для родителей детей с детским церебральным параличом
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Таршилова Екатерина Алексеевна

памятка для родителей, чей ребенок обучаясь в детском саду имеет детский церебральный паралич

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_detey_s_dtsp_office_word_2.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Необходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное церебральным параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет. Относитесь к своему больному ребенку с бесконечным терпением, с большим оптимизмом, верой и любовью. Помните, что в зависимости от ваших реакций и поведения ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь каких-то успехов. Родители должны понять сами и внушить ребенку, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать.

Основные правила родительского взаимодействия с ребенком

1. Активность и самостоятельность ребенка.

Родитель обязан помочь ребенку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное – наблюдать неудачные попытки ребенка, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности – ваша задача

и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что ваша вера в возможности и силы ребенка придают ему мужество.

2. Постоянная упорная тренировка каждый день.

Любое развитие – и физическое, и умственное – происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребенок должен пройти сам. Только тогда он действительно научится управлять собой. Наша с вами задача – развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребенком все более сложные цели. Каждая уступка лени – это предательство своего ребенка.

3. Сознательная беспомощность родителя.

Если вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребенка и готовы что-то сделать за него – вы жалеете не его, а себя! Если вы сделали что-то за ребенка, вы отняли у него шанс научиться чему-то новому. Необходимо активизировать сохранные психические и физические возможности ребенка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Ваша цель – превращение этих возможностей и навыков в средство для полноценной творческой жизни ребенка. Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать и физические недостатки ребенка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников. Поэтому можно и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.

  1. Безусловное принятие ребенка и его дефекта родителями. Одной из основных проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребенка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребенку. Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребенка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.

Гармоничное личностное развитие ребенка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание, и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Главным принципом общения родителей с ребенком является «необходимость достижения как можно большего там, где это возможно».

Больному ребенку необходимо то же самое, что и здоровому,  и вы в состоянии дать ему то, в чем он нуждается больше всего, – осмысленную заботу и вашу любовь.

Развитие двигательных навыков

Детский церебральный паралич – заболевание, которое возникает с рождения, поэтому ребенок не имеет не только двигательных навыков, но и правильных представлений о движении.

Развитие двигательных функций, как у здорового, так и у больного ребенка, происходит поэтапно. Известно, что здоровый ребенок постепенно овладевает навыком ходьбы. У ребенка с церебральным параличом также, прежде чем развить возможность самостоятельного передвижения, вначале надо сформировать необходимые для этого предпосылки: удерживание головы и туловища, равновесие и т.д.

Помните, что упражнения для занятий по развитию и нормализации движений необходимо подбирать по совету врача (ортопеда, врача ЛФК).

Воспитание двигательных функций у детей с церебральным параличом должно происходить в виде интересных и понятных для них игр. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным и интеллектуальным возможностям.

Для развития движений ребенка необходимо дома выделить специальный уголок. Уголок необходимо оснастить специально оборудованным стулом и столом, поручнями, следовой дорожкой, гимнастической стенкой и лесенкой малых размеров, спортивным инвентарем (мячи разных размеров, гимнастическая палка, обручи, бруски, кубы, гантели). В уголке надо иметь наборы игрового и дидактического материала с предметами разной формы, величины, веса и объема для развития предметных действий.

Воспитание навыков самообслуживания, гигиены

Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи. Эту работу надо начинать с привития навыка подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и подносить его ко рту; брать ложку, самостоятельно есть (вначале густую пищу); держать кружку и пить из нее.

Важно обучить ребенка различным действиям во время одевания. Эти занятия лучше проводить в игровой форме на специальной раме. Вначале надо научить ребенка расстегивать большие пуговицы, затем маленькие. Затем научить его расшнуровывать и зашнуровывать ботинки. Потом все эти навыки закрепляют в играх на кукле и после этого переносят их на самого ребенка.

Формирование действий с предметами, подготовка руки к письму

Формирование действий с предметами также должно проходить поэтапно. Детей с церебральным параличом необходимо научить ощупывать свои руки, ноги, предметы, игрушки. Все возможные движения (дотянуться до игрушки, оттолкнуть ее, взять, помахать и т.д.) необходимо специально формировать, даже в том случае, если ребенок еще не сидит.

Формирование целенаправленных движений рук можно начать с обучения простейшим играм «Ладушки», «Сорока-белобока». Эти игры предполагают выполнение определенных действий: погрозить пальцем, указать пальцем предмет и пр. Можно использовать имитационные движения: «петушок машет крыльями», «у мельницы крутятся крылья», «дровосек колет дрова», «плотник стучит молотком».

Необходимо спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение, показывать рукой ребенка, как оно выполняется, затем предложить выполнить самостоятельно (при необходимости помогать и корректировать).

Если ребенок недостаточно четко выполняет задание, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, надо повторить несколько раз данное движение.

Иногда затруднения в движениях руки вызваны повышением тонуса в сгибательных группах мышц кисти. В таком случае работу для развития движений пальцев следует начинать после расслабления руки. Взрослый плавными движениями потряхивает руку ребенка, начиная от плеча. Дети сами могут выполнять имитационные движения: «стряхивать с кисти воду», «полоскать белье», «погладить кошку» и т.п.

Перед школой особенно важно развить у детей те движения рук, на основе которых формируются навыки учебной деятельности.

Очень важно проверить, может ли ребенок изолированно двигать правой рукой (все остальные части тела должны находиться в полном покое). Ребенку нужно выполнить несколько проб: поднять руку вверх и опустить, согнуть в локтевом суставе и разогнуть, отвести в сторону и вернуть в исходное положение, повернуть кисти ладонью вверх и вниз, согнуть и разогнуть кисти, сжать пальцы в кулак и разжать и т.д.

Важно сформировать различные способы удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством).

Необходимо помнить, что недифференцированный захват и изменения в положении большого и указательного пальцев особенно резко мешают предметной деятельности и письму; поэтому родители должны прививать детям правильные способы захвата предметов или игрушек и двигательные действия с ними.

Очень полезны для развития дифференцированного захвата игры с песком (пересыпание песка совком, помешивание, поглаживание), кубиками, задания с использованием бумаги (газетную бумагу нужно складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать). Для развития движений рук целесообразно учить перематывать из клубка в клубок веревочку, шнур, нитки.

Для детей, которые с трудом сгибают и противопоставляют большой, указательный и средний пальцы, можно предложить следующие упражнения:

  1. Руки лежат на столе, предплечье фиксирует взрослый. Ребенок старается взять большим, указательным и средним пальцами палочку, мелок, карандаш, ручку, приподнять на 10—12 см над столом, а затем опустить.
  2. Перед ребенком на столе ставится открытая коробочка со счетными палочками (спичками и другими мелкими предметами). Ребенок должен брать палочки из коробочки и складывать их под рукой (рука лежит близко к коробочке), стараясь не сдвигать руку с места, а только разгибать и сгибать большой, указательный и средний пальцы, и также сложить все обратно.
  3. Игры с маленьким пульверизатором: легко нажимать пальцами, посылая струю воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик, передвигая их, таким образом, по поверхности стола.
  1. Раскатывать на доске указательным и средним пальцами одновременно и по очереди комочки пластилина.
  2. Раскатывать на весу комочек пластилина большим и указательным пальцами (большим и средним; большим, указательным и средним).
  3. Прокатывать, вращать спичку (карандаш) между большим и указательным; большим и средним; большим, указательным и средним пальцами правой руки.
  1. Взрослый натягивает между указательным и средним пальцами тонкую круглую резинку, которая обычно используется для упаковки аптечных товаров. Ребенок перебирает ее указательным и средним пальцами, как струны гитары; подтягивает ее к себе, сгибая указательный и средний пальцы; захватывает ее тремя (указательным, средним и большим) пальцами.

Мы предлагаем ряд упражнений, которые следует выполнять вначале с неотточенными карандашами в определенной последовательности. На столе, за которым сидит ребенок, лежит несколько карандашей с ребристой поверхностью. Взрослый садится справа от ребенка, показывает, как нужно правильно держать карандаш. Затем ребенок выполняет то же самостоятельно, после заданная поза пальцев воспроизводится без карандаша. Ребенок берет карандаш и крепко удерживает его пальцами («Так крепко, чтобы я не мог его вытащить»), взрослый тянет карандаш вверх, вниз, вправо, влево, с одного и другого конца.

На первых занятиях рисовать и писать карандашом мы рекомендуем только с помощью взрослого в следующей последовательности:

– Проверить, правильно ли стоит стул, удобно ли сидеть ребенку.

– Научить ребенка правильно располагать на столе тетрадь.

– Положить правую (пишущую) руку в позу для письма и сохранять ее некоторое время, изменяя положение головы, туловища (взрослый корректирует позу и помогает ребенку ее удерживать).

– Вложить левой рукой в правую (пишущую) руку какой-либо цветной карандаш, например, красный. При выполнении этого задания важно следить за тем, чтобы ребенок не напрягался, не изгибался, не отводил в сторону лицо и глаза, не сдвигал и не сгибал правую руку, не снимал ее со стола.

– Выполнить несколько движений правой (пишущей) рукой, принимая правильную позу для письма.

Поставить несколько точек на листе бумаги с помощью движений пальцев, не сдвигая руки, не напрягаясь.

– Провести черту сверху вниз (к себе) на то расстояние, на которое возможно сделать это без движения кисти.

– Положить карандаш на стол, расслабить правую руку.

Все задания повторяются несколько раз в той же последовательности, взрослый меняет только карандаш по цвету или ручки с другими стержнями (зеленый, синий, желтый). На начальных этапах рисования рекомендуется расставлять на бумаге на различном расстоянии точки, затем проводить вертикальные, горизонтальные, косые линии. В дальнейшем ребенку предлагается рисовать различные фигуры: овалы, круги, полукруги контрастных размеров. Можно рисовать «улитку»: начать с объемного витка максимального размера; не отрывая карандаша, чертить все меньше и меньше витков и закончить точкой; «раскрутить улитку»: начать с точки и постепенно увеличить витки до максимального размаха.

Для развития координации движений предплечья, кисти и пальцев целесообразно предлагать детям рисовать разноцветные квадраты один в другом – от большего до точки, разноцветные круги один в другом – до точки, цветки с лепестками, флажки, дома, столы, стулья. Рисунки должны быть небольшими, такими, чтобы элементы их вырисовывались движениями пальцев. Полезна штриховка. Все эти упражнения являются подготовительными к овладению графикой письма.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Сенсорное воспитание включает развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Оно имеет большое значение для становления познавательной деятельности ребенка, для формирования у него высших психических функций, что является необходимой предпосылкой для обучения в школе.

Развитие зрительного восприятия

Зрительное восприятие у ребенка с церебральным параличом может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения остроты зрения и т.п.; поэтому ему трудно отыскивать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать его перемещение.

Развивая зрительное восприятие у ребенка, надо тренировать движения глаз в поиске предмета, в прослеживании и зрительной фиксации его. Для этого перед ребенком в поле его зрения располагают яркую игрушку, которую затем медленно перемещают по горизонтали, вертикали и диагонали, добиваясь от него плавного движения глаз. Затем начинают быстро перемещать игрушку, передвигать ее перед ребенком в разных направлениях, предъявлять ему яркие предметы и следить, чтобы игрушки ребенок зафиксировал глазами. Позже эти же движения можно выполнять по словесной инструкции, например, попросить ребенка найти глазами в комнате окно, дверь, машину, куклу. Для развития движений глаз при прослеживании используется игра «Лабиринт», где нужно проследить извилистый путь зайца, лисенка, медвежонка к своему домику. У детей старшего возраста с этой целью используются игры с фишками, с попаданием в цель различных предметов, игра в настольный теннис.

Ребенка нужно обязательно учить различать цвета. Он должен не только механически усвоить названия цветов, но и на основе восприятия цвета научиться производить умственные операции – подобрать предметы, одинаковые по цвету, распределить их по этому признаку. Также нужно включать упражнения на узнавание геометрических фигур. Ребенка следует учить различать также высоту предметов (высокий, низкий), длину (длинный, короткий), объем. Эти понятия усваиваются им в быту, в игровой и конструктивной деятельности.

Развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха

  • детей с церебральным параличом могут быть различные нарушения слуха. Слушание песен, рассказов, сказок, музыки способствует развитию дифференцированного слухового восприятия. В упражнениях на слуховое внимание можно использовать различные звучащие игрушки, музыкальные инструменты. Использование различных музыкальных инструментов воспитывает у ребенка ощущение ритма и длительности звуков, тембра и контраста человеческих голосов.

На занятиях по развитию фонематического слуха даются определенные упражнения на различение слов на слух. Можно предложить ребенку задание придумать слова на определенный звук вначале или в конце слова. Для развития фонематического слуха можно провести игры-упражнения с картинками. Взрослый называет слова, сходные по звучанию: коза – коса, миска – мишка и другие, а ребенок показывает соответствующие картинки. Более подробную информацию, упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия можно получить у логопеда.

Развитие тактильной чувствительности

  • многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечеткие. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений. Для развития стереогноза (восприятие предметов на ощупь) используются игры по типу «волшебного мешка».
  • мешочек из плотной ткани помещают различные предметы, и ребенок должен узнавать их на ощупь. Более подробную информацию о развитии тактильной чувствительности можно получить у учителя-дефектолога, психолога, педагога по труду.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Многие дети с ДЦП испытывают значительные затруднения в обучении из-за несформированности у них пространственных представлений. У детей с ДЦП часто отмечаются нарушения схемы тела. Ребенок с трудом воспринимает и запоминает части своего тела, затрудняется в определении правой и левой сторон, долго путается в определении направления. Детям трудно сложить из частей целое при складывании различных картинок, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдается проявление зеркальности при письме, рисовании. Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание букв б-д, т-ш, з-е, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании. Нарушения пространственного анализа и синтеза вызывают затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети не соблюдают линеек в тетрадях, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа налево, с середины тетради. При попытках читать они не держат строки, теряют ее, перескакивают. Нарушение пространственного анализа и синтеза нередко мешает обучению счетным операциям.

Развитие пространственных представлений составляет важный раздел подготовки детей с церебральным параличом к школе. Формирование пространственных представлений должно проходить поэтапно. На первом этапе работы у ребенка последовательно формируют пространственную дифференциацию самого себя, представление о схеме тела, перемещении его в пространстве. На втором этапе формируют пространственные представления в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности.

Для развития у ребенка представлений о схеме тела могут быть использованы, например, такие упражнения.

Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри на себя, потрогай глаза, нос, лоб, потрогай стопу, колено...» .  Затем действие переносится на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши». Так же формируется представление о правой и левой руках. При тяжелой двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (взрослый рукой ребенка дотрагивается до его носа, глаз, ног и т.д.). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глазами. При выполнении упражнений ребенок называет ту часть тела, которую трогает или показывает. На следующем этапе эти упражнения проводятся на кукле, потом на картине, по рисунку. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке. Постепенно он обучается рисованию изображения на доске, на бумаге и т.д.; при этом его всегда просят называть то, что он рисует.

Для детей, владеющих навыками ходьбы, проводят специальные упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.

Важную роль в развитии пространственных представлений имеет восприятие и воспроизведение формы предметов. Ребенок ощупывает кубики со всех сторон, пальцем обводит их. Затем обводит пальцем квадраты, треугольники, нарисованные на доске, в тетради, копирует простые геометрические формы.

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ

Если ребенок с церебральным параличом предоставлен сам себе, он не может приобрести необходимые сведения или у него сложатся неправильные представления об окружающем.

Очень важно, какими способами больной ребенок получает сведения об окружающем. Первое знакомство с предметами и явлениями должно по возможности происходить в естественной жизненной обстановке, а не по картинкам или игрушкам. В квартире ребенка нужно познакомить с обстановкой, мебелью, ее назначением, показать ему, как моют посуду, стирают и гладят белье, готовят обед, накрывают на стол, убирают помещение. Много интересного можно показать ребенку из окна комнаты: людей, улицу, движение транспорта, сад, животных и т.п.

Самые четкие представления складываются у ребенка тогда, когда он может действовать с теми предметами, с которыми его знакомили; поэтому надо всячески стимулировать его активные действия. Если мать стирает белье, а ребенок наблюдает, желательно ему дать маленький тазик и все необходимое для стирки. Ребенок должен подражать действиям матери. Так же дается представление о глажении белья, о приготовлении обеда и т.д.

Существенное значение для развития знаний и представлений об окружающем мире имеют прогулки. Необходимо проводить специальные занятия с использованием картинок. Для ребенка с церебральным параличом важно, чтобы картинка была четкой, достаточно крупной и располагалась в поле его зрения. Содержание картинок должно отражать тот круг предметов и явлений, с которыми ребенка знакомят в его практической жизни. На основе работы с картинками у ребенка формируют простые умственные действия, начальные обобщающие понятия.

Готовность ребенка к обучению в школе определяется уровнем развития его интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь не только наблюдать, но и дифференцировать и обобщать предметы и явления окружающего мира. Для развития мышления у ребенка необходимо использовать различные дидактические игры в соответствии с возможностями ребенка. Правильно подобрать ребенку игры в соответствии с уровнем его психофизического развития помогут учитель-дефектолог, педагог-психолог.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  • ребенка необходимо формировать количественные, пространственные и временные представления, навыки сравнения предметов по форме, величине и протяженности. Необходимо научить детей изучать и сравнивать предметы и группы предметов по какому-то одному из признаков, устанавливать общее и различное. Овладение основными понятиями о числе и арифметическими действиями с числами требует предварительного усвоения и уточнения элементарных представлений о величине: большой – маленький, больше – меньше, короткий – длинный, короче – длиннее, шире – уже, ниже – выше и т.д. Формировать такие знания можно и нужно не только в ходе ежедневных специальных занятий, но и во время прогулок.

Например, на прогулке обращайте внимание детей на то, что улицы бывают узкие и широкие, дома – большие и маленькие, высокие и низкие и т.п. Развитию и закреплению элементарных математических понятий способствуют занятия по ручному труду, рисованию, лепке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патология речи у детей с детским церебральным параличом»

Нарушения речевого развития у детей с церебральным параличом...

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих ос...

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования...

Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к...

Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к...

Обучение общению детей с детским церебральным параличом как необходимый элемент инклюзивного образования

    Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников всегда имели большое социальное значение. Для полноценного психического развития...