Влияние мелкой моторики на развитие детей
консультация
Многочисленные исследования за рубежом и в России подтвердили влияние движений пальцев рук (мелкой моторики) на развитие мозга. В статье говорится о том, с какого возраста необходимо начинать развивать мелкую моторику детей и предлагаются упражнения в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_melkoy_motoriki_na_razvitie_detey.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Влияние развития мелкой моторики на развитие речи»
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский
На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. В разных странах проводились исследования, и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами. В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно, и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.
Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста. И Дом советов предлагает некоторые упражнения, а также расскажем в каком возрасте необходимо их проводить.
Развитие мелкой моторики у детей необходимо начинать с грудного возраста. Именно в этом возрасте движения пальцев рук является единственным показателем развития, который можно объективно оценить. Специалисты рекомендуют начинать занятия по развитию мелкой моторики рук с 2-х месяцев, в этом возрасте у ребенка уже появляется способность удерживать в руке погремушку. Все движения должны быть очень мягкими, плавными и нежными. Ни в коем случае не надо применять силу. Все упражнения должны проходить в игровой форме и занимать минуты 2-4, тогда ребенку не надоест. И не забываем улыбаться малышу. В этом случае ребенок будет заниматься с вами с большим удовольствием.
Упражнения для мелкой моторики с 2-х месяцев.
— потягивать пальчики малыша;
— производить каждым пальчиком круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую;
— вкладывать ребенку в ладошку маленькие шарики из различного материала (тканевые, из латекса, мохнатые), а малыш должен эти шарики захватить и удерживать. Диаметр шарика 3-4 см.
Упражнения для мелкой моторики в 4-5 месяцев.
— берем шарики большего диаметра, вкладываем их в ладошки малыша и держим руки ребенка в своих руках, зажимаем мячик и крутим его.
Упражнения для мелкой моторики в 5-6 месяцев:
— упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, ладоней и пальцев – поднимаем по очереди каждую ручку ребенка и поглаживаем его головку вперед-назад;
— массаж пальчиков – разминаем нежно каждый пальчик. Упражнение проводить каждый день в течение 2-3 минут.
Упражнения для мелкой моторики в 6-8 месяцев.
— выполняем ранее изученные упражнения и добавляем покатывание шарика в ладошках, например грецкого ореха.
Упражнения для мелкой моторики в 8-10 месяцев.
В этом возрасте с ребенком уже следует играть в игры нашего народного творчества – «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая». Эти игры имеют большое значение для ребенка: во-первых, вовлекаются все пальчики, во-вторых, тренируется память, ребенок очень быстро запоминает слова и движения, если заниматься с ним каждый день, в-третьих, игра «Сорока-белобока» еще и стимулирует работу кишечника (ладонь – это проекция кишечника), если производить круговые движения по ладони по часовой стрелке. Очень хорошо в этом возрасте игрушки-пищалки. Ребенок сдавливает игрушку и появляется звук, деткам это очень нравится.
Упражнения для мелкой моторики в 10-12 месяцев.
В этом возрасте уже ребенку можно предлагать разбирать и собирать пирамидку. Не надо сразу требовать от ребенка разбора по размерам и цветам, это уже будет следующим этапом развития. Как правило, в 10-12 месяцев ребенок уже начинает требовать самостоятельно держать ложку, бутылочку – разрешите ему это, лучше потом одежку постираете и помоете все вокруг. К годику детки уже проявляют интерес к рисованию. Очень хорошо использовать пальчиковые краски. Не стоит переживать за испачканную одежду или запачкаетесь сами – это нужно для дела, можете рисовать хоть на себе – все легко смывается и отстируется с помощью воды и мыла. А ребенок от этой игры будет просто в восторге. Также в этом возрасте ребенок уже способен повторять действия взрослых – подносить телефон к уху, разговаривать по телефону, толкать или катать игрушки и т.д
Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет.
В 1 год ребенок уже управляет своими движениями. Ребенок спокойно удерживает игрушки в руках (как в ладошках, так и пальцами), вертит ими, бросает, сталкивает их, открывает и разбирает коробки, засовывает один предмет в другой. И для того, чтобы движения рук становились более совершенными, необходимо развиваться и далее. С этого возраста можно давать деткам сортеры, здесь ребенок уже изучает форму предмета. Ребенку следует также давать игрушки из различного материала – пузырьки, камешки, полиэтилен, мягкие игрушки, крупа, деревянные и резиновые игрушки и т.д. Только всем этим ребенок должен играть под строгим наблюдением родителей. Даже на секунду нельзя отворачиваться, ребенок может засунуть что-то в рот или в нос.
После года ребенку уже можно давать задания посложнее – нанизывание, шнурование, застегивание пуговиц. Можно создать все эти игрушки самостоятельно, а можно приобрести в специализированных магазинах. Например, очень хорошая игра для развития мелкой моторики нанизывание мелких предметов на шнурок, где в предметах заранее сделаны отверстия, так, помимо моторики, еще изучаете и форму, и цвета предметов. Также есть, например, вот такой ботинок, который сочетает в себе функцию шнурования, застегивания и расстегивания пуговицы, липучка и другое. Таких игрушек великое множество.
Очень полезное занятие для пальчиков – это доставание игрушек из бассейна с крупой. В качестве бассейна может послужить любая неглубокая кастрюлька, мисочка, в которую насыпают горох, фасоль или перловку. А на дно бассейна кладутся небольшие игрушки, а детки их должны найти. Такая игра способствует развитию мелкой моторики и заодно массажирует ручки ребенка.
По-прежнему актуальны «Сорока-белобока» и другие игры на загибание-разгибание пальчиков.
С ребенком где-то с 2,5 лет уже можно выполнять упражнения с объяснением задания, все показывать на себе. Например: «Очки» — рассказываем стишок «Бабушка очки одела и внучонка разглядела». Формируем с помощью пальцев колечко и подносим к глазам.
«Стул» — одну ладонь держим вертикально пальцами вверх, вторую руку сжимаем в кулачок и приставляем к ладони, большим пальцем к себе. Приговариваем стишок «Спинка, ножки и сиденье – вот вам стул на удивление». Когда ребенок научится правильно выполнять упражнение, на счет раз можно менять руки. По такому же принципу можно сделать «стол» — кулачок и сверху ладошка.
Выполняя различные упражнения, ваш ребенок достигнет хорошего развития мелкой моторики рук. Само развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка и подготавливает его к рисованию и письму. Благодаря упражнениям, исчезает скованность в движениях, приобретается подвижность и гибкость.
Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет.
В этом возрасте выполняем все те же движения и упражнения, только увеличиваем время игры до 10 минут. Массаж пальчиков детки уже могут выполнить самостоятельно – потереть пальчики, сгибать-разгибать пальчики вместе и каждый по отдельности. А потом уже можно приступать к дальнейшим упражнениям на развитие мелкой моторики. Здесь уже более сложные упражнения и выполнять их можно тоже под стишки. Например:
— пальчиками одной руки «здороваться» с пальчиками другой руки – можно похлопывать кончиками пальцев, если получится, можно цепляться кончиками пальцев. Стишок: «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю, всех я вас приветствую!»
— упражнение на разгибание пальчиков, только начинать с мизинца. Для такого упражнения тоже есть стишок:
Маленький мизинчик плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет: что всё это значит?
Средний пальчик очень важный, не желает слушать.
Указательный спросил: — Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом, тащит рису ложку.
Говорит: — Не надо плакать. На, поешь немножко!
(разгибаем пальчики по очереди, начиная с мизинца, а в конце на слова «Поешь немножко» прикасаемся большими пальцами и мизинца обеих рук друг к другу).
— упражнение на обхват ладошкой пальцев рук другой руки, кончиками пальцев пошевелить. Потом такое же упражнение для другой руки
— сцепливать пальчики левой и правой руки по очереди – мизинец с мизинцем, указательный с указательным и т.д.
Помимо пальчиковых игр, следует занимать ребенка и предметными играми – мозаикой, сортировкой мозаики или крупы, нанизывание игрушек (бусин) на шнурок, застёгивание-расстёгивание пуговиц, шнуровка, играть с конструктором и т.д.
Развитие ребенка 5-6 лет.
Возраст 5-6 лет – это уже возраст подготовки детей к школе. В этом разделе рассмотрим развитие графических навыков у детей. Но для начала необходимо, чтобы ребенок ориентировался в тетради. Поэтому альбомы для рисования и обычные листы убираем в сторону и начинаем проводить занятия в тетради в клетку. Сначала изучаем верхний и нижний, правый и левый углы, центр страницы. Фломастер или карандаш постепенно заменяем на ручку. Цель занятий – научить ребенка ориентироваться в тетрадях в клетку, рисовать прямые и косые линии, различные фигуры по точкам и без них. Взрослый ставит точки, а ребенок должен научиться их ровно соединять, по такому же принципу рисуем квадрат по точкам, потом ребенок учится рисовать этот же квадрат, только уже без точек. А в дальнейшем – нарисовать квадрат, но уже не отрывая руки от тетради. Сначала ребенок учится всему этому вместе с вами по образцу. Далее доведите эти задания до рисования под диктовку.
В конце хочется сказать, что, если вы обнаружили у своего ребенка некое отставание в развитии, чем указано в статье, это не повод огорчаться и расстраиваться! Если проводить вышеописанные упражнения регулярно, а именно каждый день, то они помогут в развитии мелкой моторики и речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Влияние развития мелкой моторики на развитие детей раннего возраста."
Презентация по развитию мелкой моторики детей раннего возраста. Материалы можно сделатьсвоими руками, так же использовать природный материал (камушки, шишки, орехи и т.д....
статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."
в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...
Влияние мелкой моторики на развитие детей дошкольного возраста.
Содержание данной статьи позволит родителям (законным представителям) узнать об удивительной пользе двигательных упражнений и влиянии на всестороннее развитие их детей....
«ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Статья консультация для педагогов дошкольного образования: некоторые методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, речевыми нарушениями. Правильно организовать детскую деятельность в ...
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...
Влияние развития мелкой моторики на развитие детей с ОВЗ
Развивая пальчики ребенка – мы развиваем речь....