Организация семейного клуба как основной формы взаимодействия с родителями в целях оздоровления детей среднего и старшего дошкольного возраста
методическая разработка
Приоритетной задачей согласно ФГОС является задача по воспитанию здоровых детей. Соответственно вопросы здоровьесбережения занимают во всём мире приоритетные позиции, поскольку активные, здоровые, творческие и гармонично развитые личности являются фундаментом любой страны.
Важно понимать, что сознательное отношение к здоровью у детей следует начинать с формирования основ у их родителей. Поэтому, одной из ключевых проблем в системе дошкольного образования является оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях.
Нами была разработана система взаимодействия детского сада и семьи воспитанников которая в своем фундаменте имеет элементы сотрудничества, открытости и доверия. Мы считаем, что организовать семейный клуб будет весьма актуально и эффективно, поскольку, сразу появляется возможность решить несколько задач одновременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_semeynyy_ozdorovitelnyy_dosug_roshchupkina.docx | 33.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Организация семейного клуба как основной формы взаимодействия с родителями в целях оздоровления детей среднего и старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель Рощупкина Т.Ю.
Актуальность
Приоритетной задачей согласно ФГОС является задача по воспитанию здоровых детей. Соответственно вопросы здоровьесбережения занимают во всём мире приоритетные позиции, поскольку активные, здоровые, творческие и гармонично развитые личности являются фундаментом любой страны.
Важно понимать, что сознательное отношение к здоровью у детей следует начинать с формирования основ у их родителей. Поэтому, одной из ключевых проблем в системе дошкольного образования является оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях.
Нами была разработана система взаимодействия детского сада и семьи воспитанников которая в своем фундаменте имеет элементы сотрудничества, открытости и доверия. Мы считаем, что организовать семейный клуб будет весьма актуально и эффективно, поскольку, сразу появляется возможность решить несколько задач одновременно.
Таким образом целью нашей работы является создание условий которые бы позволяли взаимодействовать педагогам и родителя, в рамках решения задач оздоровления детей и развития культуры здоровья.
Мы считаем, что необходимо решить такие задачи как:
1. Сформировать необходимые навыки поведения и мотивацию на желание вести правильный образ жизни у воспитанников и их родителей..
2. Проработать вопрос обогащения опыта направленного на оздоровительную деятельность семьи, а также помочь родителям накопить знания и умения правильно организовать оздоровительную деятельности в семье.
3. Решить проблему активизации интереса родителей к вопросам творчества и умения самостоятельно искать способы и варианты решения задач в области вопросов здоровья как своих детей. так и своего собственного.
4. При необходимость оказать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
5. Расширять возможности и всячески содействовать в вопросах обмена опытом.
Ведущей педагогической идей послужило предположение о том, что лишь при тесном сотрудничестве педагогического состава МБДОУ и семей воспитанников реально добиться эффективного и результативного показателя в решении вопросов касательно здоровья детей и их родителей. Параллельно предоставляется возможность не только расширить знания и обогатить опыт как педагогов так и родителей, но и проработать моменты укрепления семейных традиционных ценностей здорового образа жизни.
Мы проанализировали анкеты родителей и сделали неутешительные выводы о том, что несмотря на наличие высшего образования у многих родителей, уровень образованности в вопросах здоровья весьма низок, как и интерес, который «просыпается» уже в ситуациях когда ребенку уже необходима помощь, но никак не профилактика. Данная ситуация складывается так лишь потому, что понимание «здоровья» у родителей несколько ограничено и воспринимается в большинстве лишь как отсутствие какого-либо заболевания, а вопросы профилактики и оздоровления сводятся к элементам закаливания и употребления витаминов. Взаимосвязь психического и физического здоровья не учитывается вообще. Многие вообще не понимают какое отношение неблагоприятная обстановка дома может иметь к «банальной ОРВИ». В виду занятости, загруженности и иногда откровенного отсутствия желания многие родители слабо представляют как и зачем организовывать физкультурно-игровую деятельности своему ребенку. Все это неумолимо приводит к тому, что на протяжении нескольких лет мы можем наблюдать увеличение заболеваемости детей в детских садах и снижение уровня развития физических качеств.
Все работу мы разделили на несколько этапов.
Первый этап подразумевал выявление ожиданий родителей от образовательного учреждения, какие у них имеются потребности и образовательные инициативы для эффективного партнерства и вовлечения их в жизнь детского сада. Так же мы выясняли каковы особенности воспитания в семье каждого ребенка и какие имеются традиции у семьи в вопросах развития и формирования культуры здоровья.
Мы проводили:
- опросы и анкетирования;
- формировали банк данных по работе с семьями.
- проводили родительские собрания, круглые столы которые сопровождались демонстрацией презентаций на тему организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду;
-проводили фотовыставки и дни открытых дверей
Второй этап заключался в том, чтобы создать условия способствующие благоприятному развитию детей посредством организации сотрудничества ДОУ и семьи в семейном клубе.
Для этого мы:
1. Подготовили и проработали нормативную базу регулирующую работу семейного клуба.
2. Разработали положение о Семейном клубе «Семейная традиция- здоровье».
3. Повышали уровень профессиональной компетентности педагогов.
5.Пополняли предметно-развивающую среду таким оборудованием и инвентарем как: медиатека для медитаций, тренажеры для взрослых, а так же систематизировали консультативный материал.
На третьем этапе мы:
1.Работали над повышением уровня повышения компетенции родителей и активного включения семей воспитанников в образовательное пространство ДОУ посредством использования как инновационных так и традиционных методов и форм работы в семейном клубе «Семейная традиция- здоровье».
Четвертый этап подразумевал подведение итогов и совместного оценивания полученных результатов деятельности семейного клуба.
Для этого мы решали такие задачи как:
1. Изучали удовлетворенность и эмоциональную комфортность родителей и детей, а так же насколько оправдались ожидания родителей.
2. Анализировали насколько удовлетворены родители и педагоги результатами совместного взаимодействия.
Анализ проводился также через опросы и анкетирование педагогов и родителей и выявлял эффективность организованного взаимодействия.
Принципы взаимодействия в семейном клубе
Для того чтобы достичь ожидаемых результатов и решить поставленные задачи возникает необходимость в соблюдении важного принципа:
- необходимо признать то, что ведущая роль в воспитании культуры здоровья ребенка возлагается все же на семью и именно семья оказывает глубокое воздействия на весь комплекс духовной и физической жизни растущего в ней человека.
Организация работы семейного клуба «Семейная традиция- здоровье».
Занятия в клубе проводят 1 раз в 30 дней и длительность занятия составляет 60 минут.
На планирование работы клуба и тематики влияют результаты анкетирования и опроса родителей и годовые задачи детского сада..
Все участники клуба принимают активное участие в занятиях которые проводятся в форме игры. Это позволит родителям научиться вместе с детьми многим полезным вещам, а так же реализовывать свои творческие потенциалы. В подготовке к занятиям и в предварительной работе так же все принимают активное участие - педагоги, дети, мамы, папы, бабушки, братья, сестры и т.д.
Сообщения о предстоящих занятиях доставляются различными способами. Это и сайт ДОУ, это и группы в Viber и WhatsApp.
На сайте ДОУ так же организованный информационные тематические группы освещающих вопросы здоровья и профилактики, имеется электронная библиотека которая оказалась весьма полезной и интересной родителям.
Занятия в клубе делятся на теоретическую и практическую часть.
Очень актуальной является десятиминутная релаксация для родителей, поскольку посещают занятия чаще всего после трудового дня (это очень нравится мамам и папам) и это помогает восстановится и создать положительный эмоциональный фон, затем переходят к самомассажу (руки, ноги, голова) чтобы активизировать работу организма после расслабления. Иногда в вопросах массажа мамам помогают папы, это очень помогает наладить взаимный контакт и располагает к взаимодействию.
Продолжительность теоретической части 20 минут и заключается она в:
- видеопросмотрах «Йога в оздоровлении детей», «Занятия на фитболе»;
-дискуссиях и консультациях «Как увлечь ребенка спортивными упражнениями и играми» «Здоровая атмосфера образ жизни семьи», «Семейные оздоровительные традиции»;
-консультациях «Стадион дома», «Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой»,
-диспут «Хлюпик и Здоровячок»,
-психолого-педагогических практикумах «Здоровые дети в здоровой семье», «Здоровый ребенок», «Загородные прогулки и походы»;
- проведении круглых столов и викторин;
-обмене опытом «Летний отдых вместе с детьми «Домашние рецепты профилактики и лечения простудных заболеваний».
Все эти мероприятия проводят психологи, медики, инструкторы и логопеды.
Нами так же широко используются интерактивные методы взаимодействия с родителями, которые обеспечивают разносторонность и многоуровневость коммуникации всех участников, динамику и конструктивное использование возникающих во время общения проблемных ситуаций. Данное взаимодействие позволяет каждому участнику, в частности родителю не стеснятся, почувствовать себя раскованно и спокойно высказать и отстоять свое мнение, атак же проявлять активность и желание участвовать в работе, совместно находить наиболее эффективные решения проблем.
Встреча проходит с использованием таких интерактивных упражнений как: «Носики здороваются», «Здравствуй, друг», «Комплименты» (с передачей сердечка), «Волшебная нитка», «Фруктовый сад», «Дерево настроения», Инфо-угадай-ка».
При знакомстве - «Меня зовут…» (подбираются прилагательные, которые характеризуют имя). Это позволяет быстрее адаптироваться и познакомиться, сплотиться.
Обсуждая проблему используем упражнения «Мозговой штурм», «Пирамида приоритетов», «Корзина идей», «Дерево решений», «Кластеры» (гроздь), «Выбери позицию», «Работа в группах, парах», «Микрофон».
Вторая, практическая часть включает участие детей. Здесь совместное выполняют комплекс лечебно-профилактических упражнений для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, упражнений йоги, на фитболах, в тренажерном зале, защита творческих проектов, тренинги, практикумы, игры. Продолжительность практической части – 30-35 минут.
Процесс более эффективным становится при помощи со стороны родителей и наличии их индивидуального контроля за своим ребенком.
Страховка и наблюдение предоставляют детям больше свободы действий, что приводит к проявлению умений освоить более сложные движения и развить ловкость.
Совместные занятия позволяют детям коммуницировать с детьми из других групп и со взрослыми, что приводит к повышению эмоциональной насыщенности и информативности контактов детей и родителей.
Третья часть - заключительная, включает в себя совместное чаепитие различных полезных травяных настоев, а так же совместное подведение итогов, разработка плана следующего занятия и определение задания на дом.
Для дополнительной информированности родителей так же подготовлены буклеты, которые они берут с собой домой. Темы различны: «Йога для дошкольников», «Использование фитбол -гимнастики в физическом развитии дошкольников», «Профилактика заболеваний носа», памятки «О здоровом питании», «Советы родителям», предлагается литература из «Библиотечки здоровья».
В семейном клубе так же широко практикуются такие занятия как :
- поход «Удивительный зимний лес»;
- проведение праздничных занятий: «Как Бабка Ежка внучка в армию провожала».
Участники клуба на сайте детского сада создали интерактивный журнал «Планета детей» где они делятся опытом, а так же фотоальбом, где выкладываются интересные фотоидеи проведения семьей спортиного и оздоровительного досуга. Здесь выкладывают фотографии с лыжных баз, бассейнов, катание на ватрушках, лепка снеговика и т.д.
Праздничные мероприятия и конец года включают в себя обязательную выдачу грамот и дипломов в различных номинациях «Самый ловкий», «Самый смелый», «Самый творческий» «Самый веселый и озорной» и т.д. Конечно грамоты получают все семьи. Никому не обидно и появляется мотивация, что «самый ловкий» будет стараться стать «самым веселым» и т. д.
Семейно-оздоровительно-досуговый клуб - на наш взгляд очень перспективная и востребованная форма работы с семьей, которая учитывает актуальные потребности родителей и их детей, направлена на формирование активной жизненной позиции участников процесса, а так же на то, чтобы укрепить институт семьи, что весьма не маловажно в наше время и передать опыта в воспитании детей.
Безусловно, систематические занятия в семейном клубе приносят ощутимые результаты:
1. Произошло снижение заболеваемости и повышение уровня развития физических качеств детей.
2.Наблюдалось значительное повышение уровня мотивации здоровья, опыта и знания в вопросах того как грамотно организовать оздоровительную деятельность в семье.
3. Произошло значительное укрепление детско-родительских взаимоотношений, отношения стали более эмоционально насыщенными и информативными. Родительские притязания, оценка способностей и возможностей ребенка стали объективными.
4. В процессе работы практическая и теоретическая адресная помощь стала более эффективной и результативной.
5. Родители научились активно обмениваться опытом в вопросах семейного воспитания и воспитания культуры здоровья расширяя и используя свои умения, творчество и знания.
Адресная направленность личного вклада: данный опыт может быть доступен и полезен педагогам, которые владеют современными технологиями и обладают инновационным потенциалом, находящиеся в поиске эффективных и оптимальных форм и методов взаимодействия с родителями в сохранении и укреплении здоровья детей и членов их семей. А также может быть совместим с любыми образовательными Программами и технологиями.
Трудоемкость личного вклада: необходимость разработки положения и плана работы семейного клуба на основе современных технологий взаимодействия с семьей.
Литература
1.Доронова Т.Н. Детский сад и семья – единое пространство. –М.: ДАНКО, 2016.-284с.
2.Работа детского сада с семьей: Методическое пособие. – М.: ОМЕГА-ПРЕСС, 2017.-103с.
3.Бочарникова Н.И. Семейный оздоровительный досуг с дошкольниками. Пособие для педагогов и родителей. – М.: АСТИ, 2015.-95с.
4.Организация оздоровительной и воспитательной работы в детском саду. – М.: Просвещение. 2016.-134с.
5.Здоровье ребенка и детский сад. Под редакцией Кочетовой Л.В. – М.: ИНФРА, 2016.-68с.
6. Оздоровительная работа. Журнал «Управление в ДОУ».-2015.- №1.-С.12-15.
7. Матвеев Н.М. Родителям о детях. Родительские собрания. Ярославль, 2017.-64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии
Данный комплекс упражнений, направлен на формирование у детей навыка словообразования, как грамматического строя родной речи. Как и любое другое начинание, проект, прошел ...
Консультация для родителей по этикету у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Воспитание этикета общения и культуры речи у детей младшего дошкольного возраста....
Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок»
. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.Традиционно под...
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности.Основой д...
Презентация «Семейный клуб, как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Основным содержанием работы являются мероприятия, направленные на вовлечение семей дошкольных групп в образовательную деятельность, формирование партнёрских отношений.В ходе встреч участники клуб...
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО КЛУБА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
Аннотация. Статья посвящена вопросу организации семейного клуба в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) как эффективной форме взаимодействия между воспитателями и семьями воспитанников. Рассмат...
Родительский(семейный) клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников
Не секрет, что взаимодействие с родителями в современном образовательном учреждении является одной из приоритетных задач.В этой статье я расскажу, как функционирует родительский клуб "...