Консультация "Детская лаборатория дома"
консультация (средняя группа)
Опыты и эксперименты, которые можно организовать дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_detskaya_laboratoriya_doma.docx | 72.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Консультация для родителей «Детская лаборатория дома»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка - ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Учить ли детей делать открытия?
Конечно, да! Как это сделать таким образом, чтобы подобное обучение учитывало природу ребёнка, способствовало его развитию? Начинать, видимо следует с тех проблем, которые больше всего интересуют ребят и вызывают у них удивление.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты.
Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя.
Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребёнка.
Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установите цель эксперимента( для чего мы проводим опыт)
2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста.
Взрыв цвета в молоке
Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:
- цельное молоко
- пищевые красители разных цветов
- любое жидкое моющее средство
- ватные палочки
- тарелка
Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.
План работы:
1. Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Объяснение опыта:
Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.
Танцующая фольга
Вы удивитесь тому, как обыкновенная пластмассовая расческа в умелых руках превратится в прекрасный инструмент для экспериментатора.
Вам понадобится:
• алюминиевая фольга (блестящая обертка от шоколада или конфет)
• расческа
• ножницы
Для начала нужно нарезать фольгу очень узкими и длинными полосками и аккуратно разложить ее, к примеру, на столе. Затем несколько раз провести расческой по волосам или потереть ее о меховую шапку. Дальше останется лишь поднести расческу вплотную к отрезкам... Волшебство начинается!
Как на эти действия отреагируют полосочки фольги? Они начнут "танцевать"!
Потом, когда первая реакция малыша на эксперимент немного поутихнет, можно будет объяснить ему, что в этом опыте вы столкнулись с явлением электризации. И рассказать о маленьких электрончиках, об электричестве, а заодно и об электрическом токе, который бежит по пpoводам к розетке и больно "кусается". Еще можно вспомнить о необычных животных, таких как электрический угорь и скат, и не забудьте про молнию.
Экспериментируем вместе с ребенком
Знаменитый Марк Твен писал: «Секрет того, чтобы добиться чего-то- начать». Начать исследовать, экспериментировать и глубже познавать окружающую действительность вместе с ребенком можно и дома. Для этого не требуются специальные условия, достаточно лишь проявить смекалку.
Так, например, на кухне можно взять небольшую емкость с водой и опустить в нее несколько губок разного размера и цвета. Губки могут быть поролоновые. Предложим детям определить, какая из губок впитала в себя большее количество воды. Почему!? Желательно не оставлять вопросы дошкольников без ответа, если взрослый сам затрудняется ответить, то лучше обратиться к справочной литературе, дать научный, достоверный ответ.
Представим другую ситуацию: ребенок рисует и у него не оказалось зеленой краски… Желательно поставить ребенка в такие условия, чтобы он, без подсказки, самостоятельно, путем проб и ошибок пришел к получению отсутствующей краски.
Самые доступные и интересные опыты с водой! Куда она исчезает? Предложим ребенку налить в тарелочку немного воды. Фломастером сделаем отметку по краю воды, определив ее уровень. Поставим тарелочку на теплую батарею. На некоторое время забудем про свой опыт. Что же произошло? Предложим ребенку сделать самостоятельный вывод. Да, вода испарилась: ее мелкие капельки в виде водяного пара «перешли» в воздух. Сделаем еще отметку маркером. Через некоторое время часть воды опять исчезнет.
Весной бабушки и мамы начинают заниматься посевом семян на рассаду. Это увлекательное дело можно осуществить вместе с ребенком! Проведем опыт с сухими и замоченными семенами и сделаем вывод вместе: какие семена быстрее взойдут при одинаковых условиях.
Ваш ребенок любит машинки? Тогда проведем такой опыт: поставим две одинаковые машинки на линию старта. Толкнем их. Почему же та машинка, которую толкнул папа, уехала дальше? Да все просто: папа толкнул машинку сильнее. Ребенок наглядно-действенным способом познает зависимость скорости движения от силы толчка.
Родителям надо знать, что любознательность – это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации.
Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его вопросы. Не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру, и попробуем поиграть с ребёнком в настоящих учёных. Кто знает, может через пару лет десятков лет именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую премию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
буклет для родителей "Домашняя лаборатория! Проведите опыты с малышом дома"
Буклет содержит описание опытов для проведения дома со старшими дошкольниками....
В копилку педагогам.Консультации для родителей "Лаборатория дома. Этот удивительный эксперимент"
Детское экспериментирование - один из ведущих видов деятельности дошкольников. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок....
Буклет для родителей "Мини-лаборатория дома"
В данном буклете содержится краткое описание о создании мини-лаборатории в домашних условиях....
Картотека экспериментов для родителей с детьми "Лаборатория дома"
в данной картотеке представлено 17 опытов-экспериментов с детьми...
Лаборатория дома «Этот удивительный эксперимент»
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Л...
Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Экспериментальная лаборатория дома»
Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Экспериментальная лаборатория дома»...
Консультация для родителей ДОУ: «Как организовать мини-лабораторию дома».
Игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста и оказывает большое влияние на дальнейшее развитие ребёнка, особенно его коммуникативной и социальных сфер. Как научить ребёнка иг...