Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
консультация

Чалина Ольга Васильевна

Рекомендации родителям по профилактике нарушений звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_narusheniy_zvukoproiznosheniya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими. Хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.  Начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше. В первую очередь речь характеризуется правильным произношением звуков.

Поговорим о наиболее целесообразных направлениях в профилактике нарушений звукопроизношения для детей  дошкольного возраста.

Родителям надо запомнить основные требования:

- речь близких ребёнку людей должна быть правильной, точной, ясной, эмоционально выразительной;

- темп речи должен быть размеренным, а её громкость достаточной (но не чрезмерной);

- содержание и качество речи должны соответствовать возрасту детей;

- проведение артикуляционной  и дыхательной гимнастики;

- чтение произведений художественной литературы.

В младшем  дошкольном  возрасте  целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

     Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.                  

     Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Рекомендации родителям

  •  Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
  •  При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых к более сложным.
  •  На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится правильно выполнять движения.
  •  Количество  повторов каждого упражнения от 2 до 5-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  •  Выполняется комплекс гимнастики несколько раз в день.
  •  Если для ребёнка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

«Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык удерживать в таком положении не менее 5 секунд. 

«Накажем непослушный язычок» - губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

«Часики» - улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной

«Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.

«Иголочка» - рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«Горка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживается не менее 10 секунд.

 «Качели» - рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

 «Лошадки» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

 «Вкусное варенье» - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Данный комплекс способствует укреплению мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Вашему ребёнку уже 3 года, и вас беспокоит его речевое развитие (молчит, наблюдаются нарушения темпа и ритма речи и т.д.)  идите на консультацию к учителю-логопеду, который обязательно подберёт коррекционную методику, а при необходимости направит ребёнка на консультацию к специалистам (например, оториноларингологу, для того, чтобы исключить нарушение слуха). Своевременное обращение к учителю-логопеду поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения.

Родителям необходимо знать, что развитие речи ребёнка складывается  не только из правильного произнесения звуков, но и из фонематического слуха, богатого словарного запаса, сформированного грамматического строя.

Не жалейте времени, занимайтесь с вашими детьми и помогите им быть счастливыми.

        Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

в ногрме ребенок к 4-м годам должен дифференцировать все звуки...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

С каждым годом жизнь предъявляет всё большие требования не только к нам , взрослым людям,но и к детям....

Семейная гостиная "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

 С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с о...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста...