Информация для родителей "Детские капризы"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данном материале раскрывается понятие капризов, причины их возникновения и рекомендации поведения взрослых во время капризов ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ
ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЙ КАПРИЗ?
Каприз – это внезапная прихоть, неожиданно появившееся немотивированное желание. Нечто непредвиденное, случайное, прихотливое в той или иной области.
Капризы детей – это своеобразные формы поведения, выражаются в сопротивлении и противодействии требованиям, советам или рекомендациям взрослых.
ОТКУДА ПРИХОДЯТ КАПРИЗЫ?
Важно сразу определить одну важную вещь – РЕБЕНОК НЕ БУДЕТ ВЕСТИ СЕБЯ ПЛОХО ПРОСТО ТАК! За каждым «плохим» поступком стоит какая-то неудовлетворенная потребность.
Все потребности ребенка можно объединить в несколько групп. Детские психологи формулируют их по-разному, но суть остается та же. Итак, детям необходимо:
- хорошо себя чувствовать (не испытывать страданий, не бояться, не делать чего-то неприятного);
- быть любимым и точно знать, что тебя не бросят;
- находиться в безопасности;
- иметь возможность быть собой и быть принятым другими;
- быть успешным, получать признание, чувствовать себя умным, красивым, смелым, хорошим;
- знать правила игры и границы дозволенного;
- жить интересно, не скучать, реализовывать способности.
И при ближайшем рассмотрении оказывается, что всеми своими выкрутасами и неприятными поступками дети чаще всего добиваются этих целей. Причем добиваются всеми имеющимися в их распоряжении средствами.
Рассмотрим некоторые потребности более внимательно.
ПОТРЕБНОСТЬ ХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВОВАТЬ. Может быть, ваш ребенок голоден, устал, хочет пить или спать, ему жарко или холодно, захотел в туалет, или ему вдруг стало больно. Тогда плач пройдет при устранении причины. Пока ребенок еще маленький, он не может понимать свои потребности и обозначает дискомфорт своим криком, как бы прося взрослых помочь ему. Подрастая, он учится понимать их, при условии, что вначале ему в этом помогут взрослые. Для этого с самого раннего возраста озвучиваем их. Например, «Ты устал и хочешь спать», «Похоже, ты проголодался» и т. д. Со временем малыш и сам будет их распознавать и говорить вам об этом. Немаловажным моментом является, конечно, то, что сам взрослый хорошо понимает себя.
ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ. Приглядитесь к своему чаду, оглядитесь по сторонам – не чувствует ли он угрозу своей безопасности. Например, к вам в магазине мог подойти какой-нибудь бородатый дядька. Или малыша испугала громкая музыка. Или он обернулся в песочнице и не увидел вас на прежнем месте. Тогда его плач может успокоить всего-навсего ваше присутствие. Возьмите его на ручки или обнимите и подержите в объятиях до тех пор, пока он не успокоится.
ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВНИМАНИИ. Наверное, наиболее ярким признаком того, что вашему чаду нужно внимание, будут ваши ощущения. Прислушайтесь к себе вовремя капризы ребенка. Наверняка вы почувствуете РАЗДРАЖЕНИЕ. Ну а дальше все просто – сразу же дайте ребенку внимание (если будете откладывать это, то можете получить «хорошую» истерику). Как можно дать внимание? Иногда бывает достаточно сказать «Я тебя слышу, сейчас договорю по телефону и обязательно поиграю с тобой». Кому-то важен телесный контакт – намывая посуду, можно не глядя на ребенка погладить его по спинке или головке. Если у ребенка «хроническая» нехватка внимания, то хорошо помогает следующее упражнение – каждый день в течение 15-30 минут в день уделять внимание только ему. Играть в игрушки, читать книжки, смотреть мультики, активно интересуясь и пытаясь «присоединиться» к ребенку душой и телом.
Возможно, капризы вашего малыша связаны с ВАШИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ. Конечно, многие из нас хотели бы иметь спокойного, удобного ребенка, который не причинял бы много хлопот, беспрекословно выполнял все наши указания и дарил бы только положительные эмоции. ЗАБУДЬТЕ ОБ ЭТОЙ МЕЧТЕ! Ребенок должен проходить разные этапы взросления, он должен ошибаться, баловаться, плакать, злиться, а наша задача – быть его проводниками во взрослый мир. Принимать все его эмоции и чувства, учить с ними обходиться, помогать развиваться физически и учить налаживать контакт с детьми и взрослыми. И конечно странно требовать от годовалого малыша спокойно сидеть на диване, разглядывая книжку, а от пятилетнего сорванца ожидать спокойного поведения в аквапарке. Да, конечно, бывает очень сложно удержать ребенка от опасных вещей, к которым как магнитом тянет юных исследователей. Но, например, с маленькими детьми очень помогает метод отвлечения на что-то другое.
Ну и конечно, ребенок может устраивать капризы при ОТСУТСТВИИ В ЕГО ЖИЗНИ ПРАВИЛ И ГРАНИЦ. Ну, просто потому, что жить в таком мире ребенку небезопасно. Сюда относятся и разногласия в моментах воспитании взрослых; и непонятки – когда что-то то можно, то нельзя; и неопределенность границ режима и многое другое. Посмотрите на жизнь с ребенком как бы со стороны и попробуйте отследить – все ли у вас в порядке с границами.
Ну а если вы испытываете трудности в понимании каприз своего ребенка, то в этом вам может помочь детский психолог.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК КАПРИЗНИЧАЕТ?
Если ваш ребенок капризничает:
- Дайте ребенку побыть с самим собой.
- Научитесь внешне спокойно переносить крик ребенка.
- В момент капризов оставьте его одного до тех пор, пока не пройдет это состояние. Бурная сцена рассчитана ребенком на зрителей и сочувствующих.
- Родитель должен спокойно выразить свое неудовольствие поведением ребенка, разъяснить, почему не следовало поступать так, и повторить свое первоначальное требование.
Ребенок не должен себя чувствовать подчиненным, ему необходимы ЛЮБОВЬ И ЗАБОТА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)
Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обоснованную причину, которые просто-напросто вами н...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Что такое "информация". Источники информации."
С помощью данной деятельности вводится понятие "информация", знакомство детей с источниками получения информации....

Капризы и упрямство/ Как справиться с капризами и упрямством детей.
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нор...

Понятия «информация» и «научная информация». Требования, предъявляемые к научной информации. Классификация научной информации. Свойства информации
В данной презентации Вы можете ознакомится с такой темой как. "Понятия «информация» и «научная информация». Требования, предъявляемые к научной информации. Классификация научной информации. Свойства и...
Информация для родителей. Консультации для родителей.Капризы и упрямство малыша.
Информация для родителей. Консультации для родителей.Капризы и упрямство....

Информация для родителей. Полезные ссылки с информацией о финансовой Грамотности
Азбука бережливости для дошкольников / авт. – сост. И.ПРословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с. 2) Аксенова Н.И., Левин Ц.М., Луговой Е.А., Павленко Л.А.. «Пои...

Источники познавательной информации для дошкольников. Информация для родителей.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, оно формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром.Познавательная деятельность – это единство чувс...