Сценарий утренника во второй группе раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Мнекина Любовь Николаевна

Сценарий утренника для малышей "В гостях у ёлочки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_elochki.docx29.22 КБ
Файл kak_nauchit_rebenka_spravlyatsya_s_emotsiyami.docx81.07 КБ
Файл art_gimn.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

В ГОСТЯХ У ЕЛОЧКИ 2021-2022 уч. год

Сценарий новогоднего утренника для 2-ой группы раннего возраста.

Выход: «Ёлочка, ёлка лесной аромат…»

Под муз. дети входят в зал и останавливаются перед елкой.

Ведущий: Ребятки, посмотрите, куда мы с вами попали! Как красиво вокруг... А елочка какая стоит нарядная! Давайте посмотрим, чем она украшена…. Такую елочку нам с вами Дедушка Мороз прислал: старался, выбирал самую красивую. А Снегурочка – внучка его – помогала ему ее украшать. Правда,  красиво?!... Ребятки,

Мы к зеленой елочке ближе подойдем,

Для зеленой елочки песенку споем.

Песня «Малыши - карандаши»

Детей сажают на стульчики. Звучит  музыка, входит Снегурочка.

Снегурочка: Здравствуйте!

Ведущий: Ой! Ребятки, посмотрите, кто к нам пришел! Здравствуйте.

Снегурочка: Ребята, вы меня узнали?... Зовут меня Снегурочка, я внучка Дедушки Мороза!

Ведущий: Снегурочка, какая ты красивая, какая у тебя шубка, какие сапожки!... Снегурочка, спасибо вам с Дедушкой Морозом за елочку! Такая она чудесная! Ребятки, давайте скажем Снегурочке  «спасибо»….Только вот огоньки  на ней не горят!

Снегурочка: Ну, этой беде нетрудно помочь.

                        Мы попросим нашу елку огоньками засверкать:

                        Будем топать, будем хлопать, нашу елку зажигать!

                        Давайте все дружно встанем перед елочкой и поиграем с ней.

Ведущий:  Ой, Снегурочка, как хорошо ты придумала! Ребятки, давайте встанем к елочке, поиграем с ней.

Дети с воспитателем и Снегурочкой встают перед елкой.

Снегурочка: Хлопай, хлопай

 Говори: Наша елочка, гори. –

Игра с Елочкой:

Снегурочка: Давайте похлопаем в ладоши и огоньки засветятся.

(Дети хлопают. Огоньки загораются)

                          -А сейчас сильно  подуйте  на них.

(Дети дуют, огоньки гаснут)

В игру играют 2-3 раза.

Ведущий: Ах, какая елочка теперь у нас – просто глаз не оторвать.  Спасибо тебе, Снегурочка.

(Дети говорят спасибо)

Голос Ёлочки: фонограмма

Ведущий: И как у такой елочки не спеть и не сплясать.

Песня  «Ёлка»Т. Попатенко (Блестят на ёлке бусы…)

Дети садятся на стульчики.

Ведущий: Как  вы  звонко песню подпевали. Молодцы!

Ребята, поглядите, а что там под ёлочкой лежит? Давай те посмотрим. Да это сундучок.

Стоит под елкой сундучок (показывает), на боку замочек…

(Отпирает замок ключом, снимает замок.)

              Что я в нем сейчас найду, отгадай, дружочек!

(Открывает сундучок и достает)

 Ведущий:  Ребятки, давайте посмотрим, что там? (Заглядывает.)

                     Он пушистый, белый, он совсем не смелый,

                     Скачет по лужайке длинноухий… (достает игрушку) зайка….

Ой, какой маленький, хорошенький. И правда, не смелый, дрожит. А давайте-ка мы повеселим нашего Зайку, поиграем с ним. Снегурочка, подержи его пожалуйста….Зайчик, ты посиди на руках у Снегурочки. А вы, ребятки, вставайте в кружочек.

Ведущий: Ребятки, а давайте попрыгаем как маленькие зайчики.

