Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
консультация
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность как средство развития
творческих способностей дошкольников
«Театр - это волшебный мир.
Он дает уроки красоты,
морали и нравственности.
А чем они богаче, тем
успешнее идет развитие
духовного мира детей….»
Б.М. Теплов.
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем, роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова).
Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Задачи, стоящие перед педагогом при обучении детей театрализованной игре:
- Приобщение детей дошкольного возраста к искусству.
- Развитие коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие творческого воображения.
- Воспитание культуры речевого общения, гуманных чувств, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи
Театрализованная игра является:
Средством социализации дошкольника;
Средством развития эмоциональной сферы ребенка;
Средством развития психических процессов;
Средством развития речи дошкольников.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры драматизации.
К режиссёрским играм можно отнести театр кукол-марионеток, театр кукол би-ба-бо, настольный театр игрушек, теневой театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр тростевых кукол. (Ребёнок или взрослый не является действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой).
К играм-драматизациям относятся игры-имитации образов, ролевые диалоги, инсценировки произведения, постановки спектаклей, игры-импровизации. (Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли).
В традиционной педагогике игры-драматизации относятся к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.
Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.
Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. Ребятам уделяется внимание по отражению сказочных образов животных, анализу характера движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используются упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Ведется работа над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.
При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми сочиняются маленькие истории, придумываются диалоги героев.
Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр у детей вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка,
который становится не пассивным исполнителем, а соучастником
педагогического процесса.
Любимый литературный жанр детей в любом возрасте – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу.
Сказки подбираются от простого к сложному. При распределении ролей учитываются пожелания детей быть тем или иным персонажем. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют почти во всех сказках, применяются двигательные импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки.
Эти двигательные импровизации на практике оказываются очень эффективными, в которых участвуют все дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над выражением лица, постигая язык тела, дети чувствуют уверенность в себе и в своих возможностях.
Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.
В работе с детьми используются разнообразные творческие методы и приёмы:
- Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения);
- Ситуация «проживания»;
- Моделирование;
- Противоречий и доказательств;
- Ассоциаций;
- Коммуникативные – диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
- Организация творческого поиска;
- Просмотр видеофильмов;
- Слушание аудиозаписи;
- Коллаж из сказок;
- Музыкотерапия
Содержание деятельности включает в себя:
- Артикуляционную гимнастику;
- Чистоговорки и скороговорки;
- Загадки;
- Упражнения на воображение;
- Упражнения на напряжения и расслабление мышц;
- Упражнения на имитацию движений;
- Упражнения на активизацию словарного запаса;
- Упражнения на формирование разговорной речи;
- Игры со словами и без слов;
- Хороводные игры;
- Подвижные игры с героями;
- Обыгрывание эпизодов;
- Инсценирование сказок, потешек, стихов;
- Показ театрализованных представлений.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
В соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.
Литература:
- Упражнения на каждый день: логика для дошкольников» Л. Ф. Тихомирова, Ярославль «Академи Доронова Т.Н. Играем в театр. Пособие для воспитателей, Москва. Просвещение.2005 год.
- Куцакова Л.В. , Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка дошкольника» Изд. центр Владос 2004 год.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду ТЦ Сфера 2004 год.
- Петрова Т.И., Сергеева Т.Л. Театрализованные игры в детском саду. Школьная Пресса 2004 год.
- Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных занятий» Моска 2004 год.
- Сорокина Н.Д. Играем в кукольный театр Аркти 2004 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/18/picture-758217-1455806913.jpg)
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/08/picture-446034-1399553716.jpg)
"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников".
quot;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-421139-1395168176.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/15/picture-1077123-1668501719.jpg)
Проект "Театрализованная деятельность - как средство развитие творческих способностей дошкольников."
Театр -это средство эмоционального -эстетического воспитания детей в детском саду.Театральная деятельность -это самый распространеннный вид детского творчества.Театролизованная деятельность помогает р...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/04/picture-469286-1520154267.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Статья о развитии творческих способностей дошкольников разного возраста посредством театрализованной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/29/picture-1193411-1574998813.jpg)
"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творч...
Доклад к презентации «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
Длятворческого развития способностей детей благоприятной средой являются театрализованные игры, так как вних особенно проявляются разные стороны развития ребенка....