Консультация "Леворукий ребенок"
консультация
Прошли времена, когда леворуких детей переучивали, заставляя писать правой. Сейчас современные родители не заостряют внимание на том, какой рукой пишит их ребенок. Для того, чтобы ребенок-левша развивался быстрее и чувствовал себя счастливым, нужно учитывать некоторые особенности его мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levshi.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Леворукий ребенок»
ОТКУДА БЕРУТСЯ ЛЕВШИ?
Среднее число левшей человеческом сообществе — 10—14%.
В зависимости от того, какой рукой человек предпочитает пользоваться, его можно назвать правшой, левшой и амбидекстром (амбидекстры одинаково владеют обеими руками).
И предпочтение той или иной руки связано с асимметричной работой двух полушарий мозга.
Головной мозг человека симметричен относительно вертикальной оси и разделяется на две полусферы. Они выполняют абсолютно различные функции. Правое мозговое полушарие руководит работой левой стороны тела человека: левой ноги, руки, глаза, уха и т. д., а левое полушарие - правой половиной тела.
Левое полушарие дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия, или извлекая из памяти. На это требуется время. Левое полушарие работает сравнительно медленно.
Правое полушарие схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ с его конкретными проявлениями. Оно действует быстро.
Итак, оба полушария одинаково важны, каждое из них является ведущим для выполнения отдельных операций.
Различия правой и левой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности работы двух полушарий мозга - правого и левого. Необходимо понимать, что это очень обобщенная схема, потому что оба полушария принимают участие в работе и правой, и левой руки.
Превалирование той или иной руки при совершении действий зависит от доминирования правого или левого полушария.
Условно всех людей можно разделить на две большие группы: тех, у кого активно работает левое полушарие, и тех, у кого сравнительно лучше развито правое.
Часто они обозначаются как «мыслители» и «художники».
«Левополушарные» дети отличаются рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, склонностью к словесному оформлению своих мыслей, рассудительностью и одновременно заформализованностью, слабой эмоциональной отзывчивостью.
Правополушарные дети, напротив, более эмоциональны, склонны к образному, интуитивному мышлению, могут схватывать явление в целом, без выстраивания логической цепочки и анализа деталей.
Существуют ли преимущества у детей того или другого типа мышления при обучении в школе? Ведь в школьной программе есть и литература, и история, и математика, и физика. Считается, что правополушарным детям легче даются гуманитарные науки, так как у них развито эмоционально-образное мышление, а левополушарным — точные, так как у них преобладает рационально-логическое мышление. Оказывается, это не так. Одну и ту же задачу по-разному решит левополушарный и правополушарный ребенок.
Существует два противоположных подхода к поиску истины, два разных типа мышления; правополушарное (эмоционально-образное) и левополушарное (рационально-логическое).
Знаем ли мы, к какому типу мышления относится наш ребенок, независимо от того, правша он или левша? Чаще всего, не знаем.И учим всех детей по одним и тем же программам. При этом леворукие дети испытывают огромные трудности при обучении.
МИНУСЫ ЛЕВШИ.
Показатели нервно-психической деятельности и поведения у левшей хуже, чем у правшей. Многие исследователи описывают левшей как более тревожных, застенчивых, неуверенных, склонных к чувству вины, грубоватых, непрактичных, обнаруживающих более низкий уровень общего интеллекта, моторной координации, школьной успеваемости.
У левшей чаще наблюдаются нарушения сна, затруднения засыпания, частые пробуждения, меньшая точность и скорость выполнения психомоторных тестов.
Левши могут не отличаться от правшей в обычных условиях, но в стрессовых ситуациях обязательно проявятся особенности их психической деятельности. Например, летчик-левша при появлении признаков аварийной обстановки может выдать ошибки восприятия в виде зеркального отражения действительности, пространственных иллюзий. В результате — неверные действия летчика по управлению самолетом.
ПЛЮСЫ ЛЕВШИ.
Левши имеют более высокие, чем правши, показатели нервно-психической деятельности и лучшие адаптационные возможности.
Леворукие мужчины и женщины более эмоциональны, и способности к оригинальному художественному творчеству у них развиты намного больше.
Левши точнее, чем правши, определяют под водой расстояние до предмета, мужчины-левши лучше ориентируются в пространстве и решают числовые и математические задачи.
Особенно ярко проявляется преимущество левшей в некоторых видах спорта. Например, в боксе: боксеры-левши более «двуруки», они превосходят правшей по быстроте реакции.
НУЖНО ЛИ ПЕРЕУЧИВАТЬ ЛЕВШУ?
Большая часть человечества - праворукие, и только 5-14% — леворукие. Тот, кто родился левшой, вынужден всю жизнь приспосабливаться к жизни в мире, который удобен для правшей. Конечно, левшей меньшинство, и еще меньше их становится по мере взросления.
Леворукость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких - порой с огромным трудом - приспосабливаться, переучиваться, становиться такими, как все.
Число леворуких людей среди здоровых взрослых не превышает 5,5%, и это неудивительно, так как в течение многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали, не очень заботясь о том, полезно ли это.
Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для их нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к таким детям благоприятно сказывается на их развитии. Среди леворуких детей очень много одаренных. Исследования по оценке творческих способностей детей в возрасте от семи до двадцати лет показали, что у левшей результаты значительно выше, чем у правшей.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ПРИ РЕРЕУЧИВАНИЕ ЛЕВШИ
К моменту поступления в школу вопрос о выборе руки для письма становится главным для родителей леворукого малыша. Многие настаивают на переучивании левши, оправдывая это желанием помочь ребенку быть как все. Детям запрещают брать карандаш в левую руку, запугивая тем, что в школе все пишут правой рукой, а над левшами смеются и не берут в армию.
Родителям следует знать, что существуют методические рекомендации, выпущенные Министерством здравоохранения в 1985 году.
В них говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей: допустимым является вертикальное написание букв или наклон букв влево. Леворукий ребенок может выбрать удобный для него тип написания букв и слов. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны.
Насильное переучивание может стать причиной не только школьной неуспеваемости, но и невроза или «писчего спазма». Этот спазм возникает в ответ на повторное переучивание левши с правой руки на левую, при трудностях письма правой рукой.
Повторное переучивание ведет к тому, что рука начинает дрожать, и ребенок не может писать ни правой, ни левой рукой.
Порой насильное переучивание левши ведет не только к неврозам или «писчим спазмам», но и к физическим изменениям в организме. У переученного левши возможно замедление роста, которое возникает как ответ на насильное обучение двигательным навыкам через неведущую (правую) руку.
Нейропсихологи считают, что при переучивании леворукого ребенка угнетаются функции правого полушария, а это ведет к нарушению речевых и зрительно-пространственных способностей.
Переучивание негативно влияет на взаимодействие левого и правого полушарий мозга и приводит к неустойчивости психической деятельности ребенка. У ребенка, которого переучивают, ослабляется внимание, умение анализировать расположение объектов в пространстве, страдает зрительно-двигательная координация, и как результат — снижается темп интеллектуальной деятельности.
Помимо невроза и «писчего спазма» дети, которых переучивают, более обидчивы, ранимы и тревожны. Они становятся замкнутыми, конфликтными, раздражительными, агрессивными, неуверенными, напряженными и недоверчивыми к окружающим. Но разве такие черты характера мы мечтаем увидеть у своего подрастающем ребенке? А от негативного поведения переученного ребенка будет страдать и он сам, и окружающие его люди. Ведь для родителей важны не только школьные отметки ребенка, но и то, каким человеком вырастет их малыш. Переучивание может стать пусковым механизмом, дать толчок всему негативному в характере и психике ребенка.
Достаточно частым проявлением ухудшения здоровья леворукого ребенка при переучивании является энурез (недержание мочи). Чаще всего это ночной энурез, но может появиться и дневной.
Особую тревогу вызывает появление у ребенка невротического заикания, которое усиливается после напряженного выполнения письменного задания правой рукой.
Может возникнуть такой компонент невроза, как тик - это мигание, облизывание губ, подергивание носом или шеей, движения бровями или наморщивание лба. Зачастую взрослые не замечают возникновения тиков у переученного ребенка, принимая их за кривляние. Но человек не в состоянии контролировать эти движения, тики непроизвольны.
И если вы хотите, чтобы ребенок был здоровым и счастливым, помогите ему раскрыть свои способности. Пусть он не такой, как другие дети, но за это вы его и любите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...