Мастер-класс " Учимся играть на ложках"
консультация (подготовительная группа)
В материале рассказываю о том, как научить детей играть на ложках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Учимся играть на ложках" | 18.56 КБ |
"Музыкально-исполнительская деятельность детей" | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мастер – класс»
«Учимся играть на ложках»
Ложки были и остаются одним из наиболее самобытных и популярных у русского народа ударных инструментов. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своем творчестве ложки.
На них играли веселые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучания бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент - обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.
Наш ансамбль ложкарей называется «Веселинка». Он всегда является для моих воспитанников родником национальной культуры, а для меня служит своеобразным «полигоном» для инновационных методических разработок. Для детей дошкольного возраста – это время, когда ребенок очень активно воспринимает информацию и проявляет живой интерес ко всему новому. Игра в ансамбле помогает детям исправлять «кривой детский почерк», лечит малышей от рассеянности, невнимательности, заторможенности или гиперактивности, а также от других «Болезней», которые могут перейти в хронические. А лекарство – это занятия на ложках! У детей развивается мелкая моторика рук, и как следствие, решаются многие проблемы. Игру на ложках можно использовать не только в шумовом оркестре, но и в хореографии (например, «Танец с ложками»), в театрализации при озвучивании героев или природных явлений.
На занятиях я использую деревянные ложки. Лучше, когда эти ложки изготовлены из березы или клена. Они могут быть сделаны и из липы, но это хрупкое дерево, да и звук у липы очень слабый.
Известно, что большую часть информации человек получает и усваивает в первые годы жизни. Дошкольный возраст – это благодатная почва, в которую нужно успеть бросить зерна успеха.
Для любого праздника детский шумовой ансамбль – это эксклюзивное украшение, а для публики – восторг и незабываемые впечатления. При этом материальные затраты на шумовые инструменты невелики.
Обычно обучение детей игре на ложках проходит по следующему сценарию.
- Небольшое информационное сообщение о музыкальных ложках и многочисленных шумовых инструментах, их наглядная информация.
- Подробный обучающий курс игры на деревянных ложках, а именно:
- постановка исполнительского аппарата (обучение тому, как правильно держать ложки);
- знакомство и обучение технике элементарных приемов игры на
ложках. Вот некоторые из них: удар, хлопок, удар-хлопок, тремело,
«часики», удары круговые, вертикальные, горизонтальные, одинарные
и двойные форшлаги, «лошадка», «барабанщик» и др. Это те
«кирпичики», из которых ребенок с помощью педагога сможет
построить сложные ритмические сооружения. Хотя и сами по себе эти
приемы являются отличным материалом для музицирования и развития
детей;
- импровизация. Создание из простых приемов игры на ложках более
интересных и насыщенных ритмов, но не сложных, посильных для
маленьких детей;
- создание музыкального произведения. Это реальная возможность, а не
мечта, причем не столько для музыкального руководителя, сколько для
его воспитанников;
- шумовой оркестр. На фоне музыкального сопровождения, кроме
многочисленных ложек, заиграют разнообразные шумелки, трещетки,
бубенцы, колотушки, барабаны, стиральные доски, ухваты, счеты.
Конечно, звучат не все разом, а строго следуя партитуре – и этому мы
тоже учимся. Сколько получается живых красок, характеров, оттенков!
Всех переполняет ощущение праздника и восторга.
Предварительный просмотр:
«Моя педагогическая находка»
«Музыкально-исполнительская деятельность детей»
«Звуки скажут больше, чем слова».
В. Каневский.
Музыка… Волшебные звуки, сливающиеся в мелодию, заставляют человека плакать, улыбаться, мечтать и любить. Как научить ребенка слушать и слышать музыку, воспринимать её не просто как набор звуков, а как цельную картину окружающего мира?
Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка важно начинать именно в дошкольном возрасте. Чтобы у ребенка проявился интерес к слушанию музыки, он сам должен погрузиться в неё. А как? Это исполнительство на детских музыкальных инструментах.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные способности каждого ребенка.
Синтез различных видов музыкально-исполнительской деятельности детей - музицирование в оркестре, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры – способствует их наиболее быстрому и разностороннему музыкальному развитию.
Данный проект рассчитан на детей среднего и старшего возраста детского сада. Строя свою работу по изучению основ нотной грамоты, я исхожу из того, что это обучение предполагает использование музыкальных инструментов.
В основу обучения детей навыкам элементарного музицирования положены два метода, которые определяют приемы, способы и средства, необходимые для развития эмоциональности детей, их креативности, любви к музицированию, а также для формирования навыков и умений.
Это метод активизации творческих проявлений ребенка и метод моделирования элементов музыкального языка.
Курс рассчитан на три года обучения, для детей средней, старшей и подготовительной групп, состоит из пяти разделов:
- Знакомство с инструментами и оркестрами.
- Элементарная музыкальная грамота.
- Упражнения для обучения игре на детских музыкальных инструментах.
- Игра в оркестре (ансамбле).
- Творческие задания.
Реализуется проект в ходе совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, в ОД «Музыка», а так же в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, время которой определено циклограммой музыкального руководителя. По характеру проект творческий. По педагогическим целям – познавательный, обучающий, т. к. предполагает не только творческую деятельность детей, но и приобретение новых знаний, умений, навыков, способствующих проявлению интереса к музицированию.
Участие детей в детском музыкальном оркестре помогает выявить склонности и возможности каждого ребенка, способствует развитию его музыкальности. Формирует такие интегративные качества личности, как:
- становление и развитие волевых качеств: выдержки, настойчивости,
целеустремленности, усидчивости;
- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, координации музыкального
мышления и двигательных функций организма;
- взаимодействие ребенка с равноправными партнерами развивает у него свои действия, чувства и мысли, соотносимые с действиями, мыслями и чувствами других, позволяет предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимоотношениях;
- ребенок способен управлять своим поведением и планировать свои действия;
- может решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватно возрасту;
- умеет выполнять задания взрослого.
Весь комплекс приемов приобщения детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству хорошо готовит их к будущим занятиям в школе.
Новизна данного проекта состоит в том, что он:
- интегрируется с образовательной областью «Музыка», театрализованной
деятельностью;
- в нем используются не только музыкально-дидактические игры, но и
синестетические игры;
- он впервые используется в нашем детском саду;
- подразумевает совместное участие детей, музыкального руководителя,
воспитателя с привлечением родителей.
Освоение нотной грамоты – важная форма работы в музыкальном воспитании детей. Звуки прежде, чем символы, - такое общее правило. Мысль о том, что всевозможные линии и точки могут обозначать звуки, должна еще родиться в сознании ребенка. Он её может «открыть» сам в процессе музицирования, игры со звуками, инструментами, их тембрами. В донотном периоде с большей эффективностью применяются различные способы моделирования элементов музыкального языка, призванные помочь детям представить их в понятном и доступном виде. Звуки в сознании детей лишь со временем оформляются в зрительные образы. Поэтому для первоначальной ступени освоения основ нотной грамоты есть только то, что дети способны воспринять, осознать и самостоятельно исполнить. Объём и глубина освоения нотной грамоты определяются только её практической необходимостью (для музицирования). Обучение предполагает использование детских музыкальных инструментов.
Данный проект реализуется в ходе совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, с участием родителей. Обычно родители сами решают вопрос о дальнейшем музыкальном образовании ребенка, но не последнюю роль играет в этом вопросе участие ребенка в оркестре. Присутствуя на занятиях, наблюдая за ним на праздниках в течение ни одного учебного года, родители имеют больше оснований для принятия решения о дальнейшем музыкальном образовании своего ребенка.
Главная цель моей работы как педагога – показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка. Эта цель определяет содержание данной работы.
Современное образование предполагает необходимость развития нового мировосприятия дошкольников, готовности и способности расти в поликультурном, современном обществе, образование должно способствовать расширению коммуникативного диапазона за счет взаимодействия с детьми и взрослыми других культур.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
- необходимостью создания привлекательных, интересных для детей условий, которые бы побуждали к развитию музыкального исполнительства;
- объективными, постоянно растущими требованиями общества к уровню развития музыкальной культуры, способствующих развитию музыкального исполнительства у детей дошкольного возраста;
- недостаточной разработанностью программ, связанных с музыкальным развитием дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс для родителей " Играем на ложках вместе со своими детьми"
Музыкальные странички для родителей...
Мастер-класс для родителей "Играем вместе,а играя - учимся"
Игра — это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать с...
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Мастер-класс «Учимся играть на ложках»
Образовательная область«Художественно-эстетическое развитие» Мастер-класс «Учимся играть на ложках»...
Родительское собрание. Деловая игра (в форме мастер-класса). Тема: "Учитесь играть в шахматы"
Собрание в форме мастер-класса с использованием прогаммы интерактивной доски Whiteboard....
мастер-класса для родителей «Играем вместе, а играя — учимся»
Конспект мастер-класса для родителейТема: «Играем вместе, а играя — учимся»...
Мастер-класс для педагогов "Игра на ложках"
Мастер-класс для педагогов "Игра на ложках"...
МАСТЕР-КЛАСС «ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ C ОВЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ И РОДИТЕЛЕЙ.
коммуникативные игры помогут родителям лучше понять своих детей. детям войти в социальный мир, помогут сформировать у них социальную уверенность....