Консультация для родителей "Синдром пирамидной недостаточности как фактор риска дизартрии"
консультация
Дизартрия — одно из самых распространённых речевых расстройств у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_sindrom_piram_nedost.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Синдром пирамидной недостаточности
как фактор риска дизартрии
Дизартрия — одно из самых распространённых речевых расстройств у детей. Дизартрия проявляется в нарушении произношения различных групп звуков. Чаще всего страдают свистящие, шипящие, Л и Р. Однако при тяжёлой дизартрии нарушенными могут оказаться даже звуки раннего онтогенеза, появляющиеся в речи ребёнка одними из самых первых — губные (п, б, м, в, ф), переднеязычные (т, д, н), заднеязычные (к, г, х).
В зависимости от сохранности произносительных возможностей выделяют следующие степени выраженности дизартрического расстройства:
- стёртая дизартрия (нарушена одна или несколько групп звуков, как правило, позднего онтогенеза);
- дизартрия (нарушено большое количество звуков, речь плохо понятна, «каша во рту»);
- анартрия (страдает артикуляция не только согласных, но даже гласных, речь невозможна, состоит из нечленораздельных звуков). Анартрия встречается достаточно редко: зачастую сопровождает ДЦП или наблюдается после перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм.
Однако симптоматика дизартрии не ограничивается только лишь нарушениями звукопроизношения. Часто встречающимися проявлениями этого речевого нарушения бывают следующие симптомы:
- смазанность, нечёткость дикции;
- недостаточная выразительность речи;
- короткий, слабый речевой выдох, что вынуждает ребенка часто делать паузы;
- слабо развита мимика.
В некоторых случаях к этим нарушениям добавляются расстройства звукослоговой структуры слова, несформированность фонематического восприятия (различения звуков) и лексико-грамматического строя речи. Тогда речь идёт об общем недоразвитии речи (ОНР), осложнённом дизартрией.
Какие же механизмы вызывают дизартрию?
Чаще всего у детей встречается псевдобульбарная дизартрия (примерно 90% случаев дизартрии у детей). Она возникает вследствие нарушения тонуса подвижных органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба). Фактором риска для такой дизартрии является наличие у ребёнка в раннем периоде жизни синдрома пирамидной недостаточности.
Синдром пирамидной недостаточности — это неврологический диагноз, который ставится неврологом в первые месяцы жизни ребёнка. Узнать о его наличии можно, ознакомившись с первыми записями этого специалиста в медицинской карте ребёнка. Часто синдром пирамидной недостаточности отмечается у детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП).
Признаками, подтверждающими наличие пирамидного синдрома, являются разнообразные нарушения мышечного тонуса:
— гипертонус (повышение мышечного тонуса);
— гипотонус (понижение мышечного тонуса);
— мышечная дистония (как повышение, так и понижение мышечного тонуса).
Нарушения мышечного тонуса могут быть односторонними или затрагивать обе половины тела.
Дети с повышенным мышечным тонусом могут рано начать стоять (из-за высокого тонуса мышц-разгибателей), ходят на цыпочках, не опираясь на стопу, не сгибая ноги в коленях.
При выраженном понижении мышечного тонуса может отмечаться задержка психомоторного развития — ребенок позже начинает держать головку, садиться, стоять, ходить. В более позднем периоде у детей с нарушенным тонусом отмечается неуклюжесть, моторная неловкость. Подобные проблемы возникают из-за двустороннего поражения пирамидного пути.
Пирамидный путь — это нервный путь, состоящий из нейронов (нервных клеток), идущих от моторных зон коры головного мозга к спинному мозгу. Нейроны, образующие пирамидный путь, — гигантские (пирамидные) клетки (клетки Беца). Они имеют очень длинные аксоны (отростки), по которым двигательные импульсы от коры доставляются к органам движений. Часть этого пути представлена пучком клеток, образующих кортико-бульбарный (кортико-нуклеарный) путь. Он начинается от коры головного мозга и заканчивается не в спинном мозге, а выше — в продолговатом. Именно в нём находятся ядра черепно-мозговых нервов, иннервирующих (снабжающих нервными импульсами) органы артикуляции. Поэтому очень часто патогенный фактор, повреждающий мотонейроны кортико-спинального пирамидного пути, вызывает нарушения кортико-бульбарного пути, что приводит к появлению дизартрии.
Поражение кортико-бульбарного пути может проявляться в следующих симптомах:
1. Нарушение тонуса языка, губ, мягкого неба;
При повышенном мышечном тонусе (спастичность) язык напряжен, иногда оттянут кзади. Затруднено выполнение упражнений на распластывание языка («лопаточка»). Нарушена артикуляция многих согласных, часто наблюдается их смягченное произнесение («Сябака и коська зивут недрузьня»).
При сниженном тонусе (паретичность), наоборот, ребёнок не может сузить язык («иголочка»), затруднён подъём кончика языка наверх (облизывание верхней губы, верхних зубов). Паретичное состояние кончика языка может приводить к межзубному произнесению свистящих, шипящих, т, д, н, л. При слабости боковых краёв языка, вместо нормальных, произносятся «хлюпающие» звуки — л’х (собака –“л’хабака»).
При нарушении тонуса губ пропадает чёткость произнесения губных согласных и гласных О, У.
Снижение тонуса мышц мягкого нёба приводит к появлению в речи носового оттенка (ринофонии). При одностороннем снижении тонуса мышц мягкого нёба маленький язычок (увула) отклоняется в здоровую сторону при произнесении звука А.
2. Имеется гиперсаливация (слюнотечение).
Гиперсаливация усиливает смазанность, нечёткость дикции.
3. Наблюдаются синкинезии (содружественные движения).
Наиболее частыми синкинезиями являются:
— запрокидывание головы при подъёме кончика языка наверх;
— закрывание рта при подъеме кончика языка наверх,
— движение кончика языка из стороны в сторону вслед за движениями глаз вправо-влево;
— движения (поднятие) пальцев рук при подъёме кончика языка наверх.
Однако было бы неправильным утверждать, что у всех детей с синдромом пирамидной недостаточности рано или поздно обнаружится дизартрия. Все зависит от того, как много нервных клеток пострадало, от зоны локализации повреждений (поражение кортико-бульбарного пути) и от возможностей компенсации в случае минимальных нарушений. Однако наличие пирамидного синдрома должно восприниматься как фактор риска дизартрии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"
1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...
Доклад. Тема: «Школьные факторы риска в детском саду и их влияние на здоровье учащихся»
Доклад. Тема:«Школьные факторы риска в детском саду и их влияние на здоровье учащихся»...
Консультация для педагогов и родителей. Гиперактивность как фактор риска.
Гиперактивность как фактор риска.В современном мире большие масштабы приобрела проблема дошкольного синдрома дефицита внимания (СДВ) с гиперактивностью. Именно это заболевание является частой причиной...
Консультация для педагогов и родителей. Гиперактивность как фактор риска.
Картотека пальчиковой гимнастикиКобзевой Евгении Владимировны Вот стоит шалашик-домик,В нём живёт весёлый гномик.Мы тихонько постучим-постучим,В колокольчик позвоним-позвоним.Двери нам откроет гн...
Консультация для родителей "Гиперактивность как фактор риска"
Изучению проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последние десятилетия придается особое значение в зарубежных странах. Целенаправленные исследования СДВГ в России начались отно...
Консультация для родителей "Гиперактивность как фактор риска"
Гиперактивность - как фактор риска Изучению проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последние десятилетия придается особое значение в ...
консультация для родителей "Синдром пирамидной недостаточности"
Многие мамы после посещения детского врача-невролога читали в карточке своего малыша эти слова:СИНДРОМ ПИРАМИДНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ.Что же это такое?...