Консультация для родителей "Экспериментирование в доу с детьми младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

темирова алима оразгелдиевна

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности,обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска,становится важнейщей задачей современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДС №61

Консультация для родителей

«Экспериментирование в ДОУ с детьми младшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Темирова А.О.

г.Нижневартовск 2021

Ребёнок – дошкольник, является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию».

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребёнком представления о мире. Его главная цель – «формирование у ребёнка навыков самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры». Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольникам необходимо давать задания, ориентированные на определённые задачи. Их можно сгруппировать в относительно цельные блоки:

учимся видеть проблемы;

учимся выдвигать гипотезы;

учимся делать выводы и умозаключения.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе организации познавательно - экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;

развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;

умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;

создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами детской деятельности, и в первую очередь с наблюдением и трудом. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментированием и трудом. Труд может быть не связан с экспериментированием, но экспериментирование без выполнения трудовых действий не бывает.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость.

Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. 

Следуйте совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.

«Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников»

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. 

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. 

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Материалы для организации детского экспериментирования в группах младшего дошкольного возраста

Верёвочки для изготовления цветных льдинок.

 трубочки для коктейля.

 пластиковые стаканчики разного размера.

разноцветные воздушные шарики.

мыльные пузыри.

 камешки разного размера.

 полиэтиленовые пакетики.

 скорлупа орехов.

 Вата.

 деревянные пробки.

 Бумага.

 Тряпочки.

 деревянные палочки.

 кусочки ткани.

 Краски.

 Песок.

 Вода.

Содержание экспериментальной деятельности детей (младший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.

Задачи:

1.  Углублять представления о живой и неживой природе.

2.  Знакомить детей со свойствами воды, песка и воздуха.

3.  Развивать у детей познавательную активность.

4.  Развивать память, мышление, речь.

5.  Прививать навыки культурного поведения в природе.

Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево)

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода, игры с ветром, со снегопадом и т. д)

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа)

О способах исследования объекта.

О предметном мире.

Тема: «Вода»

 С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убеждаются в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой.

В совместной деятельности дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда, что вода может быть теплой си холодной : дидактические игры «Водяная мельница», «Холодно-тепло».

 Совместно с детьми можно провести опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная. Так детям  предлагаются два стаканчика в одном из которых -- вода, а в другом – молоко. В оба стакана опускаем ложечки. Вопросы к детям: «В каком из стаканчиков ложка видна, а в каком нет?» «Почему?». Ответ: «Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет». Вывод: вода – прозрачная, а молоко нет.

Наблюдая на прогулке, дети получают элементарные представления о процессе испарения. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой  с детьми проводятся различные эксперименты с песком. В процессе организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети предлагается слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия дети совместно с воспитателем подводят итог – мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой песок – рассыпается и угощение не получается.

При очередном проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой –  к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый песок – остаётся в ситечке.

Тема: «Воздух»

 В ходе игры-эксперимента «Буря в стакане» воспитатель предлагает детям вдохнуть ртом воздух и выдохнуть его через соломинку в стакан с водой.  Появляются пузыри, это говорит о том, что это выходит воздух мы им дышим.

Например опыт с соломинкой: предложила подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Вопрос: «Что вы почувствовали пока дули, откуда появился ветерок?» Вывод: люди вдыхают и выдыхают воздух.

Дала понятие о том, что нас окружает воздух, он невидимый. Помочь обнаружить воздух в окружающем пространстве поможет дидактическая игра «Поймаем воздух». Дети «ловят» воздух в полиэтиленовые пакеты и убеждаются в том, что воздух невидим, но он есть, т. к. их пакеты стали объёмными, но по-прежнему прозрачными.

 На прогулке, наблюдая за травой и листвой, дети выясняют, что ветер – это движение воздуха.

В одном из опытов дети опускают перевернутый прозрачный стакан с прикрепленной бумажной салфеткой в таз с водой, а вытащив стакан, видели, что салфетка осталась сухой, это воздух не пропускает воду в стакан.

Тема: «Камни»

Опыты с камнями «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму, а когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые. В ходе игры-эксперимента «Тонет-не тонет», дети пришли к вы воду, что камни тонут в воде.

Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Итак, что нужно делать , чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3.Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»...

Буклет консультация для родителей младших дошкольников. Артикуляционная гимнастика и особенности ее проведения с детьми младшего дошкольного возраста

Буклет консультация для воспитателей и родителей младших дошкольников. Артикуляционная гимнастика и особенности ее проведения с детьми младшего дошкольного возраста. Артикуляционные упражнения «...

Консультация для воспитателей «Экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педаг...

консультация для родителей "Развивающие игры с детьми младшего дошкольного возраста в домашних условиях".

С помощью игр можно развивать память, внимание, воображение и мышление детей. Посредством игры дети приобретают новые знания и умения, развивают различные способности....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»

Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....

Консультация для родителей " Развитие восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей " Развитие восприятия цвета детьми младшего дошкольного  возраста"...