"РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Егорова Елена Юрьевна

Статья для родителей воспитанников о ярких, самобытных и озорных пословицах и поговорках, которые являются украшением родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_poslovits_i_pogovorok_v_vospitanii_doshkolnika.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Для воспитания и обучения детей сейчас все активнее применяется этнопедагогика, которая включает в себя сказкимифыбасни. Особое место в этом перечне занимают пословицы для дошкольников — краткие и меткие народные изречения. Они помогают узнать больше об окружающем мире, учат отличать настоящих друзей от притворных, объясняют, почему важно усердно трудиться и думать прежде, чем сказать.

При изучении поговорок для дошкольников просите ребят объяснять их своими словами. Это отличная тренировка абстрактного и образного мышления, к тому же очень интересно, ведь ребенок может увидеть в высказывании совершенно неожиданный смысл!

Как отличить?

Пословицы и поговорки идут друг с другом рука об руку. Как же их отличить? Как говорится, «пословица — цветочек, а поговорка — ягодка» : как правило, пословица представляет собой целое предложение, иногда с рифмованными частями (например, «Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь»), а поговорка чаще всего выступает как краткая и метафоричная часть предложения (например, «Остаться с носом» — т.е быть обманутым).

Многие пословицы и поговорки пришли и обогатили язык не только из русского народного творчества, но и из литературных произведений.

«Пословица — всем делам помощница»

Пословицы являются концентрированной народной мудростью, это настоящая школа жизни, яркий пример самобытности и морально-этических качеств поколений, благодаря им можно сформировать у ребенка правильные представления о трудолюбии, честности, дружбе и взаимовыручке.

Да кто из нас, взрослых, не был воспитан такими детскими пословицами, как «Терпение и труд — все перетрут», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Старый друг лучше новых двух».

С помощью пословиц и поговорок можно значительно расширить кругозор ребёнка, стимулировать самостоятельное изучение истории, родного языка, заинтересовать фольклором и народной культурой.

«Взялся за гуж — не говори, что не дюж» — эта пословица известна многим еще со школы, но вот что такое гуж? Ребенку будет интересно узнать, что гуж — это часть упряжи на повозке, и в буквальном смысле «взялся за гуж» означает «впрягся», а в нашем случае «взялся за дело», или «дал слово». Эта пословица о том, что данное слово следует держать. Есть и похожая на нее по смыслу пословица: «Назвался груздем — полезай в кузов».

 «Сделал дело — гуляй смело».

Что касается малышей, то им детская пословица поможет сформировать интерес к родному языку, также детские пословицы и поговорки значительно обогатят словарный запас и станут прекрасным элементом для обучающих игр.

Для малышей подойдут короткие, веселые пословицы, которые всегда на слуху. Например, «Один в поле не воин» — эта пословица поможет ребенку понять, как важна помощь друзей и взаимовыручка.

С помощью пословицы «Поспешишь — людей насмешишь» можно объяснить ребенку, как важно делать работу не спеша и качественно.

Так как пословицы имеют свой такт и размер, они могут стать отличным вспомогательным материалом во время работы с артикуляционным аппаратом ребенка, быть часть развивающей гимнастики и других игр, направленных на развитие речи или исправление уже существующих проблем.

При изучении детских пословиц и поговорок с ребятами дошкольного возраста, особенно важно научить понимать их смысл: не просто заучивать, а приводить ситуационные примеры, которые помогут ребенку мыслить логически и уже самому применять полученные знания в своей речи.

Изучение пословиц и поговорок детям дошкольного возраста следует начинать с веселых и коротких изречений (например, поговорка «Голоден, как волк», красноречиво опишет аппетит), до более глубоких и сложных по смыслу («Как аукнется, так и откликнется» — как сам поступишь по отношение к другому человек, так и к тебе будут относиться.)

Часто в пословицах встречаются иносказательные обороты, сравнения и метафоры, что станет отличной основой для развития у ребенка абстрактного мышления и фантазии.

Например, всем известная пословица «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Здесь на примере быстро вспорхнувшей птички ребенку можно объяснить, что все, что мы говорим друг другу, а особенно сгоряча, имеет большое значение, и легче исправить негативные последствия поступка, нежели исправить то, что было уже сказано.

Пробудить у ребенка любовь и интерес к родному языку, народным традициям и культуре, расширить кругозор и сделать речь грамотней и насыщенней, помогут пословицы и поговорки, которые могут стать замечательными помощниками во многих занятиях.

Ниже приведем списки пословиц, которые будут полезны и школьникам разных классов.

Пословицы о дружбе и труде

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

Дружбу помни, а зло — забывай.

Дружба не гриб — в лесу не найдешь.

Без дела жить — только небо коптить.

Болтуна видать по слову, а рыбака — по улову.

Один пашет — а семеро руками машут.

Какова пряха — такова и рубаха.

Была бы охота — заладится всякая работа.

Друг познается в беде.

Птица сильна крыльями, а человек — дружбой.

Друг за дружку держаться — ничего не бояться.

Человек без друзей — как дерево без корней.

Друга ищи, как найдешь — береги.

Играй, играй, да дело знай.

Делу время, потехе — час.

За всякое дело берись умело.

Славен человек не словами, а делами.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников

При  правильном  подборе  сказок  с  учетом  возрастных  особенностей  детей,  идейно – художественной  ценности  произведения  и  прав...

использование пословиц и поговорок при воспитании навыков безопасного поведения у дошкольников

подборка пословиц и поговорок на тему безопасности на русском и якутском языках...

РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пословицы представляют для воспитателя интерес не только как иллюстративный дидактический материал для развития речи, но и как средство развития кругозора детей, их нравственного самосознания. Ис...

«Роль пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда с дошкольниками»

Для развития звуковой культуры речи богатейшим материалом являются скороговорки. Их всегда любили в народе, называли частоговорками или языковёртками. Скороговорка — это жанр фольклора, созданны...

Консультация для родителей "Роль пословиц и поговорок в воспитании дошкольников"

Консультация для родителей "Роль пословиц и поговорок в воспитании дошкольников"...