ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
консультация
Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно 2-3 раза в день по 3-5 минут.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Все упражнения выполняются по подражанию, т.е. чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).
4. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, с улучшением качества движений.
5. Возможно, и желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками и т.д.
6. Необходимо добиваться чёткого, точного, ритмичного выполнения движений.
7. Постепенно, по мере овладения артикуляционными движениями, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
8. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счёт вновь отработанных логопедом упражнений.
9. Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпенияи не раздражайтесь, далеко не все упражнения будут получаться с первого раза. Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
Рассмотрите с ребёнком перед зеркалом органы речи: губы, зубы, язык (кончик, спинка, корень), альвеолы – «бугорочки» (верхние, нижние), нёбо, голосовые складки.
«НАДО КРЕПКО ЗАУЧИТЬ, ЧТО ТЕБЕ И МНЕ ПОМОЖЕТ ЧЁТКО ЗВУКИ ВСЕ ПРОИЗНОСИТЬ».
І. Упражнения для губ
1. «Улыбка» – растягивание сомкнутых губ в улыбку (зубы сомкнуты).
2. «Заборчик» - губы в улыбке, раскрыть губы и показать сомкнутые зубы (хорошо видны и верхние, и нижние резцы).
3. «Хоботок» – вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты).
4. «Трубочка» - вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты), губы округлены.
5. Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».
6. Проговорить гласные звуки, четко артикулируя губами - А-У-И-О (чередовать).
7. Проговорить гласные звуки, чередуя со звуком [И] – и-у, и-а, и-о, и-э.
ІІ. Упражнения для языка
(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):
1. «Часики» - движения языком вправо-влево.
2. «Качели» - движения языком вверх-вниз.
- к верхней/нижней губе; - к верхним/нижним зубам;
- к верхним/нижним альвеолам.
3. «Лопатка» - широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напряжении похлопать по языку ложечкой или пошлёпать губами, произнося «пя-пя-пя»).
4. «Иголочка» – узкий напряжённый язык высунуть далеко вперёд и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика языка холодной ложечкой).
5. «Чашечка» – широкий язык поднять кверху:
- к верхней губе; - к верхним зубам; - к верхним альвеолам.
6. «Конфетка» - причмокивающие движения языком.
7. «Лошадка» – щёлканье языком.
8. «Грибок» – язык широкий, плоский, присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.
Помните! Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данный комплект электронных презентаций предназначен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений с целью использования в коррекционно-образовательном процессе по фо...
"Формирование артикуляционной моторики."
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а ...
Исследование на тему "Формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"
Объект исследования – артикуляционная моторика у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.Предмет исследования – процесс формирования артикуляционной моторики у детей старшего дошкольн...
Сотрудничество учителя-логопеда и семьи в формировании артикуляционной моторики у дошкольников с нарушениями речи
Одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи является коррекция нарушений звукопроизношения. Основой для подготовки речедвигательного аппарата к прави...
Сотрудничество учителя-логопеда и семьи в формировании артикуляционной моторики у дошкольников с нарушениями речи (продолжение)
Одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи является коррекция нарушений звукопроизношения. Основой для подготовки речедвигательного аппарата к прави...
ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на др...
Формирование артикуляционной моторики
Консультация для воспитателей, родителей...