Развитие речевого дыхания у дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Развитие речевого дыхания у дошкольников является  важным  моментом в процессе проведения коррекционной работы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya_u_doshkolnikov.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания у дошкольников.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности и интонационной выразительности речи.

Различают речевое и неречевое дыхание.

 Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходит произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику. Таким образом, речевое дыхание - это дыхание в процессе речи.

Игры на развитие диафрагмального дыхания.

«Надуй шарик»

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку, на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный вдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

«Маятник»
И.п. — сесть по-турецки, руки на затылке. Спокойно вдохнуть — пауза Зс. — наклониться вперёд — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить 3-4 раза.

«Охота»

Дети  закрывают глаза, взрослый выкладывает перед ними апельсин, яблоко, лимон, варенье, духи. Необходимо глубоко, с закрытыми глазами, вдохнуть и по запаху определить, что за предмет перед ними.

«Ёжик по лесу идет»


Положение стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Делаем вдох с одновременным поворотом головы вправо и отведение правой руки в сторону. После выдоха и возврата в исходное положение упражнение выполняется с поворотом влево.

Отработку правильного речевого дыхания с детьми дошкольного возраста целесообразно проводить в играх 

Игра «Звуки вокруг нас»

Цель: развивать правильное речевое дыхание способом пения на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы].

В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет: «А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит: «О-о-о!» Самолет в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Ребенок произносит за взрослым эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.

Устная речь не возможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так плавность звучания зависит не...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...

Развитие речевого дыхания у дошкольников.

Развитие речевого дыхания. Упражнения и стихи по теме «Осень».Развитие речевого дыхания очень важно для дошкольников в любое время года. Я постаралась подобрать для вас игры, упражнения и стихи, спосо...

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШИШКОВА Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московс...

Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

В статье указаны проблемы преодоления  развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....

Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1)    Начинать занятия сл...