"Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников"
презентация на тему
"Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников"
(Из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_sem_po_patriot_vospit_14_dekabr.docx | 28.28 КБ |
sem_pat_14.pptx | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Солнышко»п. Петровский Краснопартизанского района Саратовской области.
"Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников"
(Из опыта работы)
Садчикова Ольга Павловна воспитатель первой кв. категории
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения выпала из поля зрения значительной части ученых и практиков на многие годы.
С введением в действие нового закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования.
Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира и межличностных отношений .
Из национальной доктрины образования в РФ
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Поэт Константин Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
На этапе введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования наш детский сад старается организовать педагогический процесс в соответствие с этим стандартом.
Так одной из приоритетных задач нашего детского сада на 2014-2015 год является
«Формирование нравственно - патриотических качеств дошкольников посредством внедрения в практику работы ДОУ современных подходов к организации игровой деятельности с учётом ФГОС»
Представляю вашему вниманию некоторый опыт работы по реализации данной задачи.
Как вы знаете и в соответствии с ФГОС ДО игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов; требует от ребенка включенности в правила; игровая ситуация постоянно влияет на умственную деятельность, подготавливает к мышлению в плане представлений, развивает воображение.
Особую роль в формировании нравственно – патриотических качеств детей мы отводим дидактическим играм. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Чтобы процесс усвоения знаний был более легким мы создали игротеку дидактических игр.
В ней находится:
- картотека словесных игр по нравственно – патриотическому воспитанию («Вспомни пословицу», «Скажи наоборот», «Подбери слова», «Один — много», «Отгадай и назови», «Доскажи словечко!» и др.)
- игры с национальным колоритом, которые вызывают чувства уважения и гордости:
(“Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Сортируй узоры”, «Одень куклу», “Исправь ошибку”
- игры на закрепление знаний о символике гербов района и России, флага России: (например)
«Сложи герб Краснопартизанского района из фрагментов»;
• игры на закрепление знаний об истории России, о том, как крестьяне выращивали хлеб и как «хлеб на стол пришел» в современном мире: (например) «Крестьянский труд»;
- цикл дидактических игр на закрепление знаний о родном поселке:
«Птицы нашего поселка»;
«Путешествие по поселку»;
«Заколдованный поселок».
Дидактические игры позволяют воспитателям реализовывать модель развития ребенка на основе новых подходов к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость.
Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
Воспитатели собрали картотеку подвижных народных игр, которую успешно используют в работе с детьми.
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания в нашем
детском саду является проектная деятельность, позволяющая создать
естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и
взрослых.
Воспитатели детского сада Плотникова И.Г, Миронова Т.Н, Садчикова О.П,
разработали проекты:
«Наша Родина - Россия», «Люби и знай родной свой край», «Ознакомление дошкольников с символами Российского государства» , «Этих дней не смолкнет слава», «Мой замечательный поселок»
В ходе реализации этих проектов были проведены следующие мероприятия:
- акция «Живет на селе ветеран» (Дети приглашали в детский сад участника ВОВ Садчикова В.Н. Разучили стихи и песни для ветерана, посетили его на дому с концертом и вручили подарки, изготовленные своими руками);
- встреча с жительницей блокадного Ленинграда Беляковой Еленой Александровной ( в ходе встречи дети были тронуты до слез, когда она рассказывала дрожащим от волнения голосом о своем блокадном детстве, о том, как она помогала взрослым приближать Победу.);
- цикл экскурсий по родному поселку «Здесь каждый камешек знаком тому, кто в посёлке своём, как в родном дому» ;
- организована выставка рисунков на тему « Посёлок глазами детей».
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
В работе над проектами немаловажная роль была отведена взаимодействию с родителями. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества.
Семьи дошкольников изготовили семейные гербы, составили свою родословную, из которых получились великолепные альбомы.
Серьезную помощь в патриотическом воспитании оказывает музыка. Музыкальный руководитель детского сада Топоркова Антонина Ивановна использует очень эффективную форму работы по патриотическому воспитанию - это проведение цикла непосредственной образовательной деятельности по определенной тематике.
Большую работу провела Храмова Вера Михайловна по ознакомлению детей с фольклором. Опыт её работы мы сегодня представили вашему вниманию.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Поэтому осуществляя нравственно - патриотическое воспитание детей мы стараемся работать в тесном контакте с социумом, что облегчает работу воспитателя и делает педагогический процесс более интересным и продуктивным. Постоянными участниками праздников, методических мероприятий являются работники сельского ДК п. Петровский, Рукопольской сельской библиотеки, педагоги Дома детского творчества и музыкальной школы, СОШ п. Петровский.
Например: Совместно с Рукопольской сельской библиотекой участвовали в акциях «Белые Журавлики», «Читаем детям о войне», посвященные 70- ой годовщине Победы)
Хочу представить вашему вниманию выставку «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», которую организовали для нас участники ФЭГ «Заряница» СОШ п. Петровский и показали результат своей двухлетней работы по сбору сведений о народной кукле.
Опыт работы нашего детского сада с учреждениями социума делает воспитательно-образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Это всего лишь часть огромной работы, которую проводят педагоги нашего детского сада по воспитанию у детей любви к своей семье, поселку, людям труда, к своей Родине
В результате проведенной работы была создана развивающая среда для нравственно - патриотического воспитания современного дошкольника,
а у детей:
* сформировались основы патриотизма, гражданственности;
• возрос интерес к историческим событиям, обогатились знания об истории страны и родного края, о достопримечательностях своего поселка.
- научились «видеть историю» вокруг себя (в домах, которые нас окружают, предметах быта, названиях улиц и отражают это в рассказах и рисунках;
- появилось желание сохранять и приумножать богатства родного края, с уважением относиться к труду людей поселка;
- научились ориентироваться по плану - схеме поселка.
На этом наша работа не закончилась, она будет продолжаться в течение всего учебного года. Особенно в преддверии 7
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д.С. Лихачёв.
№ 273 ФЗ от 29.12.2012 г. Вступил в силу 01.09.2013 г.
“ Ты вспоминаешь не страну большую, К оторую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в детстве увидал” Константин Симонов
Дидактическая игра «Составь слово»
Встреча с единственным ветераном ВОВ Садчиковым В.Н
Рисунки детей
Герб семьи Мишаковой Насти Герб семьи Левшиной Тани
Праздник « Славься Русь – Отчизна моя», проведённый совместно с коллективом сельского Дома Культуры
В музейной комнате СОШ п. Петровский
В библиотеке Акция «Белые журавлики»
В результате проведенной работы а у детей: * сформировались основы патриотизма, гражданственности; • возрос интерес к историческим событиям, обогатились знания об истории страны и родного края, о достопримечательностях своего поселка. научились «видеть историю» вокруг себя (в домах, которые нас окружают, предметах быта, названиях улиц и отражают это в рассказах и рисунках; появилось желание сохранять и приумножать богатства родного края, с уважением относиться к труду людей поселка; научились ориентироваться по плану - схеме поселка.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Консультация для воспитателей...
"Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников"
Нравственно-патриотическое воспитание...
«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»...
Совет педагогов "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС"
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина....
Консультация для педагогов "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС"
Растим маленьких патриотов...
Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Педагогические условия организации деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагае...
Консультация для воспитателей Тема: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценнос...