КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ СКАЗОК
картотека
КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ СКАЗОК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_artikulyatsionnye_skazki.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ СКАЗОК
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЯЗЫЧКА
Автор Е.М. Косинова
Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.
Лягушка и слоник
Раз – лягушка с толстым брюшком,
Два – большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив ее в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.
У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.
Киска сердится
Выгляни в окошечко –
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула.
Зашипела, прыгнула…
Рассердилась киска –
Не подходите близко!
Возле дома Язычка протекал веселый ручеек. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить ее в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.
Парус
Лодочка под парусом по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
Пустил Язычок лодочку в ручеек, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.
Маляр
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке,
Позови на помощь краски!
Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.
Гриб
Под березой у дорожки
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх – а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай, изобразим, как стучит дятел.
Дятел
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук –
Раздается громкий звук.
Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.
Комарик
Прилетает по ночам,
Не дает заснуть нам:
Зло звенит, над ухом вьется,
Только в руки не дается.
Не поймал Язычок комарики и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку.
Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке веселые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.
Гармошка
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам нетрудно повторять!
О. Перова
Сыграл зайчик свою веселую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.
Заведи мотор
По шоссе машина мчит.
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» - гудит мотор.
Ну, давай поможем зайке:
Заведем скорей мотор.
И до солнечной лужайки
Довезет его шофер.
По ухабам серый зайка –
«Дын-дын-дын» - летит вперед,
И успеет на лужайке
Прополоть он огород.
ЗООПАРК
Автор Е.М. Косинова
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Бегемотики
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
Да пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.
О. Перова
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай, изобразим, как лягушки улыбались.
Лягушки
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем, какой у слона хобот!
Слон
Буду подражать слону!
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай, изобразим змею!
Змея
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Лошадка
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал.
Расческа
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня… расческа.
Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Часики
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Шарики
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Автор Т.В. Мецлер
В одном домике, дружок,
Живет Веселый Язычок,
Ох, и шустрый он
мальчишка
И немного шалунишка.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
Распластался, как лопатка,
Полежал на губе
И опять ушел к себе.
Затем он решил попить чаю из чашечки. Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий... И вдруг ему навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Видит - маляры красят кисточками дом. Язык превратился в кисточку и помог им. А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак! По дороге домой Язычок познакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нравится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и ни сколько не устали!
А слоник показал, как он играет с хоботком:
Подражаю я слону -
Губы хоботком тяну.
Потянули, перестали,
Потянули, перестали
И нисколько не устали!
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок,
Лег в кроватку и умолк.
ВЕСЕЛЫЙ ЛЯГУШОНОК
Автор М.В. Малец
Прямо рядышком с болотцем
Средь зеленых кочек
Жил веселый лягушонок –
Маменькин сыночек.
Был он очень-очень мил
И со всеми он дружил.
Улыбался он друзьям,
Улыбнется он и нам,
Улыбнусь ему и я,
Мне он нравится, друзья!
Упражнение «Улыбка»
Зубы сомкнуты.
Губы в улыбке. Верхние
и нижние резцы видны.
Улыбаться широко
Очень просто и легко:
Как лягушка,
Тянем к ушкам
Губы. Улыбаемся.
Получается отлично!
Молодцы! Стараемся!
Лягушонку с ранних лет
Добывать себе обед
Приходилось самому.
Было нелегко ему.
Пищу сам он добывал,
Еще до свету вставал
И под кочкой у листочка
Язычок свой разминал:
Чтоб комариков достать,
Должен он подвижным стать.
Упражнение «Блинчик»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Боковые края языка касаются уголков рта.
Повторить его зарядку
Мы сумеем по порядку.
Пя-пя-пя –
Пя-пя-пя –
Язык – лопатка у тебя!
На лопатку и на блинчик
Наш язык сейчас похож,
Он послушен и прилежен
И поэтому хорош!
Упражнение «Иголочка»
Рот открыт.
Узкий язык высунуть изо рта.
Расслабляться надоело!
Напряжемся до предела!
Язычок теперь – «иголка»,
Хоть и острый, но не колкий!
А теперь без сожаленья
Чередуем упражненья:
«Блинчик» – острая «иголка» –
Расслабленье – напряженье.
Упражнение «Часики»
Рот открыт. Кончиком языка касаться поочередно то одного, то другого угла рта.
«Часики» – «тик-так, тик-так!»
Постарайся, сделай так:
Язык – «иголка», улыбнись,
Губ уголков «иглой» коснись.
Словно маятник язык:
Тик-тик! Тик-тик!
Тик-тик! Тик-тик!
Упражнение « Чистим зубки»
Рот открыт. Тубы в улыбке. Широким кончиком языка водить сначала по верхним зубам, а потом – по нижним зубам, слева направо и обратно.
Лягушонок чистит зубки
Ежедневно, каждый день!
Чистить зубки лягушонку
Ну совсем, совсем не лень!
Зубки верхние снаружи
Чистит. Чистит и внутри.
Справа – влево, слева – вправо,
Полюбуйся, посмотри.
Зубки нижние снаружи
Чисто чистит он затем.
Справа – влево, слева – вправо,
Помнить нужно это всем:
Челюсть нижняя на месте!
«Чистим зубки» с ним мы вместе!
Упражнение «Качели»
Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, а затем опускать к нижней. После этого язык тянуть поочередно к носу и к подбородку.
Лягушонок чуть схитрил,
Закричал что было сил:
«Эй, комарики, качели!
На качели, на качели!
Я качели сделал вам!
Покачаю вас я сам!
Рот открыт,
В улыбке губы,
Гибкий кончик языка
Покачает вас пока
Вверх и вниз,
К губе и к носу,
Наслаждайтесь без вопросов!»
Упражнение «Чашечка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу.
На язык комарик сел,
А взлететь он не сумел!
Прямо в «чашечку» поймался!
В «чашечке» он и остался!
Упражнение «Болтушка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад.
Лягушонок очень мил,
Сам себя он похвалил:
«Бл-бл-бл, бл-бл-бл!
Сам комариков ловил!
Бл-бл-бл, бл-бл-бл!
У меня хватило сил!
Язычок широкий, плоский,
Словно блинчик или доски,
Чашечкой я завернул,
К носу язычок тянул.
Упражнение «Вкусное варенье»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого.
Облизнулся с наслажденьем:
«Мой обед вкусней варенья!»
Вот конец стихотворенья –
Занимайся каждый день.
Прочь тогда прогонишь лень!
Если прочь прогонишь лень,
Сытым будешь каждый день!
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ СКАЗКИ
Автор Т.В. Мецлер
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
А теперь Язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни
И иголкой уколи.
На тонкой ножке
Стоит грибок у дорожки.
Язык свой к нёбу
прилепляй
И грибочек ты срывай.
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево – тик, вправо – так,
Тик-так, тик-так.
А теперь вот, погляди, –
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.
Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они то вверх, то вниз.
Ты вместе с ними
прокатись.
Очень любит Язычок
вкусное варенье,
Приготовил он друзьям
это угощенье.
Варенье приятное,
вкусное, ароматное.
Язычок подними, варенье
с губки оближи.
Язык наш змейку
не боится,
В нее он может
превратиться.
Вперед-назад,
вперед-назад,
Не напугает он ребят!
Как маляр наш Язычок,
Кисточкой покрасил
чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!
Так живет наш Язычок
В маленьком домишке
Превращается во все
На радость всем детишкам
ВЕСЕЛАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Автор Н.В. Нищева
Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота –
Подшутить над ним охота.
Широко открывать и закрывать рот
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?
Качели
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри сейчас.
Улыбка
У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок – как клюв у птицы.
Иголочка
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
Хоботок
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
Маятник (Часики)
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
Хомячок (надувание щек)
Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.
Вкусный мед
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
Лопата
Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет.
Мостик (Киска злится)
Котенок любит молоко:
Нальешь – и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.
Котенок лакает молоко
Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево – вправо, на бочок.
Орешки (Футбол)
Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
Чашечка
ЗАГАДОЧНАЯ БАБОЧКА
К начальному комплексу артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии
Автор Т.В. Рожкова
Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.
«Птенчик».
А бабочка ему говорит:
Явился в желтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки!
Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?» А бабочка все свое:
Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка
Улыбается от ушка до ушка.
Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.
«Улыбочка».
– А еще знаешь, про что-нибудь большое? – спросил он.
И тут бабочка не растерялась:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди у зверя – хвост большой.
Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это...
– Слон! – закричал весело птенчик.
«Хоботок».
– Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? – спросила бабочка.
– Я остался один, потому и плакал.
Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
– Это про мою лопатку.
«Лопатка».
Я отгадал. А еще знаешь? – спросил птенчик.
Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные... (шары).
И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.
«Надуй игрушку».
Они даже пошлепали свои язычки,
«Непослушный язычок».
но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.
«Расческа».
Затем друзья покачались на качелях.
«Качели»
И не заметили, как время прошло.
– А что всегда идет, а с места не сходит? – спросила бабочка.
И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела.
Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к ее в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.
КТО ПОМОЖЕТ ВОРОБЬЮ
Автор Т.В. Рожкова
Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.
«Птенчик».
Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.
«Горка».
Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.
«Веселая змейка».
- Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал.
- Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, - но у меня нот рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. - И уползла.
Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.
«Катушка».
Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка, подставила копыто,
«Лошадка».
чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат - стучит дятел.
«Барабанщик».
Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:
- Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.
Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,
«Загнать мяч в ворота»,
Попросил у них помощи. Ребята побежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не плакал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них – благодарил.
ПРЕКРАСНАЯ ОБЖОРКА
К комплексу упражнений для отработки звуков [к] - [г] - [х]
Автор Т.В. Рожкова
Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон.
«Хоботок».
Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.
«Улыбочка».
И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.
– Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, – сказала гусеничка. – Ой, какой у меня бледный вид!
И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон.
«Лопатка» и «Иголочка».
Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела... Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.
«Почистим зубки» и «Посчитаем нижние зубки».
Затем Обжорка немножко посердилась,
«Киска сердится».
свернулась катушечкой и сладко уснула.
«Катушка».
Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.
«Качели».
В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.
ТРУДОЛЮБИВАЯ БОЖЬЯ КОРОВКА
К комплексу упражнений для отработки звуков [ш] - [ж] - [щ] - [ч]
Автор Т.В. Рожкова
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
– Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.
– Да ты просто красный жук, - вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
«Улыбочка».
– Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.
«Непослушный язычок».
И он стал ровным, как лопаточка.
«Лопатка».
Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой
«Чашечка».
и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом
«Бублик»,
и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,
«Лошадка».
веселого маляра,
«Маляр».
грибок
«Грибок».
и даже гармошку.
«Гармошка».
Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
– Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.
– Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем
«Вкусное варенье».
И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.
«Грибок».
А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.
«Парашютик».
Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.
ЗАЯЦ-ОГОРОДНИК
Автор Т.В. Рожкова
История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку.
«Лопатка».
Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто-то:
– Эй, заяц, ты чего тут делаешь?
– Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, – отвечает
Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.
«Веселая змейка».
Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.
«Грибок».
«Вот молодец», – удивилась белка и тут же совет дала:
– Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. – А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.
Только белка ушла – медведь идет да банку с вареньем несет.
«Вкусное варенье».
Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:
– Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушел косолапый.
Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень.
Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».
А перед самим вечером смотрит – волк идет, чашечку несет.
– Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.
«Чашечка».
Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.
«Ковшик».
Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.
«Лошадка».
Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.
Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш».
НЕВОСПИТАННЫЙ МЫШОНОК
Автор Т.В. Рожкова
Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу – не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,
«Почистим зубки», причесался.
«Расческа».
Видит, зайчик на качелях качается.
«Качели».
Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!»
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.
«Язык-силач».
И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.
«Бублик».
Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.
А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки.
«Горка».
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.
«Заборчик».
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» – кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, – отвечает летучая мышь, – добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик.
«Паровозик свистит».
И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.
СКАЗКА О КЛЯКСЕ
Автор Т.В. Рожкова
Жила-была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям.
«Язычок на балкончике».
Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле, но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно!
Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпку.
«Маляр».
Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!»
«Язычок на балкончике».
Тогда Клякса купила синие краски и выкрасила свою юбку.
«Маляр».
Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым.
«Спрячь конфетку» и «Почистим зубки».
И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет.
«Маляр».
Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречал, в ужасе кричал: «Какая желтая Клякса! Как блин!»
«Лопатка».
В это время пролетала Сова – мудрая голова.
«Часики».
Сова не узнала Кляксу в новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и Красивая Незнакомка! – сказала вежливо Сова. – Вы случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за луну. И они вместе отправились качаться на качелях.
«Качели».
ДЕНИСКИНА ЗАРЯДКА
Автор Е.Б. Смирнова
КАЧЕЛИ
Язычок вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо,
Весело Дениске!
ГОРКА
Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгнем язычка
– Горка получается.
Быстро-быстро с горки вниз
На санках катится Денис.
ПАРОХОД ГУДИТ
Вот Денискин пароход
Смело по морю плывет.
Не боясь крутой волны,
Весело гудит он: «Ы-ы-ы».
ТРУБОЧКА
Кто играет на гитаре,
А Денис – на дудочке:
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой.
ЧАСИКИ
У Дениса есть часы
Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
БАРАБАНЩИК
Недавно бабушка Анфиса
Купила барабан Денису.
И теперь он делом занят:
Громко-громко барабанит.
УЛЫБКА
Наш Дениска – озорник,
Тянет губки к ушкам.
– Посмотрите, – говорит –
Я теперь лягушка!
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Если у Дениса
Плохое настроенье,
Ест Дениска наш
Вкусное варенье.
Надо верхнюю губу
Вареньицем намазать
И широким язычком
Облизнуть все сразу.
ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК
Автор В.Н. Чернякова
Жил веселый язычок,
Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе.
Запирался на крючок.
Делают язычок узким, кончик поднимают вверх.
Хоть один он проживал,
Никогда не унывал.
Утром рано просыпался,
За зарядку принимался.
Руки вверх и руки вниз,
Двигают языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением.
А потом ты наклонись.
Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы.
А затем подскоки, бег –
Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу.
Тут совсем не до утех.
Узким языком выполняют горизонтальные движения, влево - вправо (темп меняется).
Притомился язычок,
Даже заколол бочок.
Стараются сделать язычок как можно уже.
Умываться он пошел,
Щетку в ванной он нашел.
Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.
Зубы чистил, полоскал,
Имитируют полоскание ротовой полости.
А умылся – засверкал.
Кончиком языка облизывают губы.
А на завтрак язычок
Выпил тепленький чаек
Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.
С вкусным вареньем,
Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.
С большим наслажденьем.
Улыбаются, сомкнув зубы.
Взялся язычок за дело –
И работа закипела:
Язык широкий, боковые края языка прижимают к коренным зубам, кончиком как бы снизу вверх чистят нижние резцы.
Подметал, белил и мыл –
Отрабатывают подъем языка и его подвижность.
Ничего он не забыл.
Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.
Прогуляться он пошел,
Узким языком выполняют горизонтальные движения влево - вправо (темп меняется).
Много он забав нашел:
С горки весело спускался,
Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы.
На качелях покачался,
Двигают языком вверх - вниз с постепенным ускорением.
На лошадке поскакал,
Прижимают язык к нёбу и опускают вниз (щелкают).
И ни разу не упал.
А потом домой вернулся,
Помещают язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы.
Дверь закрыл и улыбнулся.
Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.
Наш веселый язычок
Славно прожил свой денек:
Потрудился, отдохнул,
Делают язык широким.
Наигрался и заснул.
Помещают язык в нижнее положение, расслабляют его, зубы сжимают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека артикуляционных сказок
артикуляционная гимнастика в сказках...
Картотека артикуляционных сказок
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке....
Картотека артикуляционных сказок
Хорошо известно, что благодаря речи, люди получают больше возможности общения друг с другом. Красивая и правильная речь - залог успешного обучения. Поэтому задача всех заботливых родителей вовремя обр...
Картотека артикуляционных сказок
Картотека артикуляционных сказок...
Картотека "Артикуляционных сказок"
Цель – развитие связной речи путем составления различных артикуляционных сказок; формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построе...
Картотека артикуляционных сказок
Картотека артикуляционных сказок...
Картотека артикуляционных сказок
Представлены артикуляционные сказки на все группы звуконарушений...