Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
консультация

Берковская Ольга Викторовна

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_3.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство развития

творческих способностей дошкольников

                          

 «Театр - это волшебный мир.

                                                                            Он дает уроки красоты,

                                                                            морали и нравственности.

                                                                      А чем они богаче, тем

                                                                           успешнее идет развитие

 духовного мира детей….»

Б.М. Теплов.

       Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки,  знакомит  детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

        Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем, роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова).

           Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Задачи, стоящие перед педагогом при обучении детей театрализованной игре:

  • Приобщение детей дошкольного возраста  к искусству.
  • Развитие  коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие творческого воображения.
  • Воспитание культуры речевого общения, гуманных чувств, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи

Театрализованная игра является:

Средством социализации дошкольника;

Средством развития эмоциональной сферы ребенка;

Средством развития психических процессов;

Средством развития речи дошкольников.  

            Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры драматизации.

К режиссёрским играм можно отнести театр кукол-марионеток, театр кукол би-ба-бо, настольный театр игрушек, теневой театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр тростевых кукол. (Ребёнок или взрослый не является действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой).

К играм-драматизациям относятся игры-имитации образов, ролевые диалоги, инсценировки произведения, постановки спектаклей, игры-импровизации. (Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли).

          В традиционной педагогике игры-драматизации относятся к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. Ребятам уделяется внимание по отражению сказочных образов животных, анализу характера движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю.  Используются упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Ведется работа над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

При  работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми     сочиняются маленькие истории,  придумываются диалоги героев.

Театральные   игры-этюды   развивают   у   детей  творческое воображение,   фантазию,  мышление,   восприятие,   память. В процессе игр у детей вырабатываются навыки, необходимые   для   отображения   различных   эмоций,   настроений,   отдельных   черт  характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Такие   игры   рассчитаны   на   активное   участие   в   них   ребенка,  

который  становится   не   пассивным   исполнителем,    а   соучастником  

педагогического   процесса.          

         Любимый   литературный   жанр  детей в   любом   возрасте   –   сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу.

Сказки подбираются от простого к сложному. При распределении ролей учитываются пожелания детей быть тем или иным персонажем.  Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют почти во всех сказках, применяются двигательные импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки.

Эти двигательные импровизации на практике оказываются очень эффективными, в которых участвуют все дети, положительно  влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над  выражением лица, постигая язык тела, дети чувствуют уверенность в себе и в своих возможностях.

 Участие   детей   в   действиях,   которые  происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.  

В работе с детьми  используются разнообразные творческие методы и приёмы:

  • Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения);        
  • Ситуация «проживания»;
  • Моделирование;
  • Противоречий и доказательств;
  • Ассоциаций;
  • Коммуникативные – диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
  • Организация творческого поиска;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Слушание аудиозаписи;
  • Коллаж из сказок;
  • Музыкотерапия

Содержание деятельности включает в себя:

  • Артикуляционную  гимнастику;
  • Чистоговорки и скороговорки;
  • Загадки;
  • Упражнения на воображение;
  • Упражнения на напряжения и расслабление мышц;
  • Упражнения на имитацию движений;
  • Упражнения на активизацию словарного запаса;
  • Упражнения на формирование разговорной речи;
  • Игры со словами и без слов;
  • Хороводные игры;
  • Подвижные игры с героями;
  • Обыгрывание эпизодов;
  • Инсценирование сказок, потешек, стихов;
  • Показ театрализованных представлений.  

     Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

     В соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

Литература:

  1. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников» Л. Ф. Тихомирова, Ярославль «Академи Доронова Т.Н. Играем в театр. Пособие для воспитателей, Москва. Просвещение.2005 год.
  2. Куцакова Л.В. , Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка дошкольника» Изд. центр Владос 2004 год.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду ТЦ Сфера 2004 год.
  4. Петрова Т.И., Сергеева Т.Л. Театрализованные игры в детском саду. Школьная Пресса 2004 год.
  5. Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных занятий» Моска 2004 год.
  6. Сорокина Н.Д. Играем в кукольный театр Аркти 2004 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»...

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников".

quot;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"....

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...

Проект "Театрализованная деятельность - как средство развитие творческих способностей дошкольников."

Театр -это средство эмоционального -эстетического воспитания детей в детском саду.Театральная деятельность -это самый распространеннный вид детского творчества.Театролизованная деятельность помогает р...

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Статья о развитии творческих способностей дошкольников разного возраста посредством театрализованной деятельности...

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творч...

Доклад к презентации «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Длятворческого развития способностей детей благоприятной средой являются театрализованные игры, так как вних особенно проявляются разные стороны развития ребенка....