«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Младший дошкольный возраст – важный период в социально-
нравственном развитии детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gulya.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей
младшего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст – важный период в социально-
нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей
активно формируются первые элементарные представления о хорошем и
плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и
сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного
педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства,
представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот
моральный опыт, которые они накопят, лягут в основу их дальнейшего
нравственного развития.
С момента перехода малышей в дошкольную группу жизнь их
несколько изменяется. Возникает и развивается сюжетно-ролевая ирга, дети
постепенно включаются в систематическую деятельность, принимает участие
в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. В первой и во
второй младших группах малыши должны усвоить новые, более сложные
для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими
для них людьми, со сверстниками. Третий год жизни ребёнка является
переходным в развитии. Это ещё маленький ребёнок, у которого немало
общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо
бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем
у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в
формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и
деятельности.
У ребят третьего и четвёртого года жизни велика потребность в ласке,
внимании взрослого. Дети ещё во многом зависимы от взрослого. Это
обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и
самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с
окружающими. Вот почему одной из важнейших задач воспитания детей
младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности
в разных видах деятельности. Детей следует научить делать самим то, что им
по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая
самостоятельность, ребёнок уже не только может обслужить себя, но и
получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке,
выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т.е. управлять своим
поведением. К трём годам наблюдаются качественные сдвиги в росте
самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более
высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при
выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для
общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать
помощь. Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность,
педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства,
вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Так ,
у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться,
благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с
другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать,
пока товарищ поиграет с игрушкой, учить убирать на место игрушки.
Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо
обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим
небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги,
учить соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх.
Ребят привлекают к подготовке стола к завтраку, обеду, к выполнению
поручений по уходу за растениями. Для реализации этих задач воспитатель
использует подражательность, как специфическую особенность детей двух-
четырёх лет. Взрослый показывает собственным примером положительное
отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая
эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу
воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно
при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно
эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу,
чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают
любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребёнком добрых чувств к
окружающим.
На четвёртом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей
симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает
ребёнку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу
составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах. У
детей младшего возраста уже достаточно ярко выражена потребность в
совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальна
потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений,
что также составляет важную воспитательную задачу. Вместе с тем
воспитатель учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений
(толкнул, отнял игрушку).
В три года стремление к общению с другими детьми становится
особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и
речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре. В
обществе детей ребёнок учится соотносить свои желания с желаниями
другого ребёнка и всей группы ребят. Трёхлетние дети могут быть уже
хорошими, отзывчивыми товарищами. Всё это обязывает воспитателя
формировать у детей второй младшей группы умение доброжелательно
относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке,
о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам.
В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая
взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.
Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование
навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют
мотивы. Мотивация деятельности ребёнка, его поступка, отношений
способствует установлению единства между внешними формами
культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.
Поскольку дети четырёх лет оказываются способными выполнять
элементарные поручения взрослых, руководствоваться в своём поведении
правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие
мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для
сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую
деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами
интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение
окружающих, формировать нравственные мотивы – быть нужными другим
(сверстникам, взрослым).
Дети четвёртого года жизни ещё не умеют соотнести представления о
нравственной норме со своими поступками. У тому же у ребят очень слабо
развит самоконтроль - умение сознательно управлять своим поведением. В
связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных
обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот
почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырёх лет
часто носят ситуативный характер, т.е. проявляются в одних условиях и не
обнаруживаются в других. Однако при взаимодействии детского сада и
семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также
доступной для детей четвёртого года жизни совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек
решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с
окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к
внеситуативным.
В период от трёх до четырёх лет дети активно овладевают речью. Они
начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные
словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность
и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с
окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.
Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно
играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить
их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей
формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь
растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им
в детском саду было хорошо, что к руду взрослых надо относиться бережно.
У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления,
но и формируются новые. Так ребята усваивают, что нужно беречь мебель,
одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что
все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи
и т.д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах,
помогать взрослым и сверстникам – это хорошо. У детей формируются
представления о правдивости: надо говорить правду, всё рассказывать
родным, близким, воспитателю. Таким образом, уже в младшем дошкольном
возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о
явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
Решению перечисленных задач социально-нравственного воспитания
маленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма,
упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трёх лет». К
концу третьего года жизни у ребёнка проявляется потребность в
самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому
себе зависит от того, что ребёнок умеет делать и как воспринимает свои
успехи. Если взрослые не успевают ещё заметить, что в ребёнке произошёл
резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает
кризис. Ребёнок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших
пределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запреты
вызывают протест. Появляются негативизм и упрямство. В небольших
степенях негативизм и упрямство – нормальные реакции во время кризиса.
Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогических
мер. Педагоги учитывают потребность детей конца третьего года жизни в
самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по
предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у
отдельных малышей проявляются, направляют свои усилия на их устранение.
Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся
у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания
детей на данном возрастном этапе.
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений,
простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной
деятельности, в игре и связано с формированием этих деятельностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам...
"Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Воспитывать любовь к Родине, родному краю....
Особенности социально-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Особенности развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста
В брошюре обозначены особенности развития детей младшего дошкольного возраста, кризисные моменти и их влияние на адаптацию детей...
Особенности социально-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Картотека нравственно патриотических игр для детей младшего дошкольного возраста
Картотека нравственно –патриотических игр для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Кто главный?»...