ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ. 2019 – 2020 учебный год
материал
Для большинства родителей рождение ребёнка с ОВЗ является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно - психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_roditelyami_detey_s_ovz.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ДЕТЕЙ С ОВЗ.
2019 – 2020 учебный год
- Рекомендации и система мероприятий в работе с родителями ребенка с ОВЗ.
Для большинства родителей рождение ребёнка с ОВЗ является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно - психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.
Родители имеющие ребёнка с ОВЗ знают о том, сколько сопутствующих психологических проблем приносит с собой эта тяжелая болезнь. Поэтому понятно, что характер ребенка, несущий ее отпечаток, является очень сложным, а умственные способности зачастую сниженными. Но это не вина ребенка, а его беда.
- Вся работа с родителями, имеющими особенного ребёнка, строится на сотрудничестве и доверии;
Работа проводится поэтапно.
На 1 этапе, ещё до поступления ребенка в учреждение, психологами осуществляется патронаж семей. Эффективно действует программа изучения семьи: структура семьи и психологический климат, социальный статус матери и отца в семье, основные принципы семейных отношений, стиль и фон семейной жизни, воспитательный климат семьи, культурный уровень родителей, трудности.
На 2 этапе, помочь семье выработать правильное отношение к реакции окружающих на внешние особенности ребёнка, вовлекаем родителей в процесс интеграции детей в общество.
Е.А Стребелева и Ю.Ю. Белякова выделяют следующие формы работы, которыми пользуется дефектолог в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии и их родителями:
- консультативно-рекомендательная;
- лекционно-просветительская;
- практические занятия для родителей;
- организация «круглых столов»,
- родительских конференций,
- детских утренников и праздников;
- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
- подгрупповые занятия.
- Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ.
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
Родители - основные участники психолого-педагогической помощи при ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.
Для создания благоприятных условий ребенка в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол,
- Рекомендации для родителей, по принципам организации эффективного взаимодействия с особым ребёнком.
1. Активность и самостоятельность ребёнка.
Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное - смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности - задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.
2. Постоянная упорная тренировка каждый день.
Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Задача родителей - развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени - это предательство своего ребёнка.
3. Сознательная беспомощность родителя.
Если родитель ловит себя на мысли, что не может больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что-то сделать за него - родитель жалеет не его, а себя! Если родитель сделал что-то за ребёнка, то отнял у него шанс научиться чему-то новому.
4. Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями.
Формы взаимодействия | Содержание работы | Период |
Информация для родителей. |
| Сентябрь Сентябрь |
Беседа на тему: |
| |
Рекомендации для родителей. |
(для развития оптико-пространственного восприятия необходимо учить ребенка составлению сюжетных картинок, например из кубиков с частями изображения или разрезных карточек с иллюстрациями).
| |
Рекомендации: |
| Октябрь |
Консультация: |
(Следует обращать внимание, что при нарушении зрительных функций, материал, которым пользуется ребенок (наглядные пособия, картинки). Должны быть достаточно контрастными с фоном, на котором они изображены. | |
Консультация: |
(Во время проведения занятий должно быть обязательное, словесное сопровождение всех двигательных умений и навыков. Важно, чтобы у ребенка возникало ощущение позы и формировалась схема движения. | Ноябрь |
Индивидуальная беседа: |
| Декабрь |
Консультация: |
| |
Мастер – класс: |
| Январь |
Памятка родителям: |
| Февраль |
Консультация: |
| |
Консультация: |
| Март |
Информация для родителей |
| Апрель |
Проведение совместных занятий с родителями |
| |
Памятка |
| Май |
Заключение
На развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера.
Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов.
Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.
Список использованных источников и литературы
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом [Текст] / Е.Ф. Архипов - М.: Просвещение, 2010. - 95 с.
2. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи [Тест] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина, - М.: Новый мир, 2012. - 139 с.
3. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Мир, 2010. - 103 с.
4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Наука, 2011. - 381 с.
5. Гросс Н.А. Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Н.А. Гросс. - М.: Амфора, 2015. - 235 с.
6. Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] / Л.А. Данилова - М.: Знания, 2012, 540 с.
7. Дьячкова А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / А.И. Дьячкова - М.: Просвещение, 2010. - 235 с.
8. Евсеев С.П. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов [Текст] / С.П. Евсеев. - М.: Новый мир, 2011. - 320 с.
9. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст] / С.П. Евсеев. - М.: Просвещение, 2011. - 296 с.
10. Крылов А.А., Маничев С А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др., - СПб: Питер, 2010. - 560 с.: ил.
11. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей [Текст] / Р.И. Лалаев - СПб.: 2013, 440 с.
12. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с.
13. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В.И. Лубовский. - М.: Новый мир, 2011. - 436 с.
14. Лубовский В.И. Специальная психология [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовский. - М.: Ника, 2013. - 464 с.
15. Мастюкова Е.М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюков, М.В. Ипполитов - М.: Амфора, 2010, 448 с.
16. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2012. - 95 с
17. Шипицина Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Мамайчук - СПб.: 2011, 440 с.
18. Цукер М.Б. Детские церебральные параличи, в кн.: Многотомное руководство по педиатрии, т. 8, М.: Новая наука, 2015, 233 с.
Размещено на Allbest.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями на I квартал 2019-2020 учебный год.
Перспективный план работы с родителями на I квартал 2019-2020 учебный год....
Перспективный план работы с родителями старшей группы на 2019-2020 учебный год.
Перспективный план...
План работы с родителями группы "Знайки" на 2019 - 2020 учебный год
План работы с родителями группы младшего дошкольного возраста...
Перспективный план работы с родителями младшей группы на 2019–2020 учебный год
Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый с детьми второй младшей группы.Задачи: обеспечить психолого – педагогическое просвещение...
План работы с родителями учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
План работы с родителями учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год...
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ. 2019 – 2020 учебный год
Для большинства родителей рождение ребёнка с ОВЗ является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство ...
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ. 2019 – 2020 учебный год
Для большинства родителей рождение ребёнка с ОВЗ является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство ...