Родительское собрание в средней группе «Уроки вежливости»
консультация (средняя группа)
Родительское собрание «Уроки вежливости»
Цель: Познакомить родителелей с сайтом детского сада. Поговорить о культуре поведения.
Предварительная работа:
- Подобрать пословицы по данной теме.
- Видеозапись детей с рассуждениями о вежливости, культуре, доброте.
- Презентация родительского собрания.
- Оформить выставку литературы для детей по данной теме.
- Провести анкетирование родителей на тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobr_._v_sred.gr_._uroki_vezhlivosti.docx | 69.06 КБ |
Предварительный просмотр:
(слайд№1) Родительское собрание «Уроки вежливости»
Цель: Познакомить родителелей с сайтом детского сада. Поговорить о культуре поведения.
Предварительная работа:
- Подобрать пословицы по данной теме.
- Видеозапись детей с рассуждениями о вежливости, культуре, доброте.
- Презентация родительского собрания.
- Оформить выставку литературы для детей по данной теме.
- Провести анкетирование родителей на тему.
Ход собрания:
1. Сайт детского сада.
2. Культура поведения.
3.Знакомство с интерактивной доской.
3. Разное.
- Давайте подумаем вместе. Что такое культура поведения? (ответ родителей).
(слайд№2) Культура поведения включает в себя три понятия: культура общения, культура речи, культура внешнего вида. Понятия культура речи и культура общения тесно взаимосвязаны между собой.
Сегодня мы поговорим на актуальную для нашего времени тему: о вежливом, доброжелательном, заботливом отношение друг к другу, о культуре общения между людьми.
В современном обществе особенно остро встал этот вопрос. Почему?
Сейчас в средствах массовой информации постоянно показывают случаи жестокого обращения, как взрослых детей с престарелыми родителями, так и родителей с малолетними детьми. Драки подростков, даже детей, порой доходящие до убийства.
Бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в детские годы. Как часто приходится слышать разговор мамы с ребенком: «Ах, он тебе стукнул, дай ему сдачу, да посильнее». И никто не предложит своему чаду: «А ты скажи Пете, давай дружить, не будем драться». Я понимаю каждой мамочке жалко своего ребенка, но поверьте, в редких случаях виноват один из детей: кто-то отнял игрушку, кто-то прошел мимо и толкнул постройку.
Всем ясно, что культуру поведения одними словами не привьёшь. Если ребёнок слышит, как родители грубо разговаривают друг с другом, видят, как кинули котенка или щенка, накричали на бабушку, то и он позже будет грубить, срывать зло на слабых.
Здесь очень уместна пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь».
(слайд3) Вежливость – это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Вот почему, объясняя нашим малышам: «Как, для чего, зачем человек обязан вести себя в соответствующей обстановке так или иначе» - мы стараемся, прежде всего, пробудить и развить в наших сыновьях и дочках их нравственные чувства, их духовность, гуманизм. Мы стараемся воспитать в наших детях деликатное, доброе отношение к людям. Играем в игру «Доскажи словечко»: (слайд4)
(- Будь добрым! – это значит умей добрыми глазами увидеть радость и беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на нее. И добрым делом помочь.
- Будь честен! – хотя порой это так трудно и совсем не просто сделать. Ведь в современном мире столько соблазнов.
- Старайся не совершать поступков, за которые тебе было бы стыдно. Но если ты совершил такой поступок, имей мужество честно признаться в нем. И постарайся его исправить.
- Умей трудиться!- говорим мы. Труд, в который вложены мысли, терпение, старание и сердце, обогащают душу, осветляют ум. Труд научит тебя понимать и уважать других людей и тот прекрасный мир, в котором мы живем).
В настоящее время мы вкладываем в понятия «вежливый», «воспитанный человек» не только умение вести себя благопристойно.
Вежливый человек не только тот, кто никогда не оскорбит женщину, но и тот, кто не пройдёт равнодушно мимо распоясавшегося хулигана, позволившего себе подобное.
Вежливый человек не только тот, кто сам не сломает ветку дерева и не притащит охапку поникших цветов из пригородного леса а и тот, кто остановит человека, не находящего нужным беречь красоту природы.
Самое главное Вежливый человек - это человек, умеющий управлять своими эмоциями, вне зависимости от того каким темпераментом наделила его Природа...
(слайд 5) В большинстве случаев все недоразумения, ссоры, конфликты происходят от неумения разговаривать и договариваться друг с другом, от неумения выслушивать и прислушиваться к мнению других. От неумения доказывать свою точку зрения словами, а не кулаками. Но ведь мы люди, существа разумные, и речь, это то, что отличает нас от животных.
(слайд6) Филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» писал: « Запомните! В основе хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все месте чувствовали бы себя хорошо. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живёшь, и т.д.
(слайд7) Надо не запоминать сотни правил, а запомни одно правило – необходимость уважительного отношения к другим. »
Понятия культура общения, культура речи включают в себя такие понятия, как слово, речь, язык, общение и культурные нормы.
Задумывались ли вы над тем, что означает слово “язык”?
Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газеты, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает другим. И это происходит благодаря языку.
Язык – это инструмент, им необходимо хорошо владеть.
(слайд8)Сейчас я расскажу вам небольшую притчу о мудром Эзопе.
Однажды на пир к богатому и знаменитому купцу Кснафу пришли гости, и стали хвастаться своими богатствами. Хозяин выслушал их и сказал, что его самое большое богатство это его раб. С ним он советуется, к его высказываниям прислушивается, и это ему очень помогает в делах. Гости стали смеяться, и кто-то из них сказал хозяину:
-Тогда пошли своего раба на базар, пусть он принесет нам самое прекрасное на свете. (слайд9)Хозяин велел позвать Эзопа.
-Ты слышишь, Эзоп. Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.
Раб ушел и возвратился с подносом, покрытым салфеткой. Когда ее подняли, все увидели, что там лежит язык.
-Эзоп, ты же принес язык? Что же в нем прекрасного?- скривились брезгливо гости. -А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы заключаем мировые соглашения, языком мы произносим слово "свобода".
Тогда недовольные, тем, что Эзоп оказался прав гости, сказали хозяину: -«Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете». Вновь Эзоп возвратился с тем же подносом. Под салфеткой опять лежал язык. Удивлению, возмущению гостей не было предела.
- Эзоп, - сказали они, «Ты издеваешься над нами? Ты же опять принес язык?» Эзоп вздохнул и грустно ответил:
-А разве это не самое ужасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово "раб". И все поняли, что Эзоп прав.
Вот какая могучая сила заключена в языке. В одно мгновение она может сделать человека счастливым, и в одно мгновение может убить, без применения физической силы.
(слайд10) Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас, и набор грамматических структур, которыми он чаще всего пользуется, и, конечно, же интонации. Чем больше слов в багаже, тем четче, яснее человек может выразить свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему общаться с людьми. Ученые установили, что словарный запас А. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас значительно скромнее – по разным данным он колеблется в пределах 4 - 9тысяч слов. Словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно внести в его душу сумятицу и неуверенность, привести к беде. Недаром русский народ в своих пословицах отмечает: “Каков разум, таковы и речи”, “Слово не стрела, а ранит”.
(слайд 11) Сейчас мы с вами немного поиграем. «Правильно подбери окончание к пословице»
- В добрый час молвить, а в худой промолчать.
- Мал язык , да всем телом владеет.
- Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово, сказав, не схватишь.
- Кто говорит, тот сеет.
- С тобою разговорится, что мёду напиться.
- Без языка и колокол нем.
- Не пройми копьём, а пройми языком.
- Язык без костей, работает на хозяина и на гостей.
В нашем саду мы учим наших детей, не только правильно произносить звуки, слова, но еще очень много внимания обращаем на правила речевого этикета.
Всем известно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка - постоянный добрый пример. Все мы с детства знаем так называемые «волшебные слова». Сейчас поиграем. Игра с родителями с мячом. По очереди называют волшебные слова. Выигрывает тот, за кем последнее слово.
Знаем мы их хорошо, но не всегда правильно их применяем. Вот несколько секретов речевого этикета.
1.Учитесь произносить «вежливые слова», которые больше подходят к каждому конкретному случаю. Утром вместо обыкновенного «здравствуйте» всем будет приятнее услышать: «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй, как ты себя чувствуешь?», «Здравствуй, ты сегодня очень хорошо выглядишь». Вместо сухого «спасибо» - «благодарю», «очень признательна».
2.Введите детям за правило во время приветствия, во время общения, прощания называть по имени или по И.О. человека (взрослого конечно на вы) к которому вы или ребенок обращается.( Н. детский сад: к зав., психологу, своим восп., мед. сестре должны обращаться по И. О.) Такое обращение будет приятно собеседнику, а для детей будет очень полезно. И если это правило войдет в привычку, то намного облегчит жизнь вашему ребенку в будущем (Н. школа, Н. в группе вместо обращения стучат или просто стоят)
3.Приучайте детей называть своих друзей, знакомых только по имени. По фамилии только тогда, когда это действительно требуется.
(слайд12) Все «волшебные слова» имеют историю своего происхождения. Рассмотрим некоторые из них: Благодарю - дарю благо, Спасибо - спаси тебя бог, Признательна - признаю тебя, Здравствуйте - здравия желаю.
Вот слова прощай и до свидания. Кажется, они похожи по смыслу. Но слово прощайте, прощаю тебя, нужно говорить, когда люди расстаются надолго, а может навсегда. Грустное слово. А вот слово до свидания, светлое, радостное. До скорого, до следующего свидания, т.е. люди еще хотят увидеться, ждут встречи.
- А слово «извиняюсь» никогда нельзя употреблять в речи. Хотя в жизни нередко мы это слышим: «Извиняюсь, можно зайти?» Кажется обыкновенное волшебное слово. Но если прислушаться: «Извиняюсь - извиняю себя», т.е. вы просите извинения у самого себя.
- После прихода детей из сада вечером домой, введите для себя в правило побеседовать с ними. Старайтесь задавать детям не закрытые, а открытые вопросы, требующие от детей не односложных, а развернутых ответов. Спрашивайте не только о том, что они ели, чем занимались, но обязательно о взаимоотношениях с другими детьми: «Какое у тебя сегодня было настроение?», «какие добрые дела сегодня ты сделал?», «кому помог, сделал приятное?». И всегда акцентируйте внимание на положительном. Если вы спросите: тебя кто - то обижал сегодня, да с ударением на слово обижал, ребенок обязательно вспомнит какие-то мелкие обиды, и будет и вам неприятно и ему.
Хочу сказать, и нам это очень приятно, что в наших детках нет озлобленности, агрессивности. Они все очень доброжелательные, в любую минуту готовые прийти на помощь.
(слайд 13) Н.И.Пирогов говорил: «Все мыслители, я думаю, давно пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели».
С чего же начинать воспитание культуры поведения?
Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Пусть иногда в комнате ребёнка появится фея, в волшебном фартуке в котором лежит секрет. Пусть от неё появится записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вёл себя прекрасно во всех отношениях – появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился – маска одного из гномов, если ведёт себя совсем плохо – маска дракона.
Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.
Представьте такую ситуацию:
Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.
- Как вы думаете, всё ли правильно было сделано, по правилам культуры поведения? -Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми.
Здесь, я хочу прочитать небольшое, шуточное стихотворение:
«А, что до красоты языка родного.
То все хрестоматии - ерунда.
Коль чадо от папочки дорогого,
Порою наслышится вдруг такого,
Что гаснут, аж, лампочки со стыда!
Как быть? Да внушать можно то и сё.
А средство, по – моему, всем по росту,
Тут всё очень сложно и все очень просто,
Будьте хорошими, вот и все»
Воспитанию культуры общения способствуют простые правила, выходите, открывайте правило, читайте. Остальные внимательно слушайте и определяйте для себя, может быть Вам необходимо над чем- то поработать.
(слайд14) Правила культурного общения:
- Не говорите плохо о человеке в его отсутствие.
- Бестактно прерывать разговор собеседника; если срочно нужно что-то спросить, то, прежде всего, необходимо извиниться.
- В разговоре неприлично выпячивать своё «я».
- Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, не на часы, не теребить пуговицы, не жестикулировать.
- Не следует разговаривать с дальнего расстояния: через стол, коридор или улицу.
- Находясь в компании, не следует шептаться.
Правильной речи человек обучается всю жизнь.
А в дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Поэтому мы и должны обращать внимание не только на её грамотность, внятность, но и на её тон, тематику, выбор слов и выражений. Давайте мы, взрослые, задумаемся, правильно ли звучит наша речь? Предлагаем вам послушать несколько выражений:
(слайд 15)
Там клубника понаспела - (поспела)
У нас телевизор кажет – (показывает)
Вот евоная собака - (его)
А вот ихний кот- (их)
Я туда щас пойду -(сейчас)
Ты пришел без носок? - (носков)
Наступил месяц май - (наступил май)
Какая красивая тюль - (какой красивый)
(слайд16) Как разговаривать с детьми.
- Речь должна быть четкой и внятной.
- Разговаривайте всегда спокойным тоном.
- Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью.
- Как можно чаще общайтесь с ребѐнком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).
- Задумайтесь, как часто вы говорите ребѐнку эти фразы: - Ты самый любимый! - Ты очень многое можешь! - Что бы мы без тебя делали?! - Иди ко мне! - Садись с нами! - Я помогу тебе. – Я радуюсь твоим успехам. – Расскажи мне, что с тобой.
- Помните: всякое замечание воспринимается мягче, если оно следует за похвалой.
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное. Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребенка.
Талантливый детский поэт А.Шибаев даже загадки-складки сочинил о "дорогих словах". Наш опыт показывает, что дети с удовольствием их и отгадывают. Мы сейчас тоже хором отгадаем их
(слайд 17)
Дядя Саша огорчен, рассказал он вот о чем:
Видел Настю-октябренка я на улице сейчас.
Настя - славная девчонка, Настя ходит в первый класс.
Но ... давно уже от Насти я не слышу слово ....
А слово-то какое - очень дорогое!
Дед про внучку говорил: «Экая досада - я портфель ей подарил,
Вижу - очень рада! Но нельзя ж молчать, как рыба, ну сказала бы ....
Слово-то какое - очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа ... Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда, налетел из-за угла ...
Но - представьте! - зря от Вити ждал я слова …,
А слово-то какое - очень дорогое.
Обратите внимание на выставку книг. В. Осеева «Волшебное слово», Н. Носов «Фантазеры»
Памятка для родителей.
«Как помочь ребенку сделать употребление вежливых слов естественным и необходимым».
- Употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
- Постарайтесь убедить других членов семьи сделать использование вежливых слов нормой.
- Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, пока он не произнесет «пожалуйста».
- Сделайте ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными. 6. Всячески хвалите ребенка за то, что он употребляет вежливые слова, говорите о своих чувствах: «Мне приятно!», « Я очень рада» и т. п.
«Как читать детям».
1.Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки , занимательные бытовые вещи – все то , что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
2.Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
3.Знакомство с литературным произведением происходит на слух , поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст , делать логические ударения в нужных местах ,соблюдать необходимые паузы.
4.Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. Предлагаемые иллюстрации должны быть как можно реалистичные.
5.Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните , что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.
6.Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.
7.Прививайте ребенку с детства любовь к книге , бережное отношение ней.
Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня мы хотим поговорить с вами о культуре общения. Такая наука называется ортология.
Предлагаю вам побыть знатоками русского языка:
- кто крайний или кто последний?
Класть – ложить?
Творог – творог?
Свёкла – свекла?
Из школы – со школы?
Правильно молодцы!
Правильной речи человек обучается всю жизнь.
А в дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Поэтому мы и должны обращать внимание не только на её грамотность, внятность, но и на её тон, тематику, выбор слов и выражений.
Не существует волшебных таблеток , которые если вложить их в уста ребенку, сделают его красноречивым. Не стоит приходить в отчаяние, если ваш ребенок не многословен, а больше предпочитает слушать – это тоже не плохо.
Но не смотря на это, к каждому из них мы должны привить вкус к хорошей речи и отвращение к речи грубой, вульгарной и безграмотной.
Давайте мы взрослые задумаемся правильно ли звучит наша речь? Предлагаем вам послушать несколько выражений
Там клубника понаспела - (поспела)
У нас телевизор кажет – (показывает)
Вот евоная собака
А вот ихний кот.
Я потуда щас пойду
Без носок? (без носков)
Нет любови? (нет любви)
Вы заметили, что мы часто используем в своей речи неверные слова.
Поэтому важным условием, чтобы молодой человек овладел культурой речи является речевая атмосфера и в этом неоценима и важна роль семьи.
Ваш ребенок скоро пойдет в школу и нам всем хочется чтобы наш ребенок учился с интересом, радостью, старанием, но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был к этому готов. Достаточна ли развита речь.
Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок? И подумать над тем, что является главным в воспитании как культуры, так и хороших манер?
А сейчас мы предлагаем вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и самим проанализировать знания детей с помощью фишек, лежащих на столе:
если ребенок справляется – красная фишка.
если ребенок не всегда справляется или выполняет правильно – зеленая фишка
если совсем не выполняет - синие фишки
Итак вопросы:
Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова?
При встрече приветливо здороваться, прощаясь говорит «до свидания»
Умеет вежливо обратиться с просьбой, благодарит за оказанную помощь?
Правильно произносит гласные и согласные звуки.
Самостоятельно пересказывает небольшие произведения?
(подводит итог)
Итак, уважаемые родители вы с вами видели, что именно от речи зависит дальнейшие успехи в усвоении школьной программы. В заключении нашего заседания клубы знатоков русского языка хотим вам напомнить некоторые истины:
Верьте в силы ребенка – помогите обрести ему веру в себя
Не давайте ребенку останавливаться на месте. Пробуждайте интерес ко всем более трудным заданиям
Не забывайте, что ребенок хочет встать взрослым и подражает вам во всем.
Сопереживайте. Радуйтесь и огорчайтесь вместе с ребенком.
Пусть ваши дети будут умнее, добрее и прекраснее нас!
И в конце хочется прочитать стихотворение.
Вот и всё!!!!
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня! И так, начнём.
1. Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы:
Дети, какие вежливые слова вы знаете?
А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы считаете вежливым, почему?
Вежливы ли в обращении с вами взрослые? Почему?
Подумайте и скажите, почему вежливые слова называют волшебными?
2. Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.
Многие родители как гром среди ясного неба поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью…
Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.
Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.
Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях (внешнее проявление культуры – вежливость, и культуры внутренней).
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество.
Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и несоблюдавших их граждан наказывали.
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.
Обратимся к анкетам. Педагог делает анализ 1-го вопроса анкеты: Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок?
Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.
Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.
Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место».
С чего начинать воспитание культуры?
Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Пусть иногда в комнате ребёнка появится фея, в волшебном фартуке которой секрет. Пусть от неё появится записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вёл себя прекрасно во всех отношениях – появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился – маска одного из гномов, если ведёт себя совсем плохо – маска дракона.
Анализ 3-го вопроса анкеты: Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.
Представьте такую ситуацию:
Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.
- Как вы думаете, всё ли правильно было с делано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).
Далее перечисляются методы, которые используют родители для привития детям навыков культурного поведения и хороших манер, и которые они указали в третьем вопросе анкеты:
Чтение книг с ярким примером хороших манер
Общение с авторитетными для ребёнка людьми
Постоянство и настойчивость в обучении
Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье
Влияние общества
Круг общения.
Все эти методы, несомненно, имеют положительные результаты. В детском саду мы так же используем и следующее:
Игры-инсценировки, инсценировки с последующим разбором, беседой (разыгрывание детьми сценок на данную тему)
Решение проблемных ситуаций
Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми.
Речевой этикет
Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».
Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.
3. Включается спокойная музыка.
Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памятками «Секреты воспитания вежливого ребёнка» Прочитайте их. Многие из советов, конечно же, проверены вами на практике и, наверняка, имеют положительные результаты.
4. Известная поэтесса А.Барто в одном из своих стихотворений писала:
«Когда не ладятся дела
Мне помогает похвала»
Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом или же следует хвалить только за результат?
Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка: за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?
Конкурс «Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление вежливости?»
(передаётся игрушка по кругу)
Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. У нас в группе существует традиция «Поговорим о хорошем», где каждый ребёнок получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
5. Приглушается свет.
А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.
Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.
Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
Аккуратно складывает одежду.
Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.
Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т.д.
Не говорит матерных слов.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
Острое блюдо
Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул? (Оказывается: если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание).
В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило, то с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных).
Как нужно принимать подарки? (Завёрнутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принёс: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок).
ОКНО – очень короткие новости на тему «Вежливость и культура»
1. В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны – то «простите».
2. Нельзя показывать пальцем на какой-нибудь предмет и уж тем более на человека. Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью. Что касается различных жестов, это вообще очень серьёзная тема. Например, в Болгарии, кивок головой означает, что человек не согласен с чем-то, то есть он говорит «Нет», а покачивание головой подтверждает согласие. Ещё один пример неуместного употребления жестов. Например, однажды президент Америки Буш произвёл на Австралийцев шокирующее впечатление. Он воспользовался знаком победы – «V». В Австралии этот знак считается неприличным.
Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как измениться мир вокруг. И это не из области фантастики, потому что всё в наших руках.
Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы понять наших детей к высотам культуры поведения.
6. Проанализировав четвёртый вопрос анкеты, мы увидели, что многих интересует умственное и физическое развитие детей. Сейчас мы поговорим именно об этом.
Особенности развития детей пятого года жизни
Ребёнку уже исполнилось 4 года. Убедитесь, что:
рост стал 102 см и увеличился на 4-5 см
вес стал 16 кг и увеличился на 1-2 кг
Теперь, чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выяснить, какие на этом возрастом этапе «ранимые места» в его организме и учитывать это.
Тело ребёнка изменило пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т.д. Но сила мышц, поддерживающая скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. А последнее, в свою очередь, могут повлечь нарушения в деятельности самых разных органов и систем.
Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребёнка. Особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть).
Навыки здоровья
К пяти годам ребёнок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он учится технике обработки своего тела. Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться, переодеваться.
Но ему ещё трудно, и он ещё учится:
чистить зубы
расчёсывать волосы
полоскать горло
И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.
Происходят изменения и в сознании детей
Идёт бурный расцвет фантазии. Воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории о том, что сами они участвовали в каких-то невероятных событиях, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего подобного не было. И нельзя это назвать ложью. Это очень обидно для ребёнка. Подобные фантазии не являются ложью в прямом смысле слова, хотя бы потому, что не приносят ребёнку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это событие другого порядка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребёнок принял за действительность. Это может быть стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть и стремление справиться с какими-то страхами.
Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные выдумки – спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребёнка. Но ни в коем случае нельзя уличать ребёнка во лжи.
На 5 г.ж. у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Дети этого возраста способны знакомиться с предметами окружающего, выходящими за пределы своего опыта и восприятия детей.
Очень важно понимать, когда ребёнок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объём знаний, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатии к дельфинам и опасливое отношение к акулам и т.д.
Однако вы непременно должны иметь в виду следующие обстоятельства. Дети очень чутки к искренности вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души вы не любите животных, вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у вас самих.
Если в этом году мы не сможем заложить у детей способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к широкому окружающему миру, то позднее сделать это будет трудно, так как именно дети 5 лет очень активно воспринимают всё, что их окружает. И эта активность может сосредоточиться на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей.
И ещё одно обстоятельство. При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничиться предметами, которые существуют физически. Например, не следует касаться таких «невидимых» сфер, как социальные отношения. Конечно, если ребёнок задаёт вопрос – ответить на него необходимо, но как можно проще и понятней для ребёнка.
Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.
Мышление ребёнка после 4-х лет становится речевым. Если у малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в предметную практическую деятельность, теперь он протекает преимущественно в уме.
Совершенствуется способность классифицировать.
Формируется операция сериации – построения возрастающего или убывающего упорядоченного ряда (например, по размеру).
Ребёнок активно осваивает операции счёта в пределах первого десятка.
Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам – буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция.
В этом возрасте у ребёнка проявляется принципиально новая способность сопереживать вымышленным персонажам, героям сказок. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.
К 4-м годам речь ребёнка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством его мыслей и рассуждений.
Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.
Составила: воспитатель Майорова О.В., город Кострома
Используемая литература:
Метенова С.Н. Родительские собрания в детском саду
Доронова Взаимодействие детского сада и семьи
Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie01.htm
Развитие слухового внимания и речевого слуха
(Различение на слух звучания инструментов.)
Вариант 1. Просмотр мини-фильма, снятого в группе.
Вариант 2. Игра с родителями «Угадайте, что звучит».
(Используются стаканы с крупой и две-три коробки из-под йогурта, наполненные крупами.) Эти игры для занятий с детьми дома.
Чтение художественных произведений
Требования к литературному материалу:
- он должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка;
- стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступные для понимания;
- «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» ( К.Ушинский);
- одно и то же произведение дети любят слушать по несколько раз;
- спрашивайте, о чем говорится, что происходит с главными героями;
- учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребенок учится четко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
- учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Обсуждение результатов мини - исследования
А сейчас предлагаю прослушать речь детей группы в записи:
- стихотворение;
- ответы на загадки;
- фольклорное произведение;
- сказку.
Советы учителя-логопеда
Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов:
- «Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь – есть сущность, а слово – нечто случайное, вещь – тело,
а слово – одеяние, вещь – ядро, а слово – кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако на первом месте вещь как предмет познания и речи» (Я.А.Коменский).
- Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко» (Е. Тихеева).
- Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправляйте допущенные ошибки).
- Играя с ребенком, упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребенок дает полный ответ: « К нам в гости приехала кукла».
- Используйте игру «Чего не стало?». (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа.)
- Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребенок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.)
- Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребенком, предложить ее рассмотреть, затем задать вопросы.
- Что это? (Кто это?)
- Какого цвета?
- Что есть у зайки? (Что это у зайки?)
- Как можно назвать зайку?
- Что с ним можно делать?
Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего).
Учите подбирать слова к определенным глаголом («Собака бежит. А к
то еще может бегать?» и т.д.).
Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.
одительское собрание "О слове, о речи, о культуре общения"
Новоселова Галина Геннадьевна, воспитатель
Разделы: Работа с родителями
Предварительная работа: анкетирование (Приложение №1)
Сегодня наш разговор - о слове, о речи, о культуре общения.
Давайте дадим определения, что такое слово, речь, язык, общение и культурные нормы.
Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией.
Речь – средство передачи мыслей и чувств.
Общение – это способ жизни человека.
Культурные нормы – это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.
Задумывались ли вы над тем, что означает слово “язык”?
Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газеты, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает другим. И это происходит благодаря языку.
“ Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.
Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?”
Язык – это инструмент, им необходимо хорошо владеть.
По манере говорить – интонации, тембру голоса, набору слов и построению фраз мы судим о человеке и таким образом общаемся.
Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас, и набор грамматических структур, которыми он чаще всего пользуется, и, конечно, же интонации. Чем больше слов в багаже, тем четче, яснее человек может выразить свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему общаться с людьми.
Ученые установили, что словарный запас А. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас значительно скромнее – около 4 тысяч слов, по другим данным не превышает 7-9 тысяч слов. Словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно внести в его душу сумятицу и неуверенность, привести к беде. Недаром русский народ в своих пословицах отмечает: “Каков разум, таковы и речи”, “Слово не стрела, а ранит”.
А какие пословицы и поговорки о слове, речи знаете вы? (Приложение №2)
При разговоре важны не только слова, но интонация, с которой они произносятся. Порой обижают и даже оскорбляют не столько слова, сколько тон человека. Одно и тоже слово – в зависимости от того, с какой интонацией оно было произнесено, - может выражать самые разнообразные чувства.
Вот давайте попробуем одно и тоже коротенькое слово “ да” произнести по-разному.
(Приложение №3)
Поговорив о словах и интонациях, вернемся к правилам речевого этикета.
На вопрос: “Нужно ли говорить правильно?” многие из вас ответят: “Да”.
А вот на вопрос: “Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку?” - ответы были разные. (Анализ анкет)
Как правильно обратиться к незнакомому человеку?
Часто приходиться слышать мнение, что по-русски это просто невозможно – нет у нас сегодня подходящих слов. В самом деле, обращения вроде “парень”, “девушка” хороши далеко не всегда, молодым человеком тоже не всякого назовешь, а обращения “мужчина” и “женщина” просто чудовищны, часто можно слышать: “Эй, дед…” или “Бабуля…”. Появляются какие-то “тетки…”, “дядьки…” и т.д. Широко распространившееся “дама” не намного лучше. Такая форма обращения не только невежлива, она крайне неуважительна.
“Гражданин” и “гражданка” сейчас звучат “по-милицейски”. Что же делать?
Имеет смысл вспомнить, зачем вообще нужны обращения. В большинстве случаев – чтобы привлечь внимание потенциального собеседника, установить с ним контакт. Если это действительно так, и если мы к тому же обращаемся к незнакомому человеку, то практически во всех случаях стоит извиниться. У нашего незнакомца, безусловно, есть какие-то свои дела, свои заботы, свои мысли, а мы к нему обращаемся, значит так или иначе беспокоим. Наши “простите”, “будьте любезны”, “извините, пожалуйста” окажутся не только формулой извинения, но и способом привлечь внимание, то есть заменяют собой обращение. Сейчас используются бейджи, чтобы не ставить человека в неловкое положение при обращении.
Большое затруднение вызывают жизненные ситуации, в которых необходимо представиться самому или представить кого-либо. Человек, не умеющий этого сделать, обычно испытывает смущение и неловкость.
(Родители представляют себя в различных ситуациях).
А когда вы знакомите двух людей, принципиально важно, кого кому представлять первым. Многие и в шутку и всерьез жалуются, что все время забывают – старших представляют младшим или наоборот. С очень давних времен повелось, что представляют младших старшим, а мужчин женщинам.
(Родители представляют на примере: как одноклассника, как коллегу по работе, как подругу и т.д.)
Обычно к речи предъявляются следующие требования: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность.
Точность речи - это, главным образом, соответствие слов обозначаемым предметам действительности. Неточность выражений часто приводит к непониманию, неверным действиям и даже к смешным ситуациям.
Пример: На заднее сиденье маршрутки садятся две модно одетые девушки и продолжают начатый на улице разговор.
“Ты что же, изменила своему?” - спрашивает одна.
“Какому, 28-му?” - переспрашивает другая.
В маршрутке - молчание. Все смотрят на дам, вытаращив глаза. И тут девушка говорит:
“Да мы с Машкой уже две недели на 22-м ездим!”
(Можете ли вы привести подобные примеры из своих наблюдений?)
Следующее требование к речи – логичность.
Логичность – это последовательность изложения мыслей.
Народный артист Аркадий Райкин создал на сцене пародийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логики: “Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения. В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу… Людей нужно водить в музей и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались…”
Что же означает чистота речи? Это прежде всего отсутствие в ней лишних слов, “слов-сорняков”, “слов-паразитов”.
Конечно, в самом языке нет ни одного слова, которое можно было бы так назвать. Такими слова становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие постоянно вставляют в свою речь “любимые словечки”: назовите их (“так сказать”, “значит”, “вот”, “понятно”, “собственно говоря”, “видите ли”, “понимаете”, “как бы”, “типа того”, “в смысле”, “ну-у”, “э-э”). Подобная ситуация описана журналистом А.Суконцевым в одном из его фельетонов: “мой знакомый, человек с юмором, пришел однажды с лекции. “Ну, как, - спросил я, - понравилось?” Он, молча положил передо мной листок бумаги, весь испещренный крестиками и кружочками. “Что это?” - “Крестик – это “значит”, а кружочек – “так сказать”. Сто восемнадцать крестиков и сто восемьдесят кружочков за два академических часа… Сами понимаете, о содержании лекции говорить как-то не хотелось”.
Ещё один пример. Сатирик Р.Кривицкий поэму А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” наполнил словами – паразитами. Что же получилось? Послушайте: “как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая история.
Златая, как бы, цепь э-э… на дубе том. Ну-у-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом”.
Да, все это вызывает улыбку. Но!
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
К словам-паразитам относится и нецензурная брань. Неужели нецензурные слова неразделимы с русским народом, его своеобразным характером, речью? (Высказывания родителей).
Ничего подобного! Сравнительно недавно русские считали матерную брань богохульством. По соборному уложению Алексея Михайловича Тишайшего, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь. А в 19 веке на матерщинников смотрели, как на безбожников, антихристов.
В рекламе программы “Прожекторперисхилтон” было такое высказывание:
- На средства от мата можно построить библиотеку – трехэтажную
Слово – мир особый и иной,
Равнозначный названному им.
Если слово стало болтовней –
Это слово сделалось плохим.
Это слово пагубно стихам,
Это слово – дом, который сгнил.
Лучше бы его я не слыхал,
Не читал, не знал, не говорил!
Почему все-таки слова-паразиты появляются в нашей речи? Это происходит от волнения, неумения мыслить публично, и, наконец, от бедности индивидуального словаря говорящего.
Немаловажное значение имеет уместность речи.
Уместная речь соответствует теме разговора, её логическому содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей.
(Приведите примеры)
Разговорная речь постоянно вторгается в литературную норму. Спорных вопросов типа “как лучше и правильнее сказать” возникает множество. Мы с вами попробуем разобраться в этом на некоторых примерах. Сейчас я зачитаю диалог, который, возможно, встречался вам в повседневной жизни.
“Вы на следующей остановке сходите?”
“Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: “Вы на следующей остановке слезаете?”
“Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: “Вы на следующей остановке выходите?”
“Это замуж - выходят. В автобусе же говорят: “Вы встаете?”
“Ну и ну. Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы?”
“Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете”.
(Как вы считаете, прозвучал ли в этом диалоге правильный вопрос? Предложите свой вариант.)
Как правильно сказать: “закончить школу” или “окончить школу”?
(Ответы родителей.)
В наше время глаголы с приставкой “за” имеют два основных значения:
- довести до нежелательного состояния (он заучился);
- начать какое-то действие (мотор заработал).
Вот почему сочетание “закончить школу” является неправильным.
Смысл же приставки “о” - “довести до результата”, поэтому правильно рекомендуют говорить “окончить школу”.
“Кто последний?” Выражение относится к числу наиболее спорных, и многих оно обижает. Отсюда и стремление заменить его: “Кто крайний?” В ответ сердито поправляют: не крайний – последний. Многие полагают, будто “последний” имеет значение “плохой, никудышный”, и лучше сказать “крайний”. Однако можно рассуждать так: в выражении “Кто последний” сохраняется исконное значение слова “последний” - тот, кто идет по следу.
Спрашивая “Кто последний?”, человек хочет узнать, по следу кого ему предстоит пройти. Напротив, спрашивая “Кто крайний?”- вы как бы отстраняете его от очереди, уверяя его, что он “на краю”, в стороне от ряда и потому вообще нарушает порядок. Тот, кто полагает, что слово “крайний” вежливее, чем “последний”, ошибается.
(Подумайте, какими словами можно заменить выражение “кто последний”?)
“Одеть” или “надеть” - как правильно?
Здесь все просто: одевают кого-то, надевают что-то (Если можно что-то надеть, то можно и снять, если кого-то можно одеть, то можно и раздеть)
Как правильно сказать: “займи мне денег” или “ одолжи мне денег”?
Следует сказать “дай мне в долг”, “взаймы” или “одолжи”, поскольку глагол “занять” имеет значение “взять взаймы”, а не “дать взаймы”.
Как правильно сказать: телефон “звонит” или “звонит”?
Колокол звонит, а телефон звонит.
Таким образом, чтобы в нашей речи не возникало подобных ситуаций, каждому из нас необходимо внимательно следить за собственными словами, учиться правильно говорить. Хорошая речь невозможна без соответствующих знаний. Нельзя знать все, но можно и нужно знать, где найти недостающие знания.
Скажите, где можно найти ответы? (Классика, словари - чем больше, тем лучше).
(Приложение № 4 памятка “Хорошая речь слаще меда”)
О чем люди говорят? Обо всем на свете. Всем нам нравится общаться с приятным собеседником. Какие культурные нормы мы должны соблюдать во время беседы?
Культурные нормы – это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.
(Приложение №5 – памятка “Правила хорошего тона во время беседы”)
Ведь недаром говорят, что есть только один способ стать хорошим собеседником – научиться слушать.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, приятен окружающим. Пусть будет побольше добрых слов в нашем общении. Стократно прав Корней Иванович Чуковский, написавший: “Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы с презрением, забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз”.
Список литературы
Журнал “ Читаем, учимся, играем” №1 – 2008 г.
Статья Н.А. Бажановой “Слово не воробей, - вылетит – не поймаешь”? стр. 78
Журнал “Читаем, учимся, играем” №12/2006 г.
В.А.Монина “Сила слова” стр.68
Журнал “Читаем, учимся, играем” №6/2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для средней группы "Уроки добра"
Подборка материала для родительского собрания, которая содержит конкурсы, рубрики, дискуссии....
Родительское собрание в средней группе «Уроки финансовой грамотности»
quot;Уроки финансовой грамотности"...
Родительское собрание в средней группе по теме: «Вежливость и культура общения»
Родительское собрание в средней группе по теме: «Вежливость и культура общения»...
Родительское собрание в средней группе «Вежливость и культура общения»
Родительское собрание в средней группе «Вежливость и культура общения» Цель:Привлечение родителей к совместной работе по овладениюнавыками вежливого общения и культурой речи дет...
Родительское собрание в средней группе «Уроки финансовой грамотности»
Повысить уровень педагогической и финансовой культуры родителей...
Родительское собрание в средней группе «Уроки финансовой грамотности»
Родительское собрание в средней группе«Уроки финансовой грамотности»Воспитатель: Свиридова Юлия ИвановнаПрограммное содержание:-Повысить уровень педагогической и финансовой культуры ...
Родительское собрание средняя группа Нетрадиционное родительское собрание в средней группе «Что я знаю о своём ребёнке 4-5 лет?»
Автор: Погорелова Н.Ю.Организация: Крюковская СОШ дошкольное отделение.Адрес: Московская область, Городской округ Чехов. Д.Крюково д. 17Цель: Стимулировать у родителей интерес к родительскому собранию...