«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СЕНСОРНЫМИ ЭТАЛОНАМИ - ЦВЕТ»
консультация (подготовительная группа)

Восприятие  и выделение цвета - обязательный этап чувственного познания мира.

В основе лежит зрительная ориентировка. Первые игры и упражнения предполагают выбор знакомых предметов, резко различных по цвету. Понятие слова "цвет" дается на примере двух-трех контрастных цветов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СЕНСОРНЫМИ ЭТАЛОНАМИ - ЦВЕТ»

Воспитатель: Исупова Надежда Николаевна

Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми дошкольного возраста. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. 

Восприятие  и выделение цвета - обязательный этап чувственного познания мира.

В основе лежит зрительная ориентировка. Первые игры и упражнения предполагают выбор знакомых предметов, резко различных по цвету. Понятие слова "цвет" дается на примере двух-трех контрастных цветов.

  • Соотнесении предметов с образцом по цвету. Дети сначала зрительно запоминают сами цвета, потом названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, а также белый и черный. И лишь в последующем - названия дополнительных цветов и оттенков. Постепенно начинают складываться представления о цвете как свойстве предметов, которые закрепляются в слове-названии. На этом этапе уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зеленый и т.д.)

Первым нашим помощником в развитии у детей цветового восприятия является природа. Её многоцветие по-своему радует нас во все времена года. Если научить внимательно вглядываться, то мы увидим богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей, листвы. Да, летом, все листья зелёные. Положите маленький  листок берёзы на широкий лист тополя.  Ребенок увидит огромную цветовую разницу. А если приглядеться к листочкам, освещённым солнечным светом? Поверхность листа, отражающая свет неба – голубовато-зелёная и блестит, а изнанка – золотисто-зелёная. Упала тень от соседнего листочка – это совсем новый оттенок. Зелёная гусеница пересекает лист, её очень хорошо видно, у неё свой оттенок зелёного цвета.

Формирование цветовых «мысленных» образов и оперирование ими в повседневной жизни подчеркивает факт усвоения данного сенсорного эталона.

Развития цветового восприятия у детей, формирование умений сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания и, что очень важно, создавать их по собственному замыслу - обязательный этап в развитии чувственного познания мира.

Зимой мы будем наблюдать с детьми палитру светлых оттенков голубого, синего, фиолетового цвета. Интересно сравнить, как цвет снега меняется в зависимости от цвета неба. Одинаков ли он в солнечный день и пасмурный, утром и вечером? А какого цвета тени на снегу, углубления от разных следов?…

Осень для нас предоставит богатейшую палитру оттенков тёплых цветов – жёлтого, оранжевого, коричневого, бордового, красного и многих других. Гуляя с детьми в лесу или парке можно набрать огромный букет листьев, засушить их дома, затем помочь детям составить из них красивую картину. С листочками можно и поиграть, выкладывая из них веночки по цвету, раскладывая в ряд листочки одного цвета от самых светлых до самых насыщенных оттенков.

Весной природа дарит нам нежнейшие цвета и оттенки мягких, пастельных тонов – кремовый, розовый, абрикосовый, охристый, светло-жёлтый.

Наблюдая, любуясь красотой природы, мы подведём детей к пониманию цветовой гармонии. Дети, наблюдая за небом,  узнают, что небо бывает и алое, и фиолетовое, и зеленоватое, и насквозь позолоченное солнцем, и почти что белое, и многоцветное.

Но как передать эту красоту в рисунке?

Игры с палитрой:

  • Сначала познакомим их с белой гуашью, и научим смешивать белила со всеми другими красками.

На наших глазах происходят чудеса – яркие, насыщенные краски превращаются в нежнейшие пастельные тона.

Попросим детей нарисовать интереснейшие истории - сказки – «Розовые», «Голубые», «Бирюзовые» и другие.

  • Затем «подружим» детей с чёрной краской, ведь и она по-своему хороша. Для этого добавим в каждую краску на палитре чуть-чуть чёрной. Что произошло? Краски стали не яркими, а приглушёнными.

Теперь мы будем рисовать и придумывать новую сказку – «Сказку ночи».

  • Следующий этап – смешивание между собой основных цветов – красного, жёлтого и синего для получения дополнительных.

 Смешаем красную с жёлтой и получим множество оттенков оранжевого цвета, красную с синей – оттенки фиолетового цвета, синюю с жёлтой – зелёные оттенки.
    
Игры с палитрой бесконечны. Число получаемых ребёнком оттенков разного цвета будет измеряться десятками. Ребёнок чувствует себя «своим» в удивительном мире цвета. Он научится предвидеть результат сложных смешений красок, получать нужный ему оттенок.
Закрепить устойчивые представления детей о цвете, развить зрительное восприятие нам помогут дидактические игры. Психолого-педагогические исследования показывают, что такие игры повышают эффективность обучения в 15-20 раз. Предлагаем вам сделать вместе с детьми игру «Цвет и форма». Для этого: 

  • Подготовим поле – половину или четверть листа ватмана.
  • Вырежем геометрические формы: треугольники, квадраты, круги, ромбы, прямоугольники, овалы разной величины.
  • Раскрасим вместе с детьми их в разные цвета и оттенки.

Вы можете придумать свои варианты этой игр. Так, ненавязчиво, любуясь вместе с детьми естественными красками природы, смешивая различные цвета на палитре, играя в настольные игры, мы раскроем им мир во всей своей сложности, многозначности и многоцветности. И тогда мы увидим в детских рисунках не просто изображения, а выразительные художественные образы. А дети испытают радость от самовыражения в рисунке!

https://i.pinimg.com/originals/3a/d5/05/3ad5050716c84071e9a2d5f3de5e6662.jpg https://i.pinimg.com/736x/2a/63/4c/2a634c579869d0fdadd58488ec5f4432.jpghttps://cf.ppt-online.org/files/slide/p/PMxGDrWlzSy1vTpsHkEQgJ2ZOhUbNXdaYjqtFm/slide-18.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Конспект занятия «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)»

Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой сферы Развитие ли...

Занятие «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)»

Занятие «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)»...

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР....

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета.

В младшей группе детского сада (3 - 4 года) при ознакомлении с сенсорнми эталонами цвета используются дидактические игр на группировку и сравнение цветовых объектов, при этом дидактические задачи усло...