Брат или враг?
консультация (средняя группа)
Советы родителям, как сделать, чтобы дети росли дружно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brat_ili_vrag.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
БРАТ ИЛИ ВРАГ?
Сегодня папы и мамы всё чаще не ограничиваются одним чадом, справедливо полагая, что вдвоём или втроём им будет веселее. Как сделать так, чтобы дети росли дружно?
Вопреки опасениям, высказываемым в некогда популярной песенке «У меня сестренки нет», мода на детей так и не прошла. Но наличие в семье нескольких детей - это не только большая радость, но и большие проблемы, и главная из них - как сделать так, чтобы дети росли дружно и не уподобились бы потом Каину с Авелем или дочерям короля Лира?
«ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР»
История и литература хранят множество примеров, подтверждающих, что родство по крови вовсе не означает родства душ. И сиблинги - дети, рожденные одной мамой от одного папы, - могут вырасти как на радость друг другу, так и на беду. Реально ли узнать заранее, какими будут характеры детей и отношения между ними? Оказывается, да!
Ученые давно заметили, что характер и отношения детей в известной степени зависят от… порядка их появления на свет в семье. Это только у нас, в России, на «порядковый номер» мало кто обращает внимание. На Западе к этой проблеме относятся куда более серьезно. Например, специалисты по подбору персонала в солидных фирмах при приеме на работу, как правило, помимо всех прочих анкетных данных интересуются, каким по счету ребенком является претендент на должность. Часто именно от этих сведений и зависит решение работодателя, поскольку (и это неоспоримо доказано) между порядком рождения человека и его личностными особенностями существует несомненная связь.
ПЕРВЕНЦЫ часто рождаются незаурядными личностями. Они блещут интеллектом, не боятся ответственности, имеют задатки лидера. И вместе с тем эти люди достаточно консервативны, трудно принимают чужую точку зрения, они склонны следовать установкам, полученным в детстве от своих родителей, остро нуждаются в понимании и доверии со стороны своих близких.
Кстати, психологам Стэндфордского университета удалось выяснить, что лидерские задатки первенцев имеют под собой не только психологическую, но и физиологическую основу. Ученые на протяжении 6 лет изучали состав крови, взятой из пуповины сотен новорожденных, и убедились, что уровень мужских половых гормонов у первых детей своих родителей всегда неизменно выше, нежели у последующих. Как известно, прогестерон отвечает за интеллектуальные способности, а тестостерон влияет на целеустремленность и напористость.
СРЕДНИМ ДЕТЯМ волей-неволей приходится учиться дипломатии, чтобы найти общий язык со старшими, «дотянуться» до них и набить как можно меньше шишек, а также с младшими, которые часто избалованы более остальных детей. У средних обычно хорошо развиты социальные навыки.
МЛАДШИЕ ДЕТИ в семье, как правило, беспечны, нетерпеливы, импульсивны. Зато они обаятельны, обладают творческими способностями, стремятся к приключениям. Установлено, что большинство изобретений (это мировая тенденция) сделано людьми, родившимися последними у своих родителей!
Если же у родителей единственный ребенок, он редко попадает во власть иллюзий и предрассудков. Для таких людей характерно стремление к власти. В команде же работают с трудом, склонны к конфликтам с руководством. Зато единственные дети, как правило, высокоинтеллектуальны. Единственным детям в семье желательно избегать брака с такими же «единственными и неповторимыми», как и они сами. Психологи утверждают, что для единственного ребенка идеален союз с партнером, имеющим младшего брата или младшую сестру.
ЗАБЕГ НА ДИСТАНЦИЮ X
Если над порядком рождения детей в семье родители не властны, то выбрать, какая разница в возрасте будет между первым, вторым и последующими детьми, папы и мамы всегда могут. И выбирают, но, как правило, по личным причинам: дожидаются, когда в семье появится соответствующий материальный достаток, или мама старается «подгадать» с младшим к тому времени, когда старший пойдет в первый класс. Если мы хотим, чтобы детям было комфортно друг с другом, руководствоваться лучше другой логикой.
Разница в 1 год считается не самой удачной. Если рождение двойняшек «перепрограммировать» нельзя, то избежать появления погодков вполне реально. Кстати, по статистике, дети-погодки чаще всего одного пола.
На первый взгляд очень удобно, когда малыши почти ровесники. Это дает родителям возможность разом покончить с первым, наиболее физически трудным этапом воспитания. К тому же почти с самого момента рождения какое-то время дети могут общаться только друг с другом, без взрослых. С другой стороны, родители часто подсознательно считают старшего ребенка действительно старшим, хотя он не готов к этой роли. Или сравнивают детей, порождая соперничество, взаимные обиды и «соревнование» за любовь родителей.
Что делать? Как бы вы ни были заняты, постарайтесь хоть немного времени ежедневно уделять общению, игре с детьми. Обоим малышам должно доставаться равное количество внимания и эмоций. Избегайте сравнительных оценок: один злее, другой - добрее, один умнее, другой - глупее. Это повод для усиления конкуренции. Даже если похвалить (отругать) одного, а другому не сказать ничего, дети воспримут это как некую оценку. Один лучше рисует, а другой лучше вырезает - вот самый грамотный вариант оценки.
Разница в 2 года считается одной из самых проблематичных. Дело и том, что до
3 лет ребенок осознает себя не как отдельную личность, а как часть своей мамы и очень остро нуждается в ее близости. И в самый неподходящий момент вдруг откуда-то берегся конкурент, который отнимает мамино внимание и любовь (в случае рождения погодка старший малыш просто не успевает запомнить тот период, когда он был у родителей один). Реакция на рождение младшего, на стресс, по сути дела, соответствующая - первенец сразу же регрессирует в возрасте. Он может начать писать в штанишки и в постель, отказаться самостоятельно кушать, одеваться, начать хуже говорить и т.д. Такое поведение представляется малышу единственной возможностью вернуть внимание и заботу мамы. Младший тоже не испытывает к первенцу особых чувств, скорее относится к нему как к ходячей игрушке.
Что делать? Пока младшему не «стукнет» 3, вам придется жить в постоянном напряжении. Постарайтесь не огорчаться и не раздражаться, когда старший будет требовать вашего участия в его одевании, кормлении и т.д. Дети будут неизбежно ссориться во время игр. Спокойно объясняйте обоим, какого поведения ждете от них, и так же спокойно относитесь к их непослушанию. Как правило, после того, как младший пойдет в детский сад, отношения стабилизируются. Не стоит постоянно твердить первенцу, что раз он старший, то с него больший спрос. Это усилит его желание вновь стать таким же маленьким и беспомощным, как и его «соперник».
Разница в 3-4 года как сложатся отношения детей в этой паре, зависит только от поведения родителей. Если с первенцем сюсюкались или уделяли ему мало внимания до появления младшего, его психологический возраст может не соответствовать биологическому. И тогда ситуация будет развиваться по сценарию, описанному выше. Но, в принципе, к 3 годам ребенок уже способен вполне лояльно отнестись к появлению в его жизни младшего брата (сестры), с удовольствием помогать маме ухаживать за ним.
Что делать? С тех пор, как вы поняли, что в семье появится второй ребенок, начинайте готовить старшего к предстоящей ему роли. Лучший способ объяснения, как строятся отношения в семьях, где растут двое детей, - игра. Учите первенца уже в период своей беременности все делать «на троих»: «Давай почитаем маленькому сказку», «Давай поиграем, а малыш нас послушает». С появлением маленького не забывайте уделять время и старшему, хотя бы в форме игры «на троих». От первого этапа жизни, когда в семье появляется четвертый член семьи, и зависят дальнейшие отношения между вашими детьми.
Разницу в 5 лет принято считать идеальной. Первенец уже дорос до роли старшего брата (сестры), а младший готов воспринять пятилетку как «взрослого». Старший в своем поведении будет подражать маме: «Ой, возьми ложечку!», «Нельзя туда ходить!» и гордиться своей новой ролью помощника.
Что делать? Готовить ребенка к появлению младшего нужно примерно по той же схеме, как и в предыдущем случае. Очень осторожно формулируйте задания старшему. Не стоит говорить: «Присмотри, чтобы малыш не залез в шкаф, а то он разбросает веши!», «Забери у него ножницы (палку и т.д.), а то он сделает себе больно». Лучше давать советы типа: «Поиграй с ним», «Отвлеки его, расскажи сказку». Пусть первенец чувствует себя не надзирателем, а добрым наставником. Хвалите старшего, когда он успешно справляется со своей ролью. Но делайте это или в отсутствие младшего, или одновременно найдите, за что похвалить и малыша, например за то, как здорово он научился чему-либо.
Разница больше 5 лет вовсе не означает, что старший ребенок станет родителям полноценной опорой в воспитании младшего. После 5 лет ребенок становится все более самостоятельным и независимым.
Что делать? Если между родителями и первым ребенком не было особой близости до того момента, пока вы не решили завести второго, попытайтесь наверстать упущенное во время беременности. Причем с появлением младшего эту политику необходимо продолжать, иначе ваше поведение первенец воспримет как предательство. Придумайте формы общения, которые были бы интересны всем членам семьи. Ругать ребенка за то, что он хочет «урвать» путем истерик немного вашего внимания и любви, бессмысленно. Постарайтесь принять ситуацию спокойно и найти время для старшего. Не стоит превращать его в няньку. Иногда попросить о помощи, пожалуй, стоит, но не вменяйте воспитание малыша ребенку в постоянную обязанность.
Если в семье больше двух детей, отношения между ними чаще всего складываются ровнее и спокойнее. Но только от вас зависит, кем станут ваши дети - друзьями или врагами.
ПОЛОВОЙ ВОПРОС.
Многие родители считают, что однополым детям будет гораздо интереснее друг с другом. Но это не так. Исторически сложилось, что однополые дети являлись друг для друга соперниками и во взрослой жизни. Юношей интересовало, какая часть родительского наследства им достанется, девушки ссорились из-за приданого или из-за лучшего жениха. И пусть времена, когда гарантированно быть богатым можно было, лишь получив состояние предков или путем удачного брака давно канули в Лету, соперничество между однополыми детьми в семье, увы, не стало менее острым.
Перед разнополыми детьми всегда стояли принципиально разные задачи, а когда делить нечего, дружить легче. Братско-сестринские отношения часто бывают построены на опеке одного другим независимо от возраста. Например, младший брат может опекать свою сестру просто потому, что он мужчина, защитник. Женщины с ярко выраженным материнским инстинктом подчас до седых волос заботятся о своих братьях - как старших, так и младших, считая, что мужчины хуже умеют решать какие-то бытовые проблемы. Конфликтные отношения между братом и сестрой, как правило, складываются в том случае, если родители осознанно или бессознательно отдают предпочтение одному из детей из-за его пола. Скажем, реализуется древний стереотип, что потомков мужского пола иметь престижнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гостях у братьев наших меньших
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог.Все сферы развития личности неразрывно связаны ...
Комплексное занятие (познавательное + лепка) в средней группе по теме "Братья наши меньшие"
hpqscan0001.jpg...
презентация "Братья наши меньшие"
презентация по работе с детьми подготовительной группы, тема: животные, название "Братья наши меньшие"....
Платковый театр по мотивам сказки братьев Гримм "Бременские музыканты"
Платковый театр по мотивам сказки братьев Гримм "Бременские музыканты". Это совместная работа музыкального руководителя, логопеда и воспитателя. Часть краткосрочного проекта "Театр в жизни детей...
Организация акции "Помоги братьям меньшим"
Как огранизовать и провести акцию...
Новогоднее представление «Про Бабу-Ягу, её брата и превращение Снегурки»
Представляю вашему вниманию сценарий новогоднего представления "Про Бабу-Ягу, её брата и превращение Снегурки". Материал данного представления был переработан из нескольких источников и х...
Познавательно- игровой проект" Братья наши меньшие"
Уточнения знаний детей о том, как жизнь зверей зависит от окружающей среды, и как они к ней приспосабливаются....