Выступление музыкального руководителя на родительском собрании
консультация (подготовительная группа)

Кислова Динара Накиповна

В помощь музыкальным руководителям

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка и ребёнок

О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей. Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.

Тем не менее,  не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!

Малыш - дошкольник живет, играя, в игре он познает мир. Правильно организованная игра помогает ребенку закрепить, уточнить, обогатить представление о свойствах предметов и явлений окружающей действительности. А багаж этих представлений, накопленный в первые годы жизни уже достаточно велик. Наш малыш научился различать предметы по их форме, цвету, размеру. В звучащем мире он способен выделить звуки громкие и тихие (иначе говоря, он различает звуки по силе), может распознать мужской голос, женский, детский (а это значит, что он различает звуки по тембру-окраске).

 Вступив в возрасте около трех лет в эпоху игры, малыш с ее помощью продолжает овладевать миром. Если мы приглядимся к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружим, что в них, в частности, ясно выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает случая выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки (гудит, пищит, стучит). Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны (есть в ассортименте наших "музыкальных" игрушек и беззвучные). Он постарается понять, каков язык звуков.

 Игры со звуками, о которых мы поведем речь, естественное дополнение к "звуковым забавам" малышей. Они помогут ребенку лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука.

 Для игр нам нужны будут музыкальные игрушки, о некоторых из них мы сейчас расскажем.

 Прежде всего - ударные игрушки. Это барабаны, бубны, погремушки, колокольчики, металлофон. По барабану действительно ударяют (рукой или палочкой), ударяются и по металлофону молоточками, а вот колокольчик бубен и погремушку можно просто встряхивать.

 Духовые инструменты представлены разнообразными дудками. Звук возникает, когда вдуваешь воздух в трубку. Но есть такие дудки, которые дудят, наоборот, когда воздух втягиваешь из дудки в себя. Если дудка к тому же снабжена клапанами, то надо, вдувая воздух в трубку, еще и клапан открывать.

 Можно и самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Размер коробочки должен быть такой, чтобы ребенок мог взять ее в руку. Путь дети сами наполняют такие коробочки мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Путь ребенок скажет, какая коробочка звучит звонко, а какая глухо. Постарайтесь найти слова, чтобы дать характеристику каждому звуку (например: звонкий, светлый, мягкий, глухой, темный:). Обратите внимание на то, какая игрушка больше всего понравилась вашему ребенку, а потом спросите, почему она понравилась. По ответу ребенку можно судить, какие звуки его привлеки тихие, мягкие или резкие громкие, звонкие (но, быть может, ребенку понравился просто внешний вид игрушки?)

 А теперь попробуем поиграть в игру "лесное эхо". В этой игре ребенок научится производить звук, вполне определенный по силе. Сначала помогите ему вспомнить, что такое эхо (наверное, вы слышали вместе, когда гуляли в лесу?), как оно тихо отвечает на наши громкие крики.

 Можете сказать, что во всякой музыке есть звуки громкие и тихие, что композитор, когда сочиняет музыку, обязательно отмечает в нотах, как надо играть: громко (форте) или тихо (пиано), что от этих слов происходит название музыкального инструмента, хорошо всем знакомого.

 Возьмите игрушки и начинайте игру. Кто вступает первым, у того игрушка обязательно должна звучать громко, а у того, кто отвечает тихо. Ведь это эхо отвечает.

 Затем можно обменяться ролями и игрушками. В следующих играх уже без игрушек и инструментов, а собственными ладошками, мы проверим, насколько внимательны дети к конкретным заданиям, оценим их память и координацию движений.

 Эти игры со "звучащими жестами" (то есть движениями рук, кисти, пальцев) вам уже знакомы. Хочется добавить, что естественные, ловкие, точные движения, которые дети будут развивать в играх, очень нужны тем, кто будет учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

 Итак начнем игру "Зеркало". Условие игры такое: первый играющий может хлопать так, как захочется. Но второй играющий точно как в зеркале должен повторить действия первого. Пусть взрослый и ребенок сядут друг против друга. Начинает игру взрослый. Мы советуем прохлопать плоскими ладонями медленно и очень равномерно 3-4- раза. Ребенок должен точно повторить количество хлопков, уловить их темп. Теперь вы ставите задачу более сложную: хлопков больше и характер их сложнее. Например, сначала вы хлопаете ладонями 4-6 раз громко, а потом оставьте несколько пальцев - получится ни так громко. На следующий раз, хлопнув три - четыре раза ладонями, похлопайте три раза двумя руками одновременно по своим коленям, закончите хлопками "неполными ладонями".

 Поменяйтесь ролями, пусть ребенок дает вам задание. Если ваш ребенок не очень внимателен и часто отвлекается, то именно в этом варианте игры вы сможете помочь ему развить внимание к действиям. Вам придется намеренно ошибаться, чтобы дать ребенку возможность поправить вас: внимание развивается не только тогда, когда действуешь сам, но и тогда, когда следишь за действиями другого.

 Сделаем еще один шаг вперед. Предложите малышу помочь вам спеть. Итак, кто-то из взрослых напевает мелодию, а ребенок в это время равномерно хлопает в ладошки или стучит кулачками, но, не заглушая мелодию, тихо. Понравилось? Споем еще раз! Теперь предложите ребенку взять, скажем, погремушку. Родителям нужно обязательно присмотреться, прислушаться, как ребенок хлопает в ладоши или постукивает погремушкой - равномерно, тихо или громко, неровно и резко. Вооружитесь терпением и выдержкой. Если малыш играет громко и заглушает мелодию, не одергивайте его, а спокойно скажите, что от него требуется в этой игре. Покажите, как удобнее взять игрушку, как свободно, без напряжения хлопать ладошками. Некоторые малыши, напротив, слишком робеют. Их сопровождение почти не слышно, бывает, они и вовсе останавливаются. Таких надо подбодрить.

 Дети, которые ходят в детский сад, с радостью вспоминают, если их попросить, что они там пели или слушали на музыкальном занятии. Послушайте, что ребенок скажет или споет. При первом исполнении песенки не поправляйте его, если мелодию своей любимой песенки поет не очень чисто, потом попросите малыша спеть еще раз. Бывает полезно пропеть мелодию вместе с ребенком.

Важно! Чтобы в доме звучали не только современные взрослые песни, но и детские (песни из м/ф, детских фильмов, песни популярных детских групп).

Проведение музыкального занятия

в соответствии с требованиями ФГОС ДО

(Консультация для педагогов дошкольных учреждений)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного педагога решать вопросы воспитания личности, определённые в целевых ориентирах, различными педагогическими средствами. Исходя из требований Стандарта,образовательная деятельность в детском саду должна осуществляться повсеместно: в играх, наблюдениях, экспериментированиях и других видах деятельности. Знания и умения, полученные в практической деятельности, более глубокие и устойчивые, чем приобретённые во время беседы со взрослым. И чем естественнее форма подачи изучаемого материала, тем лучше она усваивается детьми.

Например, изучая различные оттенки цветов, воспитатель может просто на занятии показать оттенки на бумаге, а может предложить детям сравнить оттенки голубого цвета на прогулке (неба, воды, цветов, оборудования на участке, элементов одежды и т. д.). Бесспорно, второй вариант изучения оттенков цветов будет более интересен детям и принесёт гораздо больше результата. К слову, это и есть организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Музыкальный руководитель тоже свободен в выборе форм и методов проведения занятий.Не обязательно выполнять традиционные элементы: вход, упражнения, слушание, распевание, пение, игра или танец. Стандарт предлагает музыкальному руководителю акцентировать своё внимание не только на музыкальном, но и прежде всего, на личностном развитии каждого ребёнка.

С 01.01.2013 года новый «Закон об Образовании РФ» впервые закрепил за дошкольным образованием статус базового уровня образовательной системы. Поэтому в Стандарте определены новые правила образовательно-воспитательной работы в детском саду.

Самым первым правилом является наличие образовательной программы, создавать которую должны члены педагогического коллектива и родительская общественность, то есть участники образовательного процесса.

Музыкальный руководитель дошкольного учреждения должен понимать, что в соответствии с требованиями Стандарта, раздел образовательной программы «Музыка» входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» (в отличие от ФГТ, где музыке была посвящена целая образовательная область). Именно поэтому весь объём информации, которую ребёнок дошкольного возраста должен усвоить в детском саду, необходимо сжать и упростить.

Очень важным моментом является то, что образовательная деятельность всех педагогов, в том числе и музыкальных руководителей, ведётся с учётом индивидуальных потребностей детей и на основе их индивидуальных особенностей. ФГОС подчёркивает, что сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования. К сожалению, на сегодняшний день, выполнить это условие в полной мере в детском саду невозможно, так как основная форма работы как воспитателя, так и музыкального руководителя – фронтальная.

В подготовке к занятиям необходимо помнить и о статье 44 «Закона об образовании в РФ», согласно которой родители могут принимать активное участие в воспитательно-образовательном процессе. Таким образом, задача всех педагогов ДО организовать сотрудничество с семьями воспитанников с целью обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Необходима системная работа с родителями,правильная организация единого пространства«родитель – ребёнок – педагог».Широко известен опыт такой работы: программа Т. М. Дороновой «Из детства - в отрочество», А. Г. Асмолов «Миры детстваконструирование возможностей».

Планируя проведение занятий, каждый музыкальный руководитель должен помнить о создании особых условий, которые направлены не только на обучение и развитие ребёнка, но и на его позитивную социализацию, развитие творческой инициативы и самостоятельности, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Для решения всех этих вопросов необходимо в занятие включать небольшие беседы с детьми, в ходе которых дети могут высказать своё мнение, свои мысли, поделиться своим опытом. Педагог должен уметь взаимодействовать с детьми, включать каждого ребёнка в творческий поиск, экспериментировать.

Поскольку продолжительность каждого занятия строго ограничена временными рамками (в зависимости от возраста детей от 15 до 30 мин., педагог должен определить необходимый минимум знаний, который должен так подать детям, чтобы каждый ребёнок мог понять и усвоить весь материал. Для этого материал должен быть доступным детям, понятен и обязательно интересен. При этом педагог самостоятельно выбирает различные методы и приёмы, которые будет использовать в разных группах, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Например, в младшей группе детского сада детям интересны окружающие их предметы. Поэтому различные движения, упражнения можно выполнять с предметами. Детям более старшего возраста интересно экспериментирование, поэтому можно смело предлагать детям попробовать самим составить музыкальную композицию из разных звуков или придумать различные способы «музыкального» использования различных бытовых предметов. Педагог должен при этом опираться на свои педагогические знания и фантазию.

Очень важным условием успешного музыкального развития детей дошкольного возраста является подбор педагогом музыкального репертуара. При этом необходимо учитывать актуальность, доступность, интерес со стороны детей.

Разработать музыкальное занятие, отвечающее всем требованиям стандарта, пока, к сожалению, современному педагогу достаточно сложно. Главное, что должен в своей работе помнить педагог – он должен не просто учить детей петь, танцевать, слушать музыку, а главное – развивать личностные качества каждого ребёнка. Таким образом, ставя перед собой определённую педагогическую цельмузыкальный руководитель должен прежде всего руководствоваться целевыми ориентирами, определёнными ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление музыкального руководителя ДОУ №13 Семеновой Т.П. по теме «Современные виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГТ»

Данный материал был представлен на гордском методическом объединении музыкальных руководителей детских садов города Волжск, который рассказал о современных вида планирования в соответствии с ФГТ согла...

Перспективное планирование выступлений музыкального руководителя на родительских собраниях в детском саду.

Темы для выступлений музыкального руководителя на родительских собраниях в детском саду...

Презентация музыкального руководителя на родительском собрании

Презентация музыкального руководителя на родительском собрании...

Доклад музыкального руководителя на родительском собрании в младшей группе «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»

Доклад знакомит  с работой по музыкальному воспитанию, которая проводится  в  младшей группе детского сада. Родителям даются рекомендации по  развитию музыкальных способностей дете...

выступление музыкального руководителя на родительском собрании+буклет

Для родительского собрания подготовлены буклеты о пользе прослушивания етьми классической музыки...

Выступление музыкального руководителя на родительском собрании: «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду».

Выступление музыкального руководителя на родительском собрании: «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»....