Дети прыгают под муз. Снегурочка прячет зайчика в сундук. Муз. стихает.

Ведущий:  Ой, а где же Заинька?!

Снегурочка: Да как только вы стали прыгать, испугался и спрятался обратно в сундучок.

Ведущий:  Вот трусишка!

Дети садятся на стульчики.

Ведущий: Снегурочка, а что это там под елочкой в корзине? (Снегурочка показывает корзину.)

Снегурочка: И на елочке игрушки, и под елочкой игрушки!

                                      Посмотрите, посмотрите,… вот какие погремушки!

                                      Эй, зайчишки – шалунишки,

                                      Длинноухие братишки

                                      Поиграем, выбегайте,

                                      Погремушки  разбирайте!

Детям раздают погремушки.

 «Танец Зайчиков  с погремушками»

Погремушки собираются. Дети садятся на стульчики.

Снегурочка: Ребятки, а в нашем  сундучке есть еще сюрприз. Давайте посмотрим? (Заглядывает.)

Он пушистый, озорной и белый,

Этот шарик белоснежный… (достает снежки)

А снежки очень озорные. Они любят играть.

Ведущий: Наши детки тоже любят играть в снежки.

Снегурочка: Я подброшу снежки высоко

                         Полетят снежки далеко

                         А ребята снежки соберут

                         И в коробочку мне принесут.

(Игра повторяется 2,3 раза)

Дети садятся на стульчики.

Под веселую музыку дети собирают снежки. Садятся на стульчики.

Ведущий: Наши детки хороши, веселились от души! Как ловко вы снежки собирали! А ручки у вас не замерзли?

Чтобы ручки не замёрзли

Надо варежки надеть

И тогда мороз не страшен!

Они ручки будут греть.

Вот тогда руками можно

И лопатку подержать,

И снежок слепить из снега

И с друзьями поиграть.

Пусть на ручках у ребят

Рукавички заблестят.

Рукавички хороши, в них попляшем от души!

(Надеваем варежки)

Песня – танец «Рукавички»

Снегурочка: Зимой очень много снега. Это мои сестрички- снежинки как закружат в танце, заметут все дорожки и вокруг становится белым бело.

Снежинки- сестрички, выходите

И в танце весело кружите.

Танец снежинок

Слышится музыка «Сани с бубенцами»

Ведущий: Ой! Я слышу какие-то звуки. Видно, кто-то к нам идет!

Входит Дед Мороз

Ведущий: Ой! Дедушка! Радость какая! Как хорошо, что ты пришел!

Дед Мороз: Здравствуйте! А я-то как рад, что пришел поздравить маленьких ребят!

Ведущий: Мы хоть и маленькие, да удаленькие. Мы ведь про тебя, дедушка, про Новый год, стишки знаем и песенку можем спеть.

Дед Мороз: Ну-ка! Ну-ка!  Петь и плясать я люблю!

Ведущий: Тогда вставай с нами в хоровод.

Песня «Дед Мороз – розовые щечки»

Дед Мороз: По секрету вам скажу

                     Очень я стихи люблю

                     Я под ёлкой посижу

                      На ребяток погляжу.

Стихи.

Дед Мороз: Молодцы какие.

Ведущий: Дед  Мороз, а чем ты нас будешь поздравлять?

Дед Мороз: А я подарки вам в мешке принес и оставил в группе!

Ведущий: Значит у нас! Что ж, спасибо, дедушка! Мы сейчас в группу придем и твои подарочки посмотрим.

Снегурочка: Как хорошо, что все хорошо заканчивается!

Дед Мороз: Ну, а нам пора в другой детский сад в гости к другим ребяткам. До свидания! С Новым годом!

Дети машут руками. Д. М. и Снегурочка уходят.

В.: Вот и закончился наш праздник. Пойдемте, ребятки в группу. Посмотрим подарки от Дедушки Мороза и Снегурочки.

Под музыку дети выходят из зала.



Предварительный просмотр:

Детская непосредственность в выражении эмоций

Тема детских эмоций на мой взгляд она одна из важнейших в воспитании ребенка, т.к. от психологического самочувствия ребенка часто зависит и его успешность, и способность усваивать новый материал. Видеть своего малыша довольным и радостным — желание многих родителей, поэтому так важно каждому родителю разбираться в вопросах эмоций.

Дети такие непосредственные в выражении своих эмоций. Но одно дело, когда ребенок с разбега запрыгивает на папу, вернувшегося с работы, и совсем другое – когда он орет на весь магазин в ответ на отказ купить очередную машинку или ведет себя агрессивно. Возможно ли научить ребенка сдерживать свои эмоции и выражать их в какой-то приемлемой форме? И нужно ли это, не пропадет ли от этого та самая детская непосредственность?

Дети — народ непосредственный! Но агрессивный, часто устраивающий истерики ребенок — это не похоже на непосредственность выражения эмоций. Это, скорее всего — крайний способ выражения эмоций ребенка, который просто не умеет выражать эмоции по-другому. Малыш и сам страдает от своих криков и агрессии, но эмоции внутри, и держать их в себе дальше он уже не может. Поэтому и начинает безобразничать. Учить ребенка управлять эмоциями можно и нужно. Но учить не столько сдерживать, сколько находить приемлемые варианты для их выражения.

Эмоциональное развитие ребенка в семье

Как родители могут помочь ребенку справиться с эмоциями?

От родителей зависит очень многое. Именно они дают ребенку образец того, как надо справляться со своими эмоциями. Если мама раздражается и кричит каждый раз, когда сталкивается с детским непослушанием или «проделками», она дает пример агрессивного реагирования на недовольство.

И ожидать от ребенка, что он будет спокойно объяснять то, что ему не нравится, конечно, нельзя. Скорее всего, справиться со своими эмоциями ему будет очень сложно, и вполне возможно ребенок будет решать сложную ситуацию кулаками.

Существует множество способов, которыми родители могут помочь ребенку выражать свои эмоции. Это и поведение самых родителей как образец эмоциональной грамотности, и игры, направленные на выражение эмоций, и беседы с ребенком. 

Коррекционные игры для эмоционального развития ребенка:

  • песочная терапия,
  • различные психологические упражнения,
  • коррекционные игры,
  • сказкотерапия.

Любому ребенку такие занятия идут только на пользу.

Это всё – только для кабинета психолога или же какие-то из этих приемов могут и должны применять обычные родители, не имеющие педагогического или психологического образования?

Эти методы в работе с детьми очень эффективны. Психологи активно их применяют. Но и родители, зная основы работы с этими методами,  могут использовать их для того, чтобы помочь ребенку выразить свои эмоции и почувствовать себя лучше.

Ребенок, казалось бы, просто играет, а спустя несколько занятий, он уже начинает себя чувствовать совершенно иначе. Игра с песком дает ребенку новые тактильные ощущения, расслабляет, позволяет внутренне успокоиться. Песок и работа с красками — это глубокое погружение в свой внутренний мир, как говорят психологи, в бессознательное. А значит, это возможность сгладить внутренние переживания и немного «утихомирить» внутренних «бунтарей». Но так как это работа с бессознательным, то и осуществляться она должна корректно, чтобы не навредить малышу. Поэтому тут хороша консультация психолога в отношении того, что и как можно использовать их этих методов самостоятельно.

Если говорить о сказкотерапии, то совершенно безопасно можно читать ребенку народные сказки, т.к. они кладезь народной мудрости. Сейчас также существуют уже готовые авторские психотерапевтические и психокоррекционныесказки, которые направлены на решение какой-то конкретной детской проблемы. 

Чего НЕ стоит делать родителям в ситуациях, когда ребенок не может справиться с эмоциями и ведет себя неадекватно? Как не закрепить подобное поведение своими необдуманными реакциями?

Начнем с того, что совершенно бесполезно кричать и срывать свое раздражение и гнев на ребенке. Сильные негативные эмоции, например, агрессия и гнев, только «заведут» ребенка еще больше. Вспомните свои ощущения, когда кто-то кричит на вас. Хочется успокоиться и замолчать? Конечно, нет! Хочется ответить тем же, защищая себя.

Угроза наказания действует примерно также. Возможно, из страха, ребенок послушается и сможет успокоиться. Но перестанет ли он внутри испытывать негативные эмоции? Скорее всего, он просто сможет сгладить внешнее проявление эмоций. Но, известно, что невыраженные эмоции только усиливаются, не находя выхода и очень сильно вредят человеку, так большому, так и маленькому.

Тревожные признаки эмоционального состояния малыша

Как понять, что в эмоциональном плане с малышом не все в порядке? Что можно предпринять при первых тревожных признаках, а когда стоит обратиться к специалисту?

Понять, что в эмоциональном плане все хорошо, мы можем, наблюдая и разговаривая с ребенком:

  • если малыш доволен,
  • часто испытывает радость,
  • открыто радуется новым игрушкам,
  • легко увлекается игрой,
  • соглашается на новые игры,

Тогда мы можем говорить о норме. Также надо обратить внимание на то, как малыш выражает негативные эмоции и как часто он их испытывает.

Тревожные признаки:

  • это истерики до того состояния, когда ребенок не может успокоиться самостоятельно,
  • частые проявления агрессии,
  • стремление решать вопросы кулаками,
  • ситуации, когда ребенок специально (начинает первым) кусается или толкает других детей.

Беспокойство вызывают также «идеальные дети», которые слишком спокойные и на первый взгляд, беспроблемные. Тревожные признаки в этом случае, если:

  • ребенок с трудом вступает в контакт с новыми людьми (взрослыми или детьми),
  • часто тревожится по разным поводам,
  • испытывает множество страхов,
  • не любит и избегает общения со сверстниками.

В этих случаях, во многом, ребенку могут помочь родители, но консультация специалиста очень желательна.

Многие слышали, что на эмоциональное состояние ребенка могут сильно влиять ссоры и развод родителей, появление младших детей в семье, начало посещения детского сада, болезни и т.п. А что можно сказать о влиянии позитивных событий, они тоже могут быть стрессом для малыша?

Да, позитивные события тоже могут стать для ребенка неожиданным стрессом. Например, рождение братика или сестренки может быть для ребенка долгожданным событием.

Ребенок ждет рождения малыша и возможно очень хочет этого события, но когда младший ребенок появляется, это оказывается не таким радужным событием для него. Мама постоянно занята с младшим ребенком, который часто плачет. И вообще непонятно как играть и общаться с младшим братиком или сестрой. Появляется ревность и масса новых, непонятных малышу чувств.

Даже если говорить о таких положительных эмоциях, как посещение детских мероприятий, походы в гости и пр., то большое количество положительных эмоций может вызвать перевозбуждение и малыш просто может не справится со своими эмоциями. Вы наверняка наблюдали, что активные и интересные игры детей часто заканчиваются слезами, драками или ушибами.

3 самые главные рекомендации родителям, которые хотят воспитать, эмоционально благополучных детей.

Первая рекомендация — это начинать с себя, со своего эмоционального самочувствия. Довольная и счастливая мама даст ребенку намного больше, чем постоянно раздражающаяся и недовольная собой и окружающими.

Вторая рекомендация — это сохранять «ребенка» внутри себя. Играя с малышом, делайте это не как родитель, желающий чему-то научить своего ребенка, развить в нем какие-то качество, а с удовольствием, так, как это делают наши дети.

И наконец, третья! Позволяйте ребенку быть собой, выражать то, что он чувствует, даже если это не самые приятные эмоции. Он живой, он чувствует, и поэтому не может быть всегда довольным и веселым. Принимайте своего малыша разным — он такой один! 

«Как помочь агрессивному ребенку».

        Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.

        Злость по своему происхождению такое же естественное чувство, как радость или грусть. Злость во многих ситуациях помогает бороться с трудностями,  преодолевать препятствия. Она может понадобиться для самозащиты, отстаивания своих прав. Вот почему перед ребенком стоит задача не подавить свою злость, а научиться выражать ее безопасным для себя и для других способом.

        Запрещая ребенку злиться вообще, наложив на это чувство «табу», родители могут сослужить детям плохую службу. Злость никуда не испаряется, а остается неосознаваемой, подавленной, что чревато неадекватными вспышками гнева в ситуациях, когда самоконтроль человека ослаблен, например, при болезни.

        Виды агрессии:

  1. Физическая агрессия (причинение физической боли);
  2. Вербальная агрессия (бранные слова, оскорбления окружающих).

Чтобы научить ребенка контролировать свою злость и управлять ею, стоит

Разделить чувство злости и совершаемые ребенком агрессивные действия. Осуждая агрессивные действия ребенка, вы не осуждаете при этом за его чувства. «Ты имеешь право злиться, быть недовольным, заявлять о своем несогласии, - сообщаете вы ему. – Но ты не должен причинять боль людям и всем живым существам. Так вы накладываете запрет на агрессивные действия, а не на чувства. При этом надо указать ребенку «разрешенное» действие, которое позволит ему избавиться от накопленного напряжения. На первых порах учить детей заменять свои агрессивные действия словами. Это будет первым шагом на пути совладения со своей агрессией.

Факторы, влияющие на появление агрессии:

1. Стиль воспитания в семье (эмоциональные отношения между членами семьи, широта границ дозволенного, характер наказаний ребенка: снисходительность или строгость);

2. Неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников;

3. Способ привлечения внимания – неудовлетворенная потребность в общении и любви;

4. Протест против ограничения естественных желаний и потребностей ( потребность в движении, активной деятельности);

5. Способствуют возникновению некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

Агрессивный ребенок, какой он:

- часто ощущает себя отверженным, никому не нужным;

- любит перекладывать вину за ссору на других;

- поведенческий репертуар у него скуден;

- имеет низкий уровень эмпатии;

- отличается большей вспыльчивостью, непокорностью, мстительностью;

- бывает очень обидчив;

- нередко наделен лидерскими чертами, не умеет проигрывать;

- может испытывать подавленность, напряженность, стресс, неуверенность в себе, мнительность.

        Агрессивные дети, каковы бы ни были причины такого их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они отталкивают окружающих, вызывая их неприязнь, которая в свою очередь, усиливает детскую агрессивность. Применение наказания для отучения от агрессии также приводит к усилению детской агрессивности. Кроме того, наказания могут стать причиной повышения у ребенка общего уровня агрессивности.

Критерии агрессивности:

  1. Часто теряет контроль над собой;
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми;
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей;
  5. Часто винит других в своих ошибках;
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
  7. Чувствителен, быстро реагирует на различные действия окружающих

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявились хотя бы 4 перечисленных признака.

Стратегия действий окружающих людей по отношению к агрессивному ребенку:

- сдерживать агрессивные порывы перед их проявлением;

- показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения (невыгодность);

- предоставить детям альтернативные способы взаимодействия с другими детьми;

- обучать конструктивным способам выражения гнева;

- чаще хвалить за хорошие поступки;

- быть последовательным в своих действиях;

- требования к детям должны быть разумны.

Направления работы с агрессивными детьми:

  1. Работа с гневом (обучение детей приемлемым способам выражения гнева);
  2. Обучение навыкам контроля (умение владеть собой в различных ситуациях);
  3. Формирование эмпатии, сопереживания.
  1. Работа с гневом.

Самое главное, научить ребенка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей».

Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию. Очень активным и склонным к агрессии детям следует создавать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении (спортивные секции, длительные прогулки). Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно проявлять свои чувства.

        Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить руками специальную подушку, рвать газету, пинать мяч, бегать… Можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее. Поощряйте ребенка говорить о том, что его волнует, говорить о своих чувствах.

        Необходимо оборудовать каждую группу детского сада легкими мячами, которые ребенок может швырять в мишень; мягкими подушками, которые разгневанный ребенок может колотить; резиновыми молотками, газетами, которые можно комкать и швырять – все это может способствовать снижению эмоционального мышечного напряжения. Хорошо использовать игры с песком, водой и глиной.

  1. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения. Можно использовать пальчиковую гимнастику. Необходимо научить ребенка понимать себя и ощущения своего тела. Пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Назвать, в каком настроении находятся человечки. Использовать в работе игры на развитие навыка регуляции поведения.

  1. Формирование эмпатии, сочувствия, сопереживания. 

Дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события. Использовать обсуждение проблемных ситуаций.  Считается, что, если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. В ролевой игре ребенок получает возможность поставить себя на место других.

От агрессивности страдает и сам ребенок. Он ссорится с родителями, теряет друзей, живет в постоянном раздражении из-за мучительного гнета злобы и чувства вины. Совершив проступок, ребенок должен получить возможность загладить свою вину и заслужить прощение. Нужно объяснить ребенку, почему окружающие не одобряют то или иное его действие. Кроме того, надо как можно чаще хвалить ребенка за хорошие поступки. Научиться управлять отрицательными эмоциями не значит никогда их не испытывать.

Больше всего ребенок нуждается в любви и внимании тогда, когда его поведение заслуживает этого меньше всего.

Рекомендации педагогам. Как помочь агрессивному ребенку

http://soul.psiakon.ru/_/rsrc/1387096201738/voprosy-vospitania-detej/detskaa-agressia/rekomendacii-pedagogam-kak-pomoc-agressivnomu-rebenku/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA.jpg?height=320&width=234

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение “взрываются” и бушуют?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях. Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Работа с гневом

 Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабушки, дедушки, педагоги.

 Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной “копилкой гнева”. Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на “подвернувшегося под руку” или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу “извержения” гнева, наша “копилка”, пополняясь, день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может “лопнуть”. Причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут “осесть” внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечнососудистым заболеваниям. К. Изард (1999) публикует клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

   Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

  Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме — вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.

 Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Этот метод работы с вербальной агрессией рекомендует В.Оклендер. В своей книге “Окна в мир ребенка” (М., 1997) она описывает собственный опыт применения такого подхода. После проведения такой работы дети дошкольного возраста (6—7 лет) обычно испытывают облегчение.

  Правда, в нашем обществе не приветствуется такое “вольное” общение, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань и привлекая все новых и новых “зрителей”. В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

 Возможно, не удовлетворенный сложившейся ситуацией ребенок, который боится по тем или иным причинам вступать в открытое противодействие, но тем не менее жаждет мести, выберет и другой путь: будет подговаривать сверстников, чтобы те не играли с обидчиком. Такое поведение работает, как мина замедленного действия. Неизбежно разгорится групповой конфликт, только он будет дольше “зреть” и охватит большее количество участников. Метод, предложенный В. Оклендер, может помочь избежать многих неприятностей и будет способствовать разрешению конфликтной ситуации.

Пример

Подготовительную группу детского сада посещали две подружки — две Алены: Алена С. и Алена Е. Они были неразлучны еще с ясельной группы но, тем не менее, без конца ругались и даже дрались. Однажды, когда психолог зашел в группу, он увидел, что Алена С., не слушая пытавшегося утихомирить ее воспитателя, швыряет все, что подвернется ей под руку, и кричит, что всех ненавидит. Приход психолога оказался как нельзя более кстати. Алена С., которая очень любила заходить в психологический кабинет, “дала себя увести”.

В кабинете психолога ей предоставили возможность самой выбрать себе занятие. Сначала она взяла огромный надувной молоток и изо всех сил стала бить им по стенам и по полу, потом вытащила из коробки с игрушками две погремушки и с восторгом стала греметь ими. На вопросы психолога о том, что же произошло и на кого она рассердилась, Алена не отвечала, но на предложение порисовать вместе с удовольствием согласилась. Психолог нарисовал большой дом, и девочка воскликнула: “Я знаю, это наш детский сад!”

Дальнейшая помощь взрослого не понадобилась: Алена стала рисовать и пояснять свои рисунки. Сначала появилась песочница, в которой расположились маленькие фигурки — дети группы. Рядом возникла клумба с цветами, домик, беседка. Девочка рисовала все новые и новые мелкие детали, как будто оттягивая тот момент, когда надо будет нарисовать что-то важное для нее. Через какое-то время она нарисовала качели и сказала: “Все. Больше рисовать не хочу”. Однако, послонявшись по кабинету, она снова подошла к листу и подрисовала на качелях маленькую-премаленькую девочку. На вопрос психолога, кто же это, Алена сначала ответила, что не знает сама, но потом добавила, подумав: “Это Алена Е.. Пусть покатается. Я ей разрешаю”. Затем она долго раскрашивала платье своей соперницы, нарисовала ей сначала бант в волосах, а потом даже корону на голове, объясняя при этом, какая Алена Е. хорошая и добрая. Но потом художница внезапно остановилась и ахнула: “Ах!!! Алена упала с качелей! Что же теперь будет? Платье-то как испачкала! (платье закрашивается черным карандашом с таким нажимом, что даже бумага не выдерживает, рвется). Мама и папа будут ее ругать сегодня, а, может быть, даже побьют ремнем и поставят в угол. Корона свалилась, укатилась в кусты (нарисованную золотую корону постигает та же участь, что и платье). Фу, лицо грязное, нос разбит (красным карандашом закрашивается все лицо), волосы растрепались (вместо аккуратной косички с бантиком на рисунке появляется ореол из черных каракулей). Вот дурила, кто же с ней, с такой, играть теперь будет? Так ей и надо! Нечего командовать! Раскомандоваласъ тут! Подумаешь, воображала! Я тоже умею командовать. Пусть вот теперь идет мыться, а мы не такие грязные, как она, мы играть будем все вместе, без нее”. Алена, вполне удовлетворенная, рисует рядом с поверженным врагом группу детей, окруживших качели, на которых сидит она, Алена С. Затем вдруг пририсовывает рядом еще одну фигурку. “Это Алена Е.. Она уже вымылась, — объясняет она и спрашивает, — “Можно я уже пойду в группу?” Вернувшись в игровую, Алена С., как ни в чем ни бывало, присоединяется к играющим ребятам.

Что же произошло на самом деле? Вероятно, во время прогулки две неразлучные Алены, как всегда, вели борьбу за лидерство. На сей раз симпатии “зрителей” были на стороне Алены Е.  Выразив свой гнев на бумаге, ее соперница успокоилась и смирилась с происходящим.

Безусловно, в данной ситуации можно было воспользоваться и другим приемом, главное, чтобы ребенок получил возможность приемлемым способом освободиться от переполняющего его гнева.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру “Обзывалки” (см. с. 84). Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу — беспрепятственно провести занятие может так называемый “Мешочек для криков” (в других случаях — “Стаканчик для криков”, “Волшебная труба “Крик”” и др.). Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика на время занятия. После занятия дети могут “забрать” свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое “Мешочка” учителю на память.

В арсенале каждого педагога, безусловно, есть множество способов работы с вербальными проявлениями гнева. Мы привели лишь те, которые оказались эффективными в нашей практике. Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Воспитатель или учитель, видя, что дети “распетушились” и уже готовы вступить в “бой”, может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.

Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада и каждый класс. Легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Понятно, что в классе во время урока ребенок не может пинать консервную банку, если его толкнул сосед по парте. Но каждый ученик может завести, например, “Листок гнева” (рис. 2). Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять,

http://soul.psiakon.ru/_/rsrc/1386738820853/voprosy-vospitania-detej/detskaa-agressia/rekomendacii-pedagogam-kak-pomoc-agressