Как научить ребенка самостоятельности?
консультация

Братчина Алина Алексеевна

Самостоятельность – это одно из главных качеств, благодаря которому реализуется личность. Без проявления самостоятельных действий развитие ребенка невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_samostoyatelnosti.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка самостоятельности?

Детскую самостоятельность определяют как умение выполнять какие-либо действия без посторонней помощи, а также как возможность ставить перед собой новые задачи и цели и находить пути их решения. Самостоятельность – это одно из главных качеств, благодаря которому реализуется личность. Без проявления самостоятельных действий развитие ребенка невозможно.

Самостоятельность начинает проявляться у детей, начиная с раннего возраста (ранний возраст – от 1 до 3 лет). В этот период дети значительно продвигаются в своем сенсорном и физическом развитии, осваивают первые навыки самообслуживания: начинают ходить, говорить, учатся самостоятельно есть, пользоваться горшком, делают первые успешные попытки одеваться, убирать игрушки вместе со взрослым и др. Освоение этих навыков дает ребенку чувство уверенности и автономности, значительно продвигает его в развитии, поэтому, как бы ни хотелось кормить ребенка или полностью одевать его, время от времени необходимо давать ему возможность действовать самому – даже если все вокруг будет испачкано кашей, а колготки снова будут надеты неправильно.

Чтобы малышу было проще осваивать новые навыки, в общении с ним можно использовать различные присказки, сопровождающие режимные моменты. Приведем некоторые примеры:

При одевании: 

“В штанины ножки: раз и два,

Да обе ручки — в рукава,

А напоследок — в капюшончик:

Голова!!”

При умывании:

“Водичка-водичка, умой мое личико:

Чтоб глазки блестели, чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!”

При уборке игрушек: “Дон-дон, дон-дон, собираем все кругом”.

К трем годам развитие ребенка достигает своего кризиса. Кризис трех лет часто называют кризисом становления “Я” – периодом, связанным с тем, что желание ребенка быть самостоятельным (знаменитое «Я сам») все чаще сталкивается с невозможностью осуществить намерение. С этим периодом у родителей обычно связано много негативных переживаний, поскольку отношения из легких и доброжелательных становятся конфликтными. Ребенок начинает активно проявлять себя, свои желания, интерес к той или иной деятельности, отличный от интереса взрослого. Несмотря на то, что родителям часто хочется решать конфликты силой и волевым решением, в этот период очень важно поддерживать ребенка и быть терпимым к детским капризам: как ни странно, этот детский бунт – признак развивающейся самостоятельности.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) самостоятельность развивается в паре с инициативностью. Кроме того, что ребенок продолжает осваивать свое тело, совершенствует навыки самообслуживания, его возможности позволяют ему самостоятельно и по собственной инициативе осуществлять множество интересных занятий. В этом возрасте дети испытывают потребность в самостоятельном выборе деятельности и ее содержания. Для этого ребенку необходим опыт совместных со взрослым занятий: в первую очередь – совместной игры, свободного экспериментирования с окружающими предметами и пространством, конструирования, рисования, чтения, физической активности и т.д. Самостоятельность дошкольника проявляется в личном выборе деятельности, в собственной активности, эмоциональной вовлеченности, упорстве и настойчивости, желании продолжительно заниматься выбранным делом.

К 6-7 годам самостоятельность у детей может проявляться следующим образом:

· ребенок легко может найти себе дело, придумать игру,

· его действия целенаправленны, дело доделывается до конца,

· ребенок имеет свою точку зрения, выражает свое мнение по интересующему его вопросу.

Положительное влияние на развитие самостоятельности оказывает наличие доступной предметно-развивающей среды – материалы и игры для самостоятельной деятельности должны быть в свободном доступе у ребенка. У него должен быть свой уголок, где в понятном для него порядке разложены материалы для разных видов деятельности – так, чтобы он сам

легко мог найти и взять то, чем хочет заниматься сейчас. Если ребенку для осуществления различных занятий нужен взрослый, это не приводит к развитию самостоятельности.

На развитие самостоятельности положительно влияет демократический стиль общения и воспитания в семье: родители дают возможность принимать решения, оказывают эмоциональную поддержку своему ребенку. Взрослому важно сохранять позицию сотрудничества, выражающуюся в совместной деятельности с ребенком и общением с ним как с равноправным партнером. Позиция сотрудничества помогает ребенку:

- осваивать окружающий мир,

- находить смысл в совместной деятельности,

- ставить цели, планировать и организовывать свои действия,

- чувствовать уверенность в себе и поддержку близких людей.

Чтобы ребенок рос самостоятельным:

  • поощряйте его интерес к познанию окружающего мира,
  • отнеситесь с пониманием к его желаниям, давайте возможность ему выражать свою точку зрения свободно,
  • выделите свободное время в режиме дня ребенка, когда ребенок имеет возможность сам планировать свою деятельность, ориентируясь на свои интересы и возможности,
  • поддерживайте сюжетно-ролевую игру ребенка,
  • если ребенок занял себя сам, не спешите обрывать его занятие, позвольте завершить игру,
  • поощряйте выполнение домашних обязанностей дома, пусть у ребенка будет дело, которое делает только он,
  • отнеситесь с пониманием к негативным реакциям ребенка – все это часть его проявления, самоидентификации, а следовательно – самостоятельности,
  • постарайтесь больше сотрудничать с ребенком на равных, если вы чем-то заняты вместе,
  • доброжелательный климат и взаимное уважение в семье даст возможность ребенку легче проявлять себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться

Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...

"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"

Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...