Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников
консультация

Патриотическое воспитание подрастающего поколения- одна из самых главных задач нашего с вами времени. Большие изменения произошли в нашей стране за последнии годы. Это прежде всего касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей стали искажены представления о патриотизме, великодушии, доброте. Поменялось и отношение людей к Родине. Если прежде мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном отрицательно. На сегоднешний день материальные ценности преобладают над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно- нравственного воспитания- это шаг к возрождению России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_patrioticheskoe_vospitanie_detey.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения- одна из самых главных задач нашего с вами времени. Большие изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это прежде всего касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей стали искажены представления о патриотизме, великодушии, доброте. Поменялось и отношение людей к Родине. Если прежде мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном отрицательно. На сегодняшний день материальные ценности преобладают над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно- нравственного воспитания- это шаг к возрождению России.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено всего несколькими словами. Это и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и любовь к родным местам, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Внимательное наблюдение за детьми, изучение их интересов, возрастных особенностей, позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о несправедливости, о добре и зле. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, начальный период всех высоких человеческих стартов. Сберечь человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их умению жить среди людей и правилам общения – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Огромное счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей.

Многим известно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать фундаментом формирования патриотизма.

Чувство патриотизма начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют важную роль в становлении личности патриота.

Именно поэтому родная культура, как мать и отец, должна стать незаменимой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных сведениях из жизни старших членов семьи (дедов и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «любовь к Отечеству»«долг перед Родиной»«трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы одержали победу потому, что очень любим свою Родину, Отчизна чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, площадей, улиц, в их честь воздвигнуты памятники.

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны брать начало в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, недостаточно. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от работы, трудных задач, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои заботы и традиции, свои радости и печали, свой быт.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с матерью. Именно с ней складываются доверительные взаимоотношения, обсуждаются тревоги, потребности, вопросы. Однако для детей не менее важно и общение с отцом. Чем больше отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на игры с детьми, беседы, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие ласки, эмоций, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с чадом способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из главных идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, честности, уступчивости, терпимости, прилежания, скромности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Рекомендации:

- Побеседуйте с ребенком о вашей семье; дайте характеристику каждого члена семьи в отдельности, покажите заботливое уважительное отношение между всеми членами семьи. Рассмотрите семейные фотографии; вместе с ребенком составьте «Генеалогическое дерево»«Герб семьи». С самых ранних лет необходимо научить ребенка уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Ведь семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено соборного воспитания.

- Знакомьте ребенка с «малой родиной» - близлежащей улицей, микрорайоном, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, символами. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?»«Что нового появилось на нашей улице?»«Как горожане украшают свой район к празднику?». Помогите ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: труд людей, преобразование облика города, района. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.

- В выходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии к памятным местам, мемориалам. Обязательно посмотрите военный парад и праздничный салют. Ребенка к предстоящей экскурсии следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать головные уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.

- Необходимо показать детям хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет. Ребенок должен гордиться тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство. В День Победы желательно пойти с ребенком на площадь, где встречаются ветераны, понаблюдать за встречей. Обратить внимание на радостные лица ветеранов, их светлые слезы, послушать, как они вспоминают дни войны. Подарите кому-нибудь из ветеранов цветы, поговорите с ним, дайте возможность и ребенку задать вопрос. Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных лет.

- Приобщайте ребенка к истокам русской народной культуры. Знакомьте с художественной литературой по фольклору – сказками, былинами, преданиями; посетите выставки народного декоративно-прикладного искусства. Вместе с ребенком попробуйте смастерить куклу или оберег, расписать матрешку. Изготовление подобных поделок воспитывает терпение, сообразительность, развивает творческое мышление, умение видеть возможности творческого преобразования предметов. Это превосходная школа как патриотического, так и эстетического воспитания.

- Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу стране, людям приносит ваш труд. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда. Расскажите, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умения контактировать с другими людьми и др. ; что было бы, если бы вы работали плохо.

- Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте события и факты, поощряйте любознательность, развивайте способность наблюдать и анализировать явления. Читайте малышам хорошие умные книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И результаты не заставят себя долго ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников"

quot;Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников"    (Из опыта  работы)...

«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Консультация для воспитателей «Современные подходы  к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»...

Совет педагогов "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС"

  Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина....

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Педагогические условия организации деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагае...