Консультация "Особенности развития детей раннего возраста"
консультация
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ranniy_vozrast.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Особенности развития детей раннего возраста.
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.
В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.
Особенности развития детей раннего возраста с рождения
В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем:
- Стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус.
- Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы.
- Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы.
- В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием.
- В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.
Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки и задавать вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул, кровать, лампа, книга и прочее.
Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть опасным, и, конечно же, желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему вред, для того чтобы он мог свободно и безопасно перемещаться по пространству.
Научите его общаться с другими людьми и конечно же не оставляйте ребенка одного без присмотра.
Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет
В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в следующем:
- У ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер.
- Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми.
- Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.
- Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета.
- Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.
- Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.
Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций:
- Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и объяснять значения сказанных им слов.
- Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с ответом — он должен выбирать сам.
- Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.
- Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.
- Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.
- Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.
- Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.
- Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.
Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет
- Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.
- Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.
- Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о количестве («мало – много»).
- На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом.
- Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает интересоваться другими людьми.
- Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.
Общие рекомендации
- Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.
- Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.
- Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.
- Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность общения со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Материал содержит подробное описание процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....
Консультация "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Консультация для родителей, в которой содержаться рекомендации по адаптации детей к детскому саду....
Фотоотчёт к консультации «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»
Фольклорно-игровые занятия требуют от педагога профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен уметь петь, танцевать, играть на народных инструментах перевоплощать...
Консультация «Адаптация детей раннего возраста через детский фольклор»
Самым главном моментом для ребенка в первые дни пребывания в дошкольном учреждении является момент встречи воспитателя и малыша, от настроения, с которым малыш перешагнет порог группы, и от того, как ...
Консультация "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада...
Консультация " Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
quot;Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"...
Консультация "Закаливание детей раннего возраста"
Рекомендации...