«ГОТОВИМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» Методическое пособие
методическая разработка
При беседе с родителями о традициях семьи, о совместном приготовлении праздничного обеда или ужина, можно услышать такую фразу: «Нет, лучше я сама». Ребёнок на кухне — страшный сон многих мам. Одни боятся: вдруг что-нибудь перевернёт или разобьёт. Кухня детям не игрушка! «После его помощи я неделю буду всё отмывать!» — говорят другие. Разве у женщины мало хлопот по дому? Проще усадить малыша за мультики и быстренько всё самой приготовить.
Но предрассудки рассеиваются, когда мамы узнают о том, что приготовление пищи вместе с ребёнком способствует его когнитивному развитию. Помогая на кухне, малыш получает важные для жизни навыки, учится ответственности и самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_dlya_roditeley.docx | 519.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №1 «УЛЫБКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЕЛОК СОЛНЕЧНЫЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
«Готовим вместе
с детьми»
Методическое пособие
Воспитатели: Мингалеева И.В.
Монастырная С.В.
2021 г.
При беседе с родителями о традициях семьи, о совместном приготовлении праздничного обеда или ужина, можно услышать такую фразу: «Нет, лучше я сама». Ребёнок на кухне — страшный сон многих мам. Одни боятся: вдруг что-нибудь перевернёт или разобьёт. Кухня детям не игрушка! «После его помощи я неделю буду всё отмывать!» — говорят другие. Разве у женщины мало хлопот по дому? Проще усадить малыша за мультики и быстренько всё самой приготовить.
Но предрассудки рассеиваются, когда мамы узнают о том, что приготовление пищи вместе с ребёнком способствует его когнитивному развитию. Помогая на кухне, малыш получает важные для жизни навыки, учится ответственности и самостоятельности.
Как превратить совместное кулинарное творчество
в минуты радости.
Готовка еды – это совместное занятие, к которому можно привлекать детей любого возраста. И не только учить их ценным навыкам, которые пригодятся в жизни, но и пообщаться, и дать ребенку почувствовать, что он – часть семьи, что он помог и сделал важное дело.
Процесс приготовления пищи является одним из самых эмоционально насыщенных. Одни люди любят готовить и черпают из этого вдохновение. Другие, наоборот, делают это с неохотой и только ради необходимости. Многие взрослые не любят и не умеют готовить, потому что их в детстве родители выгоняли из кухни, и все делали сами. Но когда вы полны желания вместе соорудить что-нибудь эдакое, то незаметным образом малыш учится у вас целому списку вещей.
Нужно помнить, что готовить с детьми – это настоящее искусство, которое не только позволит вам понять психологию малышей, но и повысит уровень вашего личного профессионализма.
Преимущества процесса
Вы наверняка сразу ощутите, насколько этот процесс отличается от обычного приготовления блюд. В нем есть большое количество особенностей, которые вам необходимо учесть. От этого зависят не только ваши личные взаимоотношения с ребенком (они станут намного лучше), но и то, как к этому занятию малыш отнесется в будущем. Для них это станет настоящим ритуалом, который гарантирует им мир и гармонию в семье (эта практика обязательно поможет в построении отношений со своими будущими партнерами).
Это также может стать их будущей профессией, поскольку процесс приготовления пищи является очень увлекательным и познавательным. Нужно также отметить, что данное занятие позволит им быть более уверенными в себе, научит разумному риску и борьбе с неудачами (блюда не всегда получаются именно такими, какими они были первоначально задуманы).
Незаметная польза
Приятное и полезное времяпровождение: когда вы готовите с детьми, малыши практически преображаются прямо у вас на глазах. Это позволяет им чувствовать себя взрослыми, ответственными и востребованными. Сейчас они могут самостоятельно резать, помешивать, варить и жарить. Это говорит о том, что вы им доверяете и полностью перед ними открываетесь. Для детей это является не просто процессом приготовления пищи, это настоящее удовольствие, которое могут предложить только самые любящие родители или наставники.
Важные бытовые навыки: правильно держать нож и резать продукты – на кубики, соломку или пластики, пользоваться теркой, аккуратно размешивать тесто или салат; отмерять продукты ложками и мерным стаканом, убирать за собой использованные инструменты на место и поддерживать порядок во время готовки, пользоваться плитой и электроприборами.
Самостоятельность: попросите ребенка помочь вам сделать один из процессов. Вы сразу увидите, как малыш этому обрадуется. Это позволяет ему быть уверенным в своей востребованности. Он постарается сделать все максимально качественно, поскольку для него это является настоящим экзаменом на самостоятельность. Все эти бытовые навыки как раз дают ребенку возможность быть в чем-то самостоятельным. Чтобы он сам, независимо от взрослых, мог налить себе молока или отрезать кусочек хлеба, сделать бутерброд себе или маме-папе, настрогать нехитрый салатик. И чем больше ребенок знает и умеет, тем больше возможностей перед ним открывается: его деятельность становится все разнообразнее, и ему все интереснее с вами сотрудничать. И даже если вы сами предложите ему в конце помощь, гарантированно убедитесь в том, что он примет ее не сразу или вообще постарается справиться сам. Таким образом, процесс воспитывает не только детей, но и позволяет нам самим почувствовать поддержку своих любимых малышей.
Полезные эксперименты (проба новых блюд и продуктов): все повара знают, что и в каком количестве можно добавить к блюду. Но дети – это совершенно другое восприятие хорошего. Они могут в качестве эксперимента положить дополнительные и даже странные в вашем понимании ингредиенты. При этом результат их очень обрадует, что может также показаться вам необычным (ведь ребятишки часто подвергают критике идеально приготовленную еду). Позвольте им сделать так, как они хотят, перфекционизм взрослого человека в данном процессе является неуместным. Пусть они пробуют, экспериментируют и рискуют. А когда блюдо будет готово, обязательно вместе с ними его попробуйте и тактично скажите о том, какая бы порция специй (или других видов продуктов) была бы в данном случае оптимальной. Ребенок обязательно сделает правильные выводы, но оценит то, насколько вы ему доверяете в выборе. Есть такое наблюдение, что даже капризные и придирчивые детишки охотно едят то, что сами приготовили. Так малыша-привереду можно приучать и к новым продуктам: купили в магазине тыкву, сделали из нее вместе суп-пюре – и в рационе появилось еще одно полезное блюдо.
Восприятие, мышление, моторика память: апельсин круглый, тесто упругое, изюм сладкий. Для маленького человечка крайне важно чувственное познание мира. И чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше. На кухне ребёнок видит множество предметов разных цветов и форм, слышит их названия и запоминает, какие они на ощупь и вкус. Это обогащает внутренний мир не хуже специальных развивающих игр.
Так, можно без труда выучить цвета и вкусы продуктов, просто называя их: малина красная и сладкая, лимон жёлтый и кислый, молоко белое и сливочное. По надписям на этикетках можно повторять буквы и оттачивать технику чтения. А кухонные меры веса и объёма — прекрасное подспорье в математике. Где больше глазури: в чайной или столовой ложке? Можно даже сочинять целые гастрономические задачки: сначала мы добавили три ложки миндальной пудры, а потом ещё две, сколько всего?
Малыши, дети постарше и подростки во время работы на кухне развивают мелкую моторику, учатся выполнять сложные тонкие движения. Для трехлетней крохи научиться разбивать яйца на сковородку – это супер-достижение и тренировка! Для подростка новая вершина – научиться резать продукты на весу, двигая нож на себя, а не просто на дощечке.
Еще приготовление пищи – это всегда планирование: что мы сделаем сначала, что потом и что получим в самом конце, какие ингредиенты и инструменты нам нужны. Взрослея, дети начинают понимать: чтобы испечь печенье, мало всё сложить в одну миску. Каждый рецепт — это определённый алгоритм действий. Сначала нужно смешать ингредиенты, потом вырезать формочками забавные фигурки, отправить их в духовку и ждать. Наблюдая за матерью, ребёнок начинает мыслить логически. Хочешь получить определённый результат? Выполняй такую-то последовательность действий.
Подключается память: нужно запомнить последовательность действий, место каждого инструмента на кухне или продуктов в холодильнике.
В процессе готовки дети учатся держать и передавать различные предметы: ложку, сито и так далее. С каждым разом они всё увереннее обращаются с кухонной утварью и выполняют задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Творчество: магия начинается, когда бесформенный кусок теста превращается в красивый пирог, а по кухне витает божественный аромат. Дети видят результат, понимают свою причастность и вдохновляются на новые кулинарные свершения.
Украшая десерты, делая оригинальные нарезки, сервируя стол, мама способствует развитию художественного вкуса ребёнка. Сначала малыш пытается повторить, а потом начинает фантазировать сам.
В тесто для шарлотки можно добавить и корицу, и лимонные корочки, и орешки. Салат можно украсить укропом и огуречными кружочками. В молочный коктейль добавить не только банан, но и шоколад. Или вырезать из кусочка Гауды сырного человечка, а обрезки – съедать (это способ «подсадить» ребенка на сыр, от которого он раньше отказывался).
Новые знания: во время приготовления пищи всегда случаются беседы о происхождении продуктов, об условиях хранения и правилах полезного питания. Возникают темы от истории еды и географии до ядерной физики, лишь бы родители охотно пускались
в такие разговоры.
Кулинария не имеет границ, с её помощью можно изучать географию и языки. Вы сами не заметите, как ребёнок запомнит, что печенье макарун родом из Франции, а капкейками в Америке называют маленькие кексы.
В книге профессора Корнелльского университета Роберта Вольке «О чём Эйнштейн рассказал своему повару» кухня рассматривается с точки зрения физики и химии. Во время приготовления пищи действительно можно ставить настоящие научные эксперименты.
Уверенность в себе: чем больше умеет ребенок (как мама или папа), тем надежнее он себя чувствует. Психологи называют это набором компетенций и говорят, что от объемов этого набора зависит, насколько уверенно ребенок ощущает себя в мире и среди других людей, насколько он смел и открыт новому опыту и контактам. Особенно активно дети наращивают свои компетенции в дошкольном возрасте. И если человечек умеет чистить картошку, делать горячие бутерброды и варить пельмени – то даже психологически это очень хороший задел на будущее.
Значимость для семьи: когда ребенок знает, что он может делать нужные вещи, помогает родителям и вносит свой вклад в жизнь семьи, это очень здорово работает на ощущение его собственной важности для семьи, укрепление отношений и доверия.
Уважение к работе на кухне: когда сам замешиваешь тесто или хотя бы помогаешь маме перекладывать нарезанные продукты с дощечки в салатник, то прекрасно видишь, что приготовление еды требует труда и времени, что булки не растут на деревьях. Детишкам постарше можно рассказать о стоимости продуктов, посчитать, какой процент дневного заработка уходит на еду, сколько такие же блюда стоят в кафе или отделе готовых блюд в супермаркете. Так волей-неволей рождается здоровое уважение к домашней работе на кухне.
Тепло родительского очага: когда ваш ребёнок вырастет и сам будет воспитывать детей, отвечать за семью и решать взрослые вопросы, — то много тепла, сил и поддержки он сможет черпать именно из вашей совместной возни на кухне. Эти воспоминания будут подпитывать его в любом возрасте: как вы вместе лепили пельмени, как с папой жарили мясо, как он варил картошку утром в выходные, пока родители досыпают, раскладывал ее по тарелке и чувствовал себя таким важным…
Правила готовки с детьми
Если вы решили позвать на кухню ребенка, то лучше немного подготовиться к процессу:
- Во-первых, блюдо должно быть несложным и вкусным для
ребенка – тогда ему будет радостно вам помогать.
- Во-вторых, в процессе должны быть действия, которые малыш
сможет полностью выполнить сам: катать колобки для булочек, размешивать тесто, выкладывать начинку в пирожки или ингредиенты на пиццу.
- В-третьих, надо иметь в виду, что на весь процесс готовки у
малыша, скорее всего, не хватит терпения, и время от времени он будет на что-то переключаться. И вот это «что-то» можно предусмотреть заранее: игрушки, мультик на планшете, возможность попрыгать на мячике в соседней комнате и потом вернуться на кухню. Конечно, чем старше становятся дети, тем дольше они сохраняют включенность в общее дело, их нужно подбадривать и помогать доводить дело или какой-то этап до конца. Но насильно удерживать на кухне точно не стоит, это только посеет отвращение к готовке.
- В-четвертых, необходимо обеспечить ребенку рабочее место
(высокий стульчик у стола) и держать его подальше от опасных розеток, острых ножей, кипятка, жгучих и едких жидкостей.
Дети с 1,5-2 лет и старше вполне могут делать нехитрые вещи:
• Насыпать или наливать в посуду отмеренные взрослыми ингредиенты и смешивать их в миске ложкой или венчиком.
• Перекладывать нарезанные мамой кубики картошки или колбаски в салатницу с дощечки.
• Мыть ложки (и неважно, что их потом нужно перемывать).
• Резать мягкие ингредиенты столовым ножом.
• Молоть на мясорубке или ручной мельнице.
• Мять мялкой.
• Раскатывать тесто скалкой.
• Выкладывать начинку ложкой в пирожки.
• Вырезать из теста печенье формочками.
• Накрывать на стол и убирать со стола.
• Чистить вареные яйца и картошку.
• Мазать готовые коржи кремом.
• Отбивать мясо молотком.
• Катать шарики из фарша (котлеты, тефтели).
• Открывать упаковки с продуктами.
• Выкладывать печенье на противень.
• Заворачивать в фольгу.
• Укладывать еду в контейнер.
• Украшать еду перед подачей на стол.
Дети с 4-5 лет и старше ко всему предыдущему могут:
• Доставать из холодильника или шкафчика что-то нужное и убирать обратно.
• Мыть овощи и фрукты.
• Мыть ложки и тарелки (ну, да, поначалу придется перемывать).
• Резать овощи, фрукты и хлеб острым ножом.
• Делать бутерброды.
• Смешивать блендером или миксером (лучше в закрытой посуде).
• Закладывать вариться пельмени (можно использовать ложку на длинной ручке, чтобы детские пальчики не находились над кастрюлей с кипятком.
• Разбивать сырые яйца для яичницы или теста.
• Тереть на терке мягкие продукты.
• Собирать и разбирать миксер, блендер, мясорубку.
• Наливать на сковородку тесто для оладий.
Дети с 8-9 лет уже легко научатся:
• Мыть кастрюли, сковородки и прочую посуду.
• Открывать консервы консервным ножом.
• Чистить сырые овощи.
• Резать овощи кубиками и соломкой.
• Печь блинчики и оладьи.
• Переворачивать еду на сковородке.
• Варить картошку, макароны.
• Ставить противни и горшочки с продуктами в духовку, следить за приготовлением.
• Варить суп под вашим руководством и осваивать другие сложные рецепты.
Безопасность
А еще во время готовки мы просто вынуждены пристально следить за чадом (у него в руках нож! За спиной горячая плита! Он может ровным слоем рассыпать салат по полу кухни!) В общественном сознании устойчив стереотип, будто готовка — взрослое дело. Но многие взрослые не любят или не умеют готовить, потому что слышали в детстве: «Не трогай!», «Отойди!».
На кухне действительно много предметов, которыми ребёнок должен пользоваться с осторожностью. Но это не значит, что нужно с воплями отбирать у малыша вилку, едва он дотронулся до неё. Мама должна научить ребёнка осторожности.
Мы должны постоянно поправлять детку, если он что-то делает не так, показывать, учить, и делать все это доброжелательно. Так что для совместных кухонных приключений просто необходим особый родительский ресурс: хорошее настроение и запас сил. Если вы этим не располагаете, то лучше честно сказать себе, что именно сегодня я все сделаю сама – легко и быстро (заодно отдохну в одиночестве на кухне).
Ограничения по времени
Если вы убедились в том, что приготовление блюд с детьми – это то, что вам нужно, выберите ускоренные рецепты. Психология детей заключается в том, чтобы относительно быстро увидеть результаты своего труда. А если вы приобщите малыша к приготовлению торта, который нужно несколько часов держать в холодильнике, это ему вряд ли понравится. Малыш просто устанет ждать, когда можно будет попробовать то, что он сделал. У него пропадет желание, и следующий раз он может просто не захотеть заниматься готовкой.
Детская искренность
Готовя с детьми, вы можете рассчитывать на объективную оценку. Многие взрослые в силу своей воспитанности не позволяют себе сказать о том, что блюдо является невкусным. Но малыши – это очень честный народ. Редко кто из детей сможет сыграть восторг.
Если им что-то не понравится, они скажут об этом прямо. А как часто нам не хватает именно такой реакции! Ведь она позволяет нам сделать правильные выводы и повысить свой уровень профессионализма.
Маленькие повара
Старайтесь как можно раньше приобщить малыша к совместной работе по приготовлению пищи. Пусть это будут самые простые процессы, которые являются максимально безопасными.
Это поможет ему быстрее ориентироваться и позволит лучше развиваться. Только следите за его настроением, поскольку от желания зависит многое. Если ребенок не хочет проводить время на кухне по любым причинам, ни в коем случае не стоит его заставлять или упрашивать, это не принесет позитивных плодов.
Отличный аппетит
Многие родители беспокоятся о том, чтобы у ребенка был отличный аппетит. Стоит предостеречь взрослых в том, чтобы они не старались регулировать его по своему усмотрению. Будьте уверены в том, что малыш потребляет столько пищи, сколько ему положено, и все лишнее ему будет только вредить.
Поэтому не заставляйте, не ставьте условий и не торгуйтесь тогда, когда идет речь о размере порций или частоте приема еды. Сделайте так, чтобы блюда были красочными и оригинальными, тогда ребенок будет их есть с большим удовольствием. Здесь также стоит отметить процесс приготовления пищи. Если вы приобщите малыша к этому занятию, у вас никогда не возникнет проблемы с его аппетитом. То, что вы вместе приготовите (тем более, по меню, составленному ребенком), ему обязательно понравится.
Вместо заключения
И напоследок несколько рекомендаций для тех, кто раньше никогда не готовил с детьми, но теперь твёрдо решил попробовать.
- На первых порах выбирайте простые блюда, которые не потребуют от ребёнка много усилий, а от вас — подготовки. Например, приготовьте какое-нибудь простое печенье
- Не подгоняйте ребёнка. Не злитесь, если он слишком долго и ужасно коряво режет клубнику. Он ведь только учится! Для готовки с детьми лучше выбирать свободное время, а не заниматься этим, когда через полчаса придёт голодный муж.
- Не заставляйте детей. Не удивляйтесь, если через 20 минут им всё надоест. Они вернутся, если поручить им что-то действительно интересное. Мазать противень маслом для ребёнка довольно скучно, а вот лепить из теста или мастики — другое дело. Немного времени и вдохновения, и маленькое произведение искусства, созданное пальчиками ребёнка, вызовет восторженный возглас мамы.
- Хвалите своего маленького шеф-повара! Детям крайне важно одобрение взрослых. Пусть он знает, что мама гордится им и все старания не напрасны.
Кулинарное искусство сродни волшебству. Когда человек готовит, задействованы все пять чувств и добавляется шестое — любовь. Дарите детям любовь — готовьте вместе. Ведь счастье на десерт — это так просто!
Эксперты однозначно утверждают о том, что совместное приготовление пищи идет на пользу как детям, так и взрослым. Мы друг у друга учимся тому, чему нельзя научиться ни в одной книжке. Каждый раз – это новый опыт, открытия, впечатления. Это общение дает намного больше, чем обычное воспитания. Доказано, что только собственный положительный пример может являться основой для полного взаимопонимания между ребенком и родителями. Вы сами любите готовить и с удовольствием едите разные блюда – малыш будет делать то же самое. Поэтому у вас есть возможность не только обучить его полезным навыкам, но и научить культуре питания во всех его аспектах. Это не только приготовление, но и выбор полезных продуктов, правильное хранения, потребление, а также показательно уважительное взаимодействие членов семьи или ребенка с окружающими.
Семейное творчество сплачивает. У детей повышается уровень доверия к взрослым: раз они доверили мне готовить еду, значит, и я могу на них положиться. Родители же радуются, когда их кроха ведёт себя совсем как большой. Разве не счастье, когда у ребёнка горят глаза, когда он смеётся оттого, что у него всё получается?
Но самое приятное — собирать всю семью за столом и поедать приготовленное. Этот ритуал позволяет накормить даже нехочух. Вряд ли малыш откажется от блюда, которое сам сделал.
Желаем успеха!!!
Полезные мультфильмы:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLFFUIae4JRajy8mWm9xJQBVYhrAiH3rIJ
Волшебная кухня: https://www.youtube.com/channel/UC5fv5iZt8HcVAIjZCk6bVbQ
Маша и Медведь: https://www.youtube.com/watch?v=0zrypXJQVd8
Источники:
http://52.xn--80aadkum9bf.xn--p1ai/2019/02/28/konsultaciya-gotovim-edu-vmeste-s-detmi/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическое пособие " Готовим ребёнка к школе"
Игры на развитие мышления, внимания, памяти. Эти игры находятся в уголке для родителей. Представляют собой карточки с заданиями. В любой момент родители могут взять с собой карточку домой и позанимать...
Консультация для воспитателей Как использовать фотомоделирование в работе с детьми. Методические рекомендации
Моделирование – метод обучения, который помогает ребенку дошкольного возраста увидеть скрытые от его непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов. Педагоги используют готовые...
Как использовать фотомоделирование в работе с детьми. Методические рекомендации
Педагоги, как правило, используют готовые авторские модели, чтобы формировать у детей природоведческие знания, элементарные математические представления, развивать речь, звуковой анализ слов, нав...
Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.
В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...
Готовим руку к письму (Пособие для детей 6-7 лет)
В настоящее время, по данным психолого–педагогических исследований М.М. Безруких и Т.Е. Хохловой, в начале обучения в школе почти 60% детей испытывают различные трудности, но более 90% эти...
Занятия физкультурой с гиперактивными детьми Методические рекомендации
Занятия физкультурой с гиперактивными детьми следует проводить с учетом ряда рекомендаций.Занятия должны проводиться регулярно с постепенным увеличением нагрузки, под наблюдением медицинского работник...
Использование сказок в работе с детьми. Методические приёмы работы со сказками.
Сказка - это волшебный мир куда попадает реденок. Задача родителей и педагогов - создать все условия, чтоб ребенку в этом мире было интерессно....