Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»
консультация (младшая группа)

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств,  предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:
«Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств,  предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями.

    С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества  таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые.

Произведения народного творчества, особенно колыбельные песенки, пестушки, потешки воспитывают у детей  доброту, так как пронизаны душевной теплотой и любовью.   Малые фольклорные формы, влияют на развитие речи детей:  обогащая словарь,  развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов и др. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и др., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо.. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю- ли»), колыбельные, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку: «Баю-баю, спи дружок»

Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька». Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

            ***

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать.

 «Баю-баю, заиньки»

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

            ***

Пошел котик во лесок, во лесок.
Нашел котик поясок, поясок.
Чтобы люльку подцепить, подцепить.
В люльку Катю положить, положить.
Катя будет крепко спать, крепко спать.
Котик Катеньку качать, да качать.

             ***

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садиться.

Это  - ложка,

Это -  чашка.

В чашке -  гречневая кашка.

            ***

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас,
развивают воображение.

Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.
Произведения   устного   народного  творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они   создавались   народом   и   передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой «словесное   русское   народное   творчество заключает в   себе   поэтические   ценности».  Его влияние на развитие речи детей   неоспоримо.  С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личнос...

Консультация для родителей «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личнос...

Консультация для родителей "Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

Консультация для родителей "Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...

Консультация для родителей на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста».

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Изучая психолого-педагогическую и ...

Консультация для родителей на тему: «Роль дидактической игры в развитии речи детей»

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Дети – творцы настоящего и будущего....

Консультация для родителей на тему «Использование русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей на тему «Использование русского фольклора в развитии речидетей раннего возраста»  Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью...