Как научить ребенка самостоятельности?
консультация
Самостоятельность – это одно из главных качеств, благодаря которому реализуется личность. Без проявления самостоятельных действий развитие ребенка невозможно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebenka_samostoyatelnosti.docx | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка самостоятельности?
Детскую самостоятельность определяют как умение выполнять какие-либо действия без посторонней помощи, а также как возможность ставить перед собой новые задачи и цели и находить пути их решения. Самостоятельность – это одно из главных качеств, благодаря которому реализуется личность. Без проявления самостоятельных действий развитие ребенка невозможно.
Самостоятельность начинает проявляться у детей, начиная с раннего возраста (ранний возраст – от 1 до 3 лет). В этот период дети значительно продвигаются в своем сенсорном и физическом развитии, осваивают первые навыки самообслуживания: начинают ходить, говорить, учатся самостоятельно есть, пользоваться горшком, делают первые успешные попытки одеваться, убирать игрушки вместе со взрослым и др. Освоение этих навыков дает ребенку чувство уверенности и автономности, значительно продвигает его в развитии, поэтому, как бы ни хотелось кормить ребенка или полностью одевать его, время от времени необходимо давать ему возможность действовать самому – даже если все вокруг будет испачкано кашей, а колготки снова будут надеты неправильно.
Чтобы малышу было проще осваивать новые навыки, в общении с ним можно использовать различные присказки, сопровождающие режимные моменты. Приведем некоторые примеры:
При одевании:
“В штанины ножки: раз и два,
Да обе ручки — в рукава,
А напоследок — в капюшончик:
Голова!!”
При умывании:
“Водичка-водичка, умой мое личико:
Чтоб глазки блестели, чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!”
При уборке игрушек: “Дон-дон, дон-дон, собираем все кругом”.
К трем годам развитие ребенка достигает своего кризиса. Кризис трех лет часто называют кризисом становления “Я” – периодом, связанным с тем, что желание ребенка быть самостоятельным (знаменитое «Я сам») все чаще сталкивается с невозможностью осуществить намерение. С этим периодом у родителей обычно связано много негативных переживаний, поскольку отношения из легких и доброжелательных становятся конфликтными. Ребенок начинает активно проявлять себя, свои желания, интерес к той или иной деятельности, отличный от интереса взрослого. Несмотря на то, что родителям часто хочется решать конфликты силой и волевым решением, в этот период очень важно поддерживать ребенка и быть терпимым к детским капризам: как ни странно, этот детский бунт – признак развивающейся самостоятельности.
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) самостоятельность развивается в паре с инициативностью. Кроме того, что ребенок продолжает осваивать свое тело, совершенствует навыки самообслуживания, его возможности позволяют ему самостоятельно и по собственной инициативе осуществлять множество интересных занятий. В этом возрасте дети испытывают потребность в самостоятельном выборе деятельности и ее содержания. Для этого ребенку необходим опыт совместных со взрослым занятий: в первую очередь – совместной игры, свободного экспериментирования с окружающими предметами и пространством, конструирования, рисования, чтения, физической активности и т.д. Самостоятельность дошкольника проявляется в личном выборе деятельности, в собственной активности, эмоциональной вовлеченности, упорстве и настойчивости, желании продолжительно заниматься выбранным делом.
К 6-7 годам самостоятельность у детей может проявляться следующим образом:
· ребенок легко может найти себе дело, придумать игру,
· его действия целенаправленны, дело доделывается до конца,
· ребенок имеет свою точку зрения, выражает свое мнение по интересующему его вопросу.
Положительное влияние на развитие самостоятельности оказывает наличие доступной предметно-развивающей среды – материалы и игры для самостоятельной деятельности должны быть в свободном доступе у ребенка. У него должен быть свой уголок, где в понятном для него порядке разложены материалы для разных видов деятельности – так, чтобы он сам
легко мог найти и взять то, чем хочет заниматься сейчас. Если ребенку для осуществления различных занятий нужен взрослый, это не приводит к развитию самостоятельности.
На развитие самостоятельности положительно влияет демократический стиль общения и воспитания в семье: родители дают возможность принимать решения, оказывают эмоциональную поддержку своему ребенку. Взрослому важно сохранять позицию сотрудничества, выражающуюся в совместной деятельности с ребенком и общением с ним как с равноправным партнером. Позиция сотрудничества помогает ребенку:
- осваивать окружающий мир,
- находить смысл в совместной деятельности,
- ставить цели, планировать и организовывать свои действия,
- чувствовать уверенность в себе и поддержку близких людей.
Чтобы ребенок рос самостоятельным:
- поощряйте его интерес к познанию окружающего мира,
- отнеситесь с пониманием к его желаниям, давайте возможность ему выражать свою точку зрения свободно,
- выделите свободное время в режиме дня ребенка, когда ребенок имеет возможность сам планировать свою деятельность, ориентируясь на свои интересы и возможности,
- поддерживайте сюжетно-ролевую игру ребенка,
- если ребенок занял себя сам, не спешите обрывать его занятие, позвольте завершить игру,
- поощряйте выполнение домашних обязанностей дома, пусть у ребенка будет дело, которое делает только он,
- отнеситесь с пониманием к негативным реакциям ребенка – все это часть его проявления, самоидентификации, а следовательно – самостоятельности,
- постарайтесь больше сотрудничать с ребенком на равных, если вы чем-то заняты вместе,
- доброжелательный климат и взаимное уважение в семье даст возможность ребенку легче проявлять себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...
К недели книги: "Как заучивать стихи" , "Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение", "Как научить ребенка беречь книги"
Подборка материалов к недели книги...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"
Как научить ребенка общаться с людьми? В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в домашних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться
Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...
"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"
Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...