Консультация для родителей "Развитие речи дошкольника"
консультация (подготовительная группа)

Зябкина Светлана Яковлевна

Консультайия для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_-_zalog_horoshego_obucheniya.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи дошкольника»

Уважаемые родители,  для того чтобы ваш ребенок успешно учился в школе необходимо еще в раннем возрасте развивать его внимание, воображение, память, мышление и речь. Вашему вниманию предлагается артикуляционная гимнастика  -  как можно дома, в игровой форме развивать речь и другие  психические процессы вашего ребенка.   

   Артикуляционная гимнастика.

  1.  «Лопатка»- широкий расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10 (при напряжении  пошлепать губами).
  2. «Качели» - движения языком вверх-вниз: к верхней – нижней губе; к верхним – нижним зубам; к верхним – нижним альвеолам.
  3. «Язык перешагивает через зубы» - широким  языком  дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней; широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
  4. «Почистим зубы» - широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз.
  5. «Пирожок» - широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок».
  6. «Желобок», «Лодочка» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.
  7.  «Горка», - рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.
  8. «Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками.
  9.  «Подуть через трубочку» - язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги.
  10.   «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане» - широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила.

Поиграйте  в игры, которые расширяют словарный запас ребенка, учат его думать, размышлять и запоминать.

«Что бывает?»

Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант

Или так:

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

«Что будет, если…»

Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет если в ванну упадёт камень, бумага, жук?»«Что будет, если летом пойдет снег?» Вопросы могут разным – как житейские, так и «фантазийные»например«Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

«Кто кем был или что чем было»

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер (шерстью) и т. д. ?

«Закончи предложение»

Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)

Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)

«Бывает – не бывает»

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает»или «не бывает».

• Чашка жарится на сковороде.

• Медведь спит в берлоге.

• Человек выше собаки.

• Воробей – это не птица и т. п.

Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

«Отгадай, что я вижу»

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь

словами-подсказками:

• Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом).

• Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей).

• Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай).

«Добавь словечко»

Дети очень любят стихи – ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Попросите малыша подсказать вам подходящее по смыслу и по рифме слово.

Ом-ом-ом - вот стоит высокий (дом)

Ома-ома-ома - мы сегодня… (дома)

Ому-ому-ому - мы идем к (дому)

Особенно нравится детям сочинять стихотворные небылицы

Ва-ва-ва - на столе растет… (трава)

Ву-ву-ву - съели волки всю (траву)

Вы-вы-вы - суп сварили из (травы)

«В магазине»

Вместе с ребенком вы оказались в магазине, выбираете продукты и спрашиваете:

• «Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?» Ребенку предлагается

перечислить предметы.

• «Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла,

как называется посуда для масла?» «Масленка» - отвечает ребенок.

• «А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно

назвать, одним словом?» «Фрукты»- говорит сын или дочка.

«Сравни»

В магазине сравни две чашки (по цвету, объему, материалу).

На улице сравни две машины, два дома, два дерева.

Что нравится больше? Почему? Объясни.

Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний.

          Занимайтесь с ребенком дома! Это очень интересно!

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования...

Практическая консультация по развитию речи дошкольников.

Практическая консультация на тему: "Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста" содержит в себе творческие задания, которые помогут активному формированию монол...

Консультации по развитию речи дошкольников

Подборка консультаций для воспитателей по развитию речи дошкольниковКонсультация для воспитателей.Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.Овладение родным языком ка...

Консультация «Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход»

Консультация«Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход»...

Консультация "Развитие связной речи дошкольников с задержкой психоречевого развития"

данный материал содержит информацию об основных направлениях работы с воспитанниками с ЗПР в ОО "Речевое развитие" по такому направлени, как развитие связной речи....

Консультация "Развитие связной речи дошкольников".

Консультация "Развитие связной речи дошкольников"....