КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ СКАЗОК
картотека

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ СКАЗОК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_artikulyatsionnye_skazki.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ СКАЗОК

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЯЗЫЧКА

Автор Е.М. Косинова

Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Лягушка и слоник

Раз – лягушка с толстым брюшком,

Два – большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив ее в кадушку,

Как под душем, ту лягушку

Поливал из шланга он.

У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Киска сердится

Выгляни в окошечко –

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула.

Зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска –

Не подходите близко!

Возле дома Язычка протекал веселый ручеек. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить ее в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.

Парус

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

Пустил Язычок лодочку в ручеек, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.

Маляр

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.

Гриб

Под березой у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх – а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай, изобразим, как стучит дятел.

Дятел

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук –

Раздается громкий звук.

Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.

Комарик

Прилетает по ночам,

Не дает заснуть нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.

Не поймал Язычок комарики и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку.

Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке веселые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.

Гармошка

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

О. Перова

Сыграл зайчик свою веселую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.

Заведи мотор

По шоссе машина мчит.

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

Ну, давай поможем зайке:

Заведем скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезет его шофер.

По ухабам серый зайка –

«Дын-дын-дын» - летит вперед,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

ЗООПАРК

Автор Е.М. Косинова

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

 

Бегемотики

Рот пошире открываем, 

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик, 

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя, 

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

                        О. Перова

 

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай, изобразим, как лягушки улыбались.

 

Лягушки

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки – 

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

 

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем, какой у слона хобот!

Слон

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай, изобразим змею!

 

Змея

Подражаем мы змее, 

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем, 

Только так, а не иначе.

 

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

 

Лошадка

Я – веселая лошадка, 

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко – 

Стук копыт услышишь звонкий.

 

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал.

 

Расческа

С волосами я дружу, 

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… расческа.

 

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Часики

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так, 

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

 

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

 

Шарики

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

 

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Автор Т.В. Мецлер

В одном домике, дружок,

Живет Веселый Язычок,

Ох, и шустрый он

мальчишка

И немного шалунишка.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

Распластался, как лопатка,

Полежал на губе

И опять ушел к себе.

Затем он решил попить чаю из чашечки. Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий... И вдруг ему навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Видит - маляры красят кисточками дом. Язык превратился в кисточку и помог им. А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак! По дороге домой Язычок познакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нравится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и ни сколько не устали!

А слоник показал, как он играет с хоботком:

Подражаю я слону -

Губы хоботком тяну.

Потянули, перестали,

Потянули, перестали

И нисколько не устали!

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок,

Лег в кроватку и умолк.

ВЕСЕЛЫЙ ЛЯГУШОНОК

Автор М.В. Малец

Прямо рядышком с болотцем

Средь зеленых кочек

Жил веселый лягушонок –

Маменькин сыночек.

Был он очень-очень мил

И со всеми он дружил.

Улыбался он друзьям,

Улыбнется он и нам,

Улыбнусь ему и я,

Мне он нравится, друзья!

Упражнение «Улыбка»

Зубы сомкнуты.

Губы в улыбке. Верхние

и нижние резцы видны.

Улыбаться широко

Очень просто и легко:

Как лягушка,

Тянем к ушкам

Губы. Улыбаемся.

Получается отлично!

Молодцы! Стараемся!

Лягушонку с ранних лет

Добывать себе обед

Приходилось самому.

Было нелегко ему.

Пищу сам он добывал,

Еще до свету вставал

И под кочкой у листочка

Язычок свой разминал:

Чтоб комариков достать,

Должен он подвижным стать.

Упражнение «Блинчик»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Боковые края языка касаются уголков рта.

Повторить его зарядку

Мы сумеем по порядку.

Пя-пя-пя –

Пя-пя-пя –

Язык – лопатка у тебя!

На лопатку и на блинчик

Наш язык сейчас похож,

Он послушен и прилежен

И поэтому хорош!

Упражнение «Иголочка»

Рот открыт.

Узкий язык высунуть изо рта.

Расслабляться надоело!

Напряжемся до предела!

Язычок теперь – «иголка»,

Хоть и острый, но не колкий!

А теперь без сожаленья

Чередуем упражненья:

«Блинчик» – острая «иголка» –

Расслабленье – напряженье.

Упражнение «Часики»

Рот открыт. Кончиком языка касаться поочередно то одного, то другого угла рта.

«Часики» – «тик-так, тик-так!»

Постарайся, сделай так:

Язык – «иголка», улыбнись,

Губ уголков «иглой» коснись.

Словно маятник язык:

Тик-тик! Тик-тик!

Тик-тик! Тик-тик!

Упражнение « Чистим зубки»

Рот открыт. Тубы в улыбке. Широким кончиком языка водить сначала по верхним зубам, а потом – по нижним зубам, слева направо и обратно.

Лягушонок чистит зубки

Ежедневно, каждый день!

Чистить зубки лягушонку

Ну совсем, совсем не лень!

Зубки верхние снаружи

Чистит. Чистит и внутри.

Справа – влево, слева – вправо,

Полюбуйся, посмотри.

Зубки нижние снаружи

Чисто чистит он затем.

Справа – влево, слева – вправо,

Помнить нужно это всем:

Челюсть нижняя на месте!

«Чистим зубки» с ним мы вместе!

Упражнение «Качели»

Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, а затем опускать к нижней. После этого язык тянуть поочередно к носу и к подбородку.

Лягушонок чуть схитрил,

Закричал что было сил:

«Эй, комарики, качели!

На качели, на качели!

Я качели сделал вам!

Покачаю вас я сам!

Рот открыт,

В улыбке губы,

Гибкий кончик языка

Покачает вас пока

Вверх и вниз,

К губе и к носу,

Наслаждайтесь без вопросов!»

Упражнение «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу.

На язык комарик сел,

А взлететь он не сумел!

Прямо в «чашечку» поймался!

В «чашечке» он и остался!

Упражнение «Болтушка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад.

Лягушонок очень мил,

Сам себя он похвалил:

«Бл-бл-бл, бл-бл-бл!

Сам комариков ловил!

Бл-бл-бл, бл-бл-бл!

У меня хватило сил!

Язычок широкий, плоский,

Словно блинчик или доски,

Чашечкой я завернул,

К носу язычок тянул.

Упражнение «Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого.

Облизнулся с наслажденьем:

«Мой обед вкусней варенья!»

Вот конец стихотворенья –

Занимайся каждый день.

Прочь тогда прогонишь лень!

Если прочь прогонишь лень,

Сытым будешь каждый день!

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ СКАЗКИ

Автор Т.В. Мецлер

Жил веселый Язычок

В маленьком домишке,

Превращался во что мог

На радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился

И на губке развалился.

Распластался, растянулся

И губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся

И стал чашечкой для всех.

А теперь Язык наш колкий,

Стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни

И иголкой уколи.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу

прилепляй

И грибочек ты срывай.

Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево – тик, вправо – так,

Тик-так, тик-так.

А теперь вот, погляди, –

Это скачут лошади.

Языком пощелкай ты,

Как копытами они.

Язычок наш захотел:

На качелях полетел!

Летят они то вверх, то вниз.

Ты вместе с ними

прокатись.

Очень любит Язычок

вкусное варенье,

Приготовил он друзьям

это угощенье.

Варенье приятное,

вкусное, ароматное.

Язычок подними, варенье

с губки оближи.

Язык наш змейку

не боится,

В нее он может

превратиться.

Вперед-назад,

вперед-назад,

Не напугает он ребят!

Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил

чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

Так живет наш Язычок

В маленьком домишке

 Превращается во все

На радость всем детишкам

ВЕСЕЛАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Автор Н.В. Нищева

Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота –

Подшутить над ним охота.

Широко открывать и закрывать рот

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

Качели

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри сейчас.

Улыбка

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок – как клюв у птицы.

Иголочка

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

Хоботок

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

Маятник (Часики)

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Хомячок (надувание щек)

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

Вкусный мед

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Лопата

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

Мостик (Киска злится)

Котенок любит молоко:

Нальешь – и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Котенок лакает молоко

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево – вправо, на бочок.

Орешки (Футбол)

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Чашечка

ЗАГАДОЧНАЯ БАБОЧКА

К начальному комплексу артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии

Автор Т.В. Рожкова 

 

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.

 

«Птенчик».

 А бабочка ему говорит:

Явился в желтой шубке:

– Прощайте, две скорлупки!

Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?» А бабочка все свое:

Летом в болоте

 Вы ее найдете.

Зеленая квакушка

Улыбается от ушка до ушка.

 

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.

 «Улыбочка».

– А еще знаешь, про что-нибудь большое? – спросил он.

И тут бабочка не растерялась:

У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя – хвост большой.

Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это...

– Слон! – закричал весело птенчик.

 «Хоботок».

 – Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? – спросила бабочка.

– Я остался один, потому и плакал.

Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

– Это про мою лопатку.

 «Лопатка».

 

Я отгадал. А еще знаешь? – спросил птенчик.

Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные... (шары).

 

И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.

 «Надуй игрушку».

 Они даже пошлепали свои язычки,

 «Непослушный язычок».

 но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.

 «Расческа».

 Затем друзья покачались на качелях.

 «Качели»

 И не заметили, как время прошло.

–  А что всегда идет, а с места не сходит? – спросила бабочка.

И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела.

Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к ее в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

КТО ПОМОЖЕТ ВОРОБЬЮ

Автор Т.В. Рожкова

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.

«Птенчик».

Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.

«Горка».

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.

«Веселая змейка».

- Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал.

- Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, - но у меня нот рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. - И уползла.

Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.

«Катушка».

Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка, подставила копыто,

«Лошадка».

чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат - стучит дятел.

«Барабанщик».

Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:

- Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.

Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,

«Загнать мяч в ворота»,

Попросил у них помощи. Ребята побежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не плакал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них – благодарил.

ПРЕКРАСНАЯ ОБЖОРКА

К комплексу упражнений для отработки звуков [к] - [г] - [х]

Автор Т.В. Рожкова

        

Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон.

«Хоботок».

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

«Улыбочка».

И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

– Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, – сказала гусеничка. – Ой, какой у меня бледный вид!

И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон.

«Лопатка» и «Иголочка».

Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела... Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.

«Почистим зубки» и «Посчитаем нижние зубки».

Затем Обжорка немножко посердилась,

«Киска сердится».

свернулась катушечкой и сладко уснула.

«Катушка».

Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.

«Качели».

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

ТРУДОЛЮБИВАЯ БОЖЬЯ КОРОВКА

К комплексу упражнений для отработки звуков [ш] - [ж] - [щ] - [ч]

Автор Т.В. Рожкова

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

– Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.

– Да ты просто красный жук, - вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

«Улыбочка».

– Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.

«Непослушный язычок».

И он стал ровным, как лопаточка.

«Лопатка».

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

«Чашечка».

и набрала дождевой водички для чаяПопила чайку с бубликом

«Бублик»,

и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

«Лошадка».

веселого маляра,

«Маляр».

грибок

«Грибок».

и даже гармошку.

«Гармошка».

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

– Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.

– Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

«Вкусное варенье».

И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

«Грибок».

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.

«Парашютик».

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

ЗАЯЦ-ОГОРОДНИК

Автор Т.В. Рожкова

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку.

«Лопатка».

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто-то:

–  Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

– Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, – отвечает

Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.

«Веселая змейка».

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.

«Грибок».

«Вот молодец», – удивилась белка и тут же совет дала:

–  Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. – А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла – медведь идет да банку с вареньем несет.

«Вкусное варенье».

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:

– Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушел косолапый.

Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень.

Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».

А перед самим вечером смотрит – волк идет, чашечку несет.

– Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.

«Чашечка».

Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.

«Ковшик».

Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

«Лошадка».

Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш».

НЕВОСПИТАННЫЙ МЫШОНОК

Автор Т.В. Рожкова

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу – не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,

«Почистим зубки», причесался.

«Расческа».

Видит, зайчик на качелях качается.

«Качели».

Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!»

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.

«Язык-силач».

И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.

«Бублик».

Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.

А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки.

«Горка».

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.

«Заборчик».

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» – кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, – отвечает летучая мышь, – добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик.

«Паровозик свистит».

И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.

СКАЗКА О КЛЯКСЕ

Автор Т.В. Рожкова

Жила-была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям.

«Язычок на балкончике».

Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле, но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно!

Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпку.

«Маляр».

Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!»

«Язычок на балкончике».

Тогда Клякса купила синие краски и выкрасила свою юбку.

«Маляр».

Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым.

«Спрячь конфетку» и «Почистим зубки».

И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет.

«Маляр».

Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречал, в ужасе кричал: «Какая желтая Клякса! Как блин!»

«Лопатка».

В это время пролетала Сова – мудрая голова.

«Часики».

Сова не узнала Кляксу в новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и Красивая Незнакомка! – сказала вежливо Сова. – Вы случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за луну. И они вместе отправились качаться на качелях.

«Качели».

ДЕНИСКИНА ЗАРЯДКА

Автор Е.Б. Смирнова

КАЧЕЛИ

Язычок вверх и вниз –

На качели сел Денис.

Вот качели высоко,

Вот качели низко.

До чего же хорошо,

Весело Дениске!

ГОРКА

Кончик языка в зубки упирается,

Спинку выгнем язычка

– Горка получается.

Быстро-быстро с горки вниз

На санках катится Денис.

ПАРОХОД ГУДИТ

Вот Денискин пароход

Смело по морю плывет.

Не боясь крутой волны,

Весело гудит он: «Ы-ы-ы».


ТРУБОЧКА

Кто играет на гитаре,

А Денис – на дудочке:

Губы вытянул вперед

Узкой-узкой трубочкой.


ЧАСИКИ

У Дениса есть часы

Удивительной красы!

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.


БАРАБАНЩИК

Недавно бабушка Анфиса

Купила барабан Денису.

И теперь он делом занят:

Громко-громко барабанит.


УЛЫБКА

Наш Дениска – озорник,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите, – говорит –

Я теперь лягушка!


ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Если у Дениса

Плохое настроенье,

Ест Дениска наш

Вкусное варенье.

Надо верхнюю губу

Вареньицем намазать

И широким язычком

Облизнуть все сразу.

ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК

Автор В.Н. Чернякова

Жил веселый язычок,

Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе.

Запирался на крючок.

Делают язычок узким, кончик поднимают вверх.

Хоть один он проживал,

Никогда не унывал.

Утром рано просыпался,

За зарядку принимался.

Руки вверх и руки вниз,

Двигают языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением.

А потом ты наклонись.

Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы.

А затем подскоки, бег –

Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу.

Тут совсем не до утех.

Узким языком выполняют горизонтальные движения, влево - вправо (темп меняется).

Притомился язычок,

Даже заколол бочок.

Стараются сделать язычок как можно уже.

Умываться он пошел,

Щетку в ванной он нашел.

Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.

Зубы чистил, полоскал,

Имитируют полоскание ротовой полости.

А умылся – засверкал.

Кончиком языка облизывают губы.

А на завтрак язычок

Выпил тепленький чаек

Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.

С вкусным вареньем,

Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.

С большим наслажденьем.

Улыбаются, сомкнув зубы.

Взялся язычок за дело –

И работа закипела:

Язык широкий, боковые края языка прижимают к коренным зубам, кончиком как бы снизу вверх чистят нижние резцы.

Подметал, белил и мыл –

Отрабатывают подъем языка и его подвижность.

Ничего он не забыл.

Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.

Прогуляться он пошел,

Узким языком выполняют горизонтальные движения влево - вправо (темп меняется).

Много он забав нашел:

С горки весело спускался,

Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы.

На качелях покачался,

Двигают языком вверх - вниз с постепенным ускорением.

На лошадке поскакал,

Прижимают язык к нёбу и опускают вниз (щелкают).

И ни разу не упал.

А потом домой вернулся,

Помещают язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы.

Дверь закрыл и улыбнулся.

Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.

Наш веселый язычок

Славно прожил свой денек:

Потрудился, отдохнул,

Делают язык широким.

Наигрался и заснул.

Помещают язык в нижнее положение, расслабляют его, зубы сжимают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека артикуляционных сказок

артикуляционная гимнастика в сказках...

Картотека артикуляционных сказок

Комплексы артикуляционных упражнений, пред­ставленные в виде занимательных сказок о Язычке....

Картотека артикуляционных сказок

Хорошо известно, что благодаря речи, люди получают больше возможности общения друг с другом. Красивая и правильная речь - залог успешного обучения. Поэтому задача всех заботливых родителей вовремя обр...

Картотека артикуляционных сказок

Картотека артикуляционных сказок...

Картотека "Артикуляционных сказок"

Цель – развитие связной речи путем составления различных артикуляционных сказок; формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построе...

Картотека артикуляционных сказок

Картотека артикуляционных сказок...

Картотека артикуляционных сказок

Представлены артикуляционные сказки на все группы звуконарушений...