Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего возраста
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность
с детьми младшей группы
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность.
Задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Наблюдая за детьми можно увидеть, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Например: почему мячик катится, а куб нет, почему у кошки 4 ноги, а у птицы только 2 и т.д.
Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Создав соответствующую предметно - пространственную среду в группе и обеспечив необходимым оборудованием (ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки), проводятся всевозможные игры - эксперименты.
В процессе игр дети узнают, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки) нет. С большим интересом дети наблюдают за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивают воду разными цветами.
Наблюдая сильный дождь из окна, дети видят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений делают выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.
Для формирования у детей интереса к этому явлению используют стихотворение З. Александровой «Дождик», русскую народную потешку «Дождик».
Стараясь подвести понимание детей к тому, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек, рассматриваем с детьми картины, ухаживаем за растениями.
В процессе работы дети знакомятся со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки. Камни, песок, вода постоянно присутствуют в группе.
В процессе работы, играя с детьми, создаются проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы.
Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка).
Именно поэтому, необходимо привлекать родителей к совместному решению данных вопросов, используя следующие формы:
- Родительский уголок
- Беседы
- Тематические консультации
- Опросы, анкетирование
Нацеливание родителей на то, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.
В ходе работы дети будут более самостоятельны, любопытны, появится интерес к экспериментированию, расширится кругозор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по познавательно – исследовательской деятельности с детьми младшего возраста
Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любозна...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Конспекты занятий по познавательно – исследовательской деятельности с детьми младшего возраста
Конспекты занятий по познавательно – исследовательской деятельности с детьми младшего возраста...
Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...
Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"
Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...
Буклет "Познавательно – исследовательская деятельность с детьми младшего возраста"
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в час...