Банк педагогических идей
консультация

Хайдарова Алия Гатуфовна

Рекомендации для родителей

по речевому развитию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bank_pedagogicheskih_idey.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Банк педагогических идей»

Рекомендация для родителей

по речевому развитию детей дошкольного возраста


Уважаемые родители!


• Развивая речь ребенка, вы способствуете развитию его интеллектуальной и эмоциональной сферы, тем самым создавая залог успешности обучения в школе.

• Речь ребенка развивается в подражании. Будьте примером для своего ребенка.

• Связная речь, способность формулировать мысли рождается в диалоге. Учите своего ребенка вести диалог.

• Работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения решает задачи по подготовке к обучению грамоте.

• Формирующаяся в этом возрасте интеллектуальная, то есть планирующая функция речи является составляющей деятельности общения.

• В старшем дошкольном возрасте высок уровень развития лексики. В речи ребенка появляются синонимы, антонимы, сравнения.

• Для формирования лексических и грамматических навыков необходимо внимательно выслушивать ответы ребенка, помогая высказывать мысли, находить более точные слова.

• Словарный запас расширяется за счет получения новых впечатлений, в различных видах деятельности.

• Для обучения монологической речи учите ребенка рассказывать или пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять рассказы по картинкам, из личного опыта.

• Слушайте и слышьте друг друга.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ


Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребенка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

7. Давайте ребенку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребенком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребенком художественную литературу – это приучает ребенка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребенка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.

13. Играйте с ребенком в разные игры.

14. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


К моменту поступления в школу ребенок должен:
- правильно произносить и хорошо различать все звуки речи на слух (сформированность звуковой стороны речи и фонематических процессов);
- иметь достаточный словарный запас (владеть общеупотребительной лексикой);
-уметь пользоваться разными способами словообразования
(правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных, глаголы с помощью приставок и т. д.);
-грамматически правильно строить предложения; употреблять в них простые и сложные предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже и т. д. сформированность грамматического строя речи);
-правильно отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы по картинкам, пересказывать небольшие литературные произведения, заучивать наизусть стихи
(сформированность связанной речи);
-находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги, определять количество и последовательность слов в предложении и др. (сформированность предпосылок к обучению грамоте)
Игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста:
1. Дополни предложение:
Девочка играет … Мама стирает …
2. Какое яблоко? Собака? Слон? Зима?
3. Как назвать одним словом маленький стул?
А если их много?
-маленькую собаку? Их много?
-маленькое яблоко? Их много?
4. Составить предложение по одному слову.
Мальчик. Кукла. Мишка.
5. Составь предложение по 3- м данным словам: Кукла. Девочка. Платье
6. Дополни предложение:
Он не пошел на прогулку, потому что …
Он не взял игрушку, потому что…
7. Исправь:
Он ушла на реку.
Там увидел маленький рыбку. Потом бросил один камни.
Из реки выпрыгнула зеленый лягушка.
8. Назови:
одно слово, один звук, одно предложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банк педагогических идей: Домашняя математическая игротека для детей и родителей

Под  математическим  развитием  дошкольников  следует  понимать  сдвиги  и изменения  в  познавательной  деятельности  личности,  которые...

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Конспект методического мероприятия – Аукциона педагогических идей: «Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников обра

Цель: популяризация результатов образовательной и творческой деятельности педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» (д...

Муниципальный "Банк педагогического опыта"

Муниципальный "Банк педагогического опыта"- информация об инновационном педагогическом опыте пед. коллектива МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД "ОСТРОВОК " по теме: "Родитель-СОпроводитель-СОучастник воспитательно-об...

ПРИКАЗ от 02.10.2024.№ 280-ОД.Обобщение инновационного педагогического опыта "БАНК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА" МО "Южно-Курильский городской округ".

02.10.2024.№ 280-ОД. Обобщение инновационного педагогического опыта "Банк педагогического опыта"Опубликовано 04.11.2024 - 13:23 - Романюта Екатерина Алексеевна1).Заявка от 30.09.2024. О...