"Роль семьи в социально-личностном воспитании дошкольника"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье отмечено,какое влияние оказывает семья на социально-личностное развитие ребенка . Это первый социально-культурный институт развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_sotsialno.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в социально-личностном развитии дошкольника
В эпоху быстрого обновления всех сфер жизни, успешная социально-личностное развитие ребенка предполагает ее готовность самостоятельно действовать и принимать адекватные решения в условиях быстро меняющейся окружающей действительности.
Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.
С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнит культурой. Таким образом, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье.
Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире.
Родителям свойственно недооценивать важность этого периода для дальнейшего развития ребенка. А именно первые три года жизни особенно важны для правильного самоопределения в сфере межличностных отношений.
Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социально-личностное развитие осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей.
Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.
Одна из важнейших характеристик – отношение старших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании..
Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т. п., влияют на цели и стиль семейного воспитания.
Цели воспитания в семье могут быть различными по спектру, содержанию и по характеру.
Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определённой профессии или сфере деятельности.
По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определёнными духовно – ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жёсткость, нетерпимость и т. п.).
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичные для старших система приёмов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости – мягкости» стиль может быть определён как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.
Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию , пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля над жизнью и наказаний.
В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребёнок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.
При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие - либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твёрдо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами , которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец – более авторитарен, мать – демократична).
Так, есть семьи, в которых мать стремиться не столько «формировать» личность ребёнка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваться эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребёнка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).
Таким образом, следует отметить, что на социально-личностное развитие ребенка некоторое влияние оказывает семья (родители, как значимые взрослые) - первый социально-культурный институт развития ребенка (в том числе дошкольного возраста). При этом у родителей должно проявляться гуманное отношение к ребенку и демократический стиль воспитания. Фактор влияния дошкольной группы также значим, он позволяет увидеть социальную ступеньку ребенку в среде сверстников
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акифьева, И.Ф. Педагогика/ И.Ф. Акифьева: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002. - 374 с.
- Архангельский, Н.В. Личностное воспитание / Н. В. Архангельский; Просвещение, 1979. – 284 с.
- Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций/ Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. – с. 104.
- Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии/ Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1975. – 319 с.
- Болдырев, Н.И. Личностное воспитание старших дошкольников/ Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1979. – 451 с.
- Болотина, Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов/ Л.Р. Болотина . - М.: Просвещение, 1987. – 469 с.
- Воспитание личности дошкольника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации /Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск: ОГПИ, 1991. – 345 с.
- Каирова, И.А. Личностное развитие старших дошкольников в процессе воспитания/ И.А. Каирова . - М.: Просвещение, 1979. – 417 с.
- Марьенко, И.С. Личностное становление личности дошкольника /А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1985. – с.71.
Матвеева, Л. И Развитие дошкольника как субъекта учебной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольника.
в данной статье представленна система работы с родителями по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в традициях русской народной культуры, целью которой является приобщение семьи к решению зад...
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играет семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отража...
Консультация Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников...
Консультация для педагогов «Роль сказки в социально-личностном развитии младших дошкольников»
Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игровая деятельность интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уров...
Консультация для педагогов на тему «Роль сказки в социально – личностном развитии младших дошкольников»
Цель: формирования представления о роли и значения сказки в жизни дошкольников.Задачи: повышение педагогической и коммуникативной компетенции педагогов в социально – личностном развитии де...
Консультация для педагогов на тему «Роль сказки в социально – личностном развитии младших дошкольников
Цель: формирование понимание у детей добра и зла посредством русской народной сказки.Задачи:- учить регулировать свое поведение нравственной нормой;- развивать воображение, развивать речь, память дете...