Консультация по развитию детей раннего возраста
консультация
Второй год жизни малыша-время активного развития двигательных навыков,познания окружающего мира и расширения интересов.Малыша легко увлечь игрой,сказкой,рисованием.Причем это уже не просто наблюдатель,а полноценный участник игрового процесса.Малыш развивается очень быстро.Родители отмечают прогресс чуть ли не помесячно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Воспитание ребёнка в возрасте от 1 года до 2 лет очень важно, ведь в этот период возможно влиять на поведение малыша и воспитывать в нём нужные черты характера.
Особенности 1-2 годовалого возраста
В возрасте от года до двух лет дети начинают познавать мир: делать первые шаги, самостоятельно кушать, ходить на горшок, подражать взрослым, овладевать речью, проявлять свой характер, учится манипулировать предметами, понимать просьбы и ещё много чего.
Малыши от года до двух лет ещё очень привязаны к родителям и родственникам и им вполне хватает контакта с ними. В таком возрасте детки обычно не стремятся к общению с другими малышами.
После года дети начинают интересоваться творчеством: рисовать, лепить, петь, танцевать и т.д. Главное для родителей наблюдать к какому из творчеств больше тянется ребёнок.
На что нужно обратить внимание
1. В этот период жизни очень важно играть с малышом в сюжетные игры. Например, поиграть куклами изображая бытовую ситуацию. В моменты такой игры ребёнок получает для себя необходимый опыт. Разыграйте ситуации из жизни, чтобы ребёнок понимал, как эти действия воздействуют на его жизнь. Такие игры развивают воображение, фантазию и интеллект.
2. С года детям становится интересно всё его окружение, они активно изучают все предметы попавшие в радиус зрения. Не стоит отбирать у ребёнка все вещи подряд, побеспокойтесь заранее о том, чтобы лишние вещи не попали ему в руки. Если ребёнку интересны баночки с крупами, насыпьте немного крупы в тарелку и пускай малыш изучает и играет. Будьте рядом с малышом, когда он изучает какие-либо предметы, ему понадобятся ответы на все вопросы.
3. Ребёнку в любом возрасте нужно внимание, особенно в этом возрасте. Он хочет поделиться с вами эмоциями, показать приобретённые навыки, пообщаться и поиграть. Уделите время ребёнку, чтобы поиграть вместе, это нужно вам обоим.
4. Заинтересовывайте малыша к основным навыкам: кушать, одеваться, ходить на горшок, чистить зубы.
5. Пускай ребёнок проявляет самостоятельность, но не оставляйте его одного, будьте рядом чтобы в нужный момент помочь или поддержать малыша.
6. Помогайте малышу справляться со своими эмоциями, рассказывайте о его поведении. Например: «ты обижен», «ты так сильно радуешься». Обучите его понимать себя и окружающих его людей.
7. Не бейте и не кричите на ребёнка. Будьте терпеливы. Старайтесь спокойной объяснить малышу если он сделал что-то не так.
8. Чаще гуляйте в людных местах и ходите в гости, на детские площадки, объясните как нужно общаться с другими детьми. Пускай малыш учится взаимодействовать с людьми, чтобы потом легче пойти в детский сад.
9. Разговаривайте с ребёнком чётко и ясно, меняйте интонацию. Рассказывайте обо всё что видит ваш сын или дочка.
10. Будьте примером для вашего ребёнка, показывайте, как надо поступать. Дети смотрят на вас и зачастую копируют. Будьте всегда оптимистичны и отзывчивы.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 2 ЛЕТ: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Второй год жизни малыша — время активного развития двигательных навыков, познания окружающего мира и расширения интересов. Малыша легко можно увлечь сказкой, рисованием, подвижными играми. Причем это уже не просто наблюдатель, а полноценный участник игрового процесса.
Что знает и умеет ребенок в 1-2 года
Малыш развивается очень быстро. Родители отмечают прогресс чуть ли не помесячно. Уже к двум годам это уже совсем не тот ребенок, что был в возрасте года. У него совершенствуются такие навыки:
- Поведенческие. Малыш осознает свою половую принадлежность, может отличить мальчика от девочки, но пока не понимает сути различий. Он подражает взрослым, копирует звуки животного мира. Постепенно отделяется от мамы, может самостоятельно отказаться от груди или же использовать ее не по прямому назначению (как средство успокоения, а не утоления голода).
- Коммуникативные. Несмотря на то, что навык сигнализировать о своих потребностях с помощью плача все еще сохраняется, ребенок понимает, что есть и другие способы коммуникации с родителями. Он может указать пальчиком на интересный ему предмет, подойти, взять его и обратиться взглядом к маме: «Можно?». Также малыш хорошо понимает, кто свой, а кто чужой, выражает свою привязанность к понравившимся взрослым или детям постарше, даже если они не из близкого круга общения.
- Эмоциональные. Дети до 2 лет все еще тесно привязаны к родителям, но уже демонстрируют первые признаки непослушания. Причем с полной осознанностью своих действий. С этого момента родителям нужно приступать к воспитательному процессу, чтобы не допустить формирования привычки игнорировать просьбы и запреты взрослых. В этот период наблюдаться повышенная эмоциональность — малыша легко напугать громким звуком, страшной игрушкой или чрезмерно активными играми.
- Речевые. Первые слова давно уже сказаны, а значит — пора совершенствовать словарный запас. Самый простой способ — знакомство с животным миром, как минимум на картинках. Малыши в возрасте от года уже отличают виды животных — собачку от кошечки, слона от жирафа. Имитируют их звуки: гав-гав, мяу, муу и т. д. Они хорошо понимают обращенную речь, выполняют простые просьбы (подойди, дай ручку, принеси мячик). К концу второго года их словарный запас состоит из примерно 300 простых слов.
- Двигательные. Малыш уже хорошо ходит без посторонней помощи, что позволяет существенно расширить географию перемещения. Исследует жилое пространство, залазит на доступные поверхности. Это стимулирует его любопытство — желание потрогать, пощупать, дотянуться до любого приглянувшегося предмета.
Какие игрушки будут интересны малышу 1-2 лет
Если до года ребенок интересовался в основном погремушками и простейшими игрушками вроде кубиков, пирамидок и плюшевых зверей, то сейчас настало время пополнить его коллекцию. Что подойдет для этого возраста:
- Игрушки для развития двигательной активности: всевозможные качалки, санки, шведская стенка, мяч, велобег.
- Формочки для игр в песке, лопатки, грабельки, сита.
- Интерактивные игрушки с песнями, сказками.
- Матрешка, неваляшка, юла.
- Музыкальные игрушки — гармошка, барабан, бубенцы, маракасы.
- Всё для творчества: пластилин, карандаши, пальчиковые краски.
- Игрушки для ролевых игр — куклы вместе со всей атрибутикой (машинками, лошадьми, домиками, мебелью), пупсы со средствами для ухода за ними, техника (грузовики, самосвалы, пожарные машины и пр.).
Можно начать знакомить малыша с книгой. Покупайте хорошо иллюстрированные издания, с фигурной вырубкой, плотными фактурными страницами. Есть также книжки из ткани, фетра. Детям в этом возрасте нравятся игрушки-шнуровки, лабиринты, сортеры, вкладыши. Покажите, как с ними играть, и можете спокойно заниматься своими делами — ближайшие полчаса кроха будет увлечен новым занятием.
Развивающие игры
Конечно же, одними игрушками не обойтись. Если вы хотите, чтобы малыш развивался комплексно и своевременно, придется потратить силы и время на развивающие занятия. Если есть возможность, привлекайте к игре других детей. Наблюдая за старшими, ребенок будет действовать по их примеру, а значит, справится с игровыми заданиями гораздо быстрее и лучше.
1. Развитие мелкой моторики.
Доказано, что игры с мелкими предметами, где задействованы пальцы рук, положительно влияют на развитие речи, когнитивной функции, внимания. Возьмите 5-10 пустых баночек (от кремов, таблеток, пищевых продуктов, «Киндеров») и попросите к каждой подобрать свою крышку. Или смешайте в одном контейнере фасоль, крупные макароны, орехи и попросите разобрать содержимое на кучки — фасоль отдельно, макароны отдельно и так далее. Только внимательно следите, чтобы малыш ничего не потянул в рот.
Научите рисовать пальчиками. Для этого нужны специальные краски, ватман и клеенка, чтобы застелить стол.
2. Музыкальное развитие.
Водите хороводы, пойте малышу детские песенки и колыбельные, включайте качественную музыку (например, классику). Разучите простую песенку с движениями. Например, «Танец маленьких утят». Научите понятиям «громко», «тихо», «медленно», «быстро», «веселая мелодия», «грустная мелодия». Для этого поочередно включайте соответствующие треки, регулируйте громкость и отчетливо проговаривайте, что и как сейчас звучит.
3. Развитие внимания.
Складывайте с ребенком простые пазлы, поощряя его за каждый правильно подобранный сегмент. Играйте с картинками — выложите изображения животных и попросите найти собаку, кота, льва, обезьянку. Сложите в шкатулку пуговицы разных цветов и размеров и предложите малышу найти все белые, красные, круглые, квадратные. Положите перед ребенком носки или варежки, покажите, как рассортировать их по парам, а потом дайте ему возможность сделать это самостоятельно.
4. Творческое развитие.
Лепите из цветного теста или пластилина простые фигурки. Например, шарики разных цветов. Выкладывайте из них цветочки, бусы. Если позволяет погода, дайте малышу в руки большую кисть и предложите раскрасить какой-либо предмет на улице — ящик, ведро, камень. Сделайте аппликацию или гербарий: на большой лист с помощью клея ПВА наклейте яркие картинки или высушенные травы, цветочки, листья.
5. Физическое развитие.
Приучите малыша делать зарядку. Это должны быть простые движения, лучше всего под музыку: поднять ручки вверх, потянуться на носочках, сделать шаги вправо-влево, наклониться, потопать, похлопать в ладоши. Выполняйте их вместе, озвучивая каждое упражнение и считая количество повторов. Играйте в подвижные игры — догонялки, футбол, с воздушным шариком. Если есть шведская стенка, научите лазить по лесенке вверх-вниз, выставьте турник пониже, чтобы малыш мог ухватиться за него ручками и повисеть. У такой стенки должен лежать специальный мат или кресло-мешок, чтобы смягчить удар в случае падения, но лучше не оставлять кроху один на один с этим занятием.
*****
Любая игровая деятельность способствует развитию малыша. С ее помощью он осознает границы своих возможностей и получает мотивацию для усовершенствования навыков. Во время занятий озвучивайте каждое ваше действие. Это поможет ребенку лучше понимать вас и обогатит его словарный запас. Не настаивайте на каком-либо занятии, если оно не получается в силу возраста или нежелания крохи. Лучше делать то, что приносит ему удовольствие и вызывает приятные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Особенности развития детей раннего возраста"
Особенности развития детей раннего возраста В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода.Первый период - от года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить, ста...
Консультация "Особенности развития детей раннего возраста"
Особенности развития детей раннего возраста В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода.Первый период - от года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить, ста...
Консультация Физическое развитие детей раннего возраста в ДОУ.
Физическое развитие детей раннего возраста в ДОУ....
Консультация "Особенности развития детей раннего возраста"
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разным...
Консультация «Познавательное развитие детей раннего возраста»
Познавательное развитие очень важно для ребёнка и занимает особое место в его жизни. Малыш активно получает знания о предметах и явлениях, сосредоточенных вокруг него, и учится ориентироваться в ...
консультация «Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»
Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...