения сада. Страхи в ряде случаев будут более значимой причиной затруднений адаптации, чем само по себе изменение жизненного стереотипа, привычного уклада жизни, которое тоже имеет место. Можно сказать и так, что боязнь новых людей и ситуаций нередко является причиной (мотивацией) реакции ребенка на изменение сложившегося образа жизни в семье.
Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте мальчики хуже адаптируются к новым условиям, чем девочки.
Проблемы адаптации, возникающие у детей со стороны семьи:
Труднее адаптируются единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками.
Невротическое состояние матери также влияет на адаптацию.
Хуже адаптируются мальчики, невротически зависимые от матери и не обладающие необходимой психологической защитой со стороны отца.
Необщительность родителей, обращенный внутрь характер личностного реагирования, что не способствует контактности детей и легкости общения со сверстниками.
Для того чтобы период адаптации проходил безболезненно для ребенка необходимо принять ряд профилактических мер:
- привести дневной режим в соответствии с режимом детского сада;
- привести ребенка в группу, познакомить с воспитателем, с ребятами, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой;
- затем несколько дней пребывание в детском саду ограничивается временем до дневного сна, при благополучном протекании процесса время пребывания постепенно увеличивается.
- дома предоставить ребенку возможность играть в веселые подвижные игры, выражать эмоции в полной мере (негативные и позитивные), так как это устраняет накопленное за день напряжение.
Особенности развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста
Рекомендации подготовил:
педагог – психолог Немцева Ю.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Воспитывать любовь к Родине, родному краю....
Особенности социально-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов по теме: «Особенности нравственно-патриотического воспитание детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...
Консультация для родителей «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст – важный период в социально-нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышейактивно формируются первые элементарные ...
«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст – важный период в социально-нравственном развитии детей...
Особенности социально-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
"Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
В презентации представлен материал, который раскрывает направления работы с детьми 3-4 лет по нравственному патриотическому воспитанию в нашем ДОУ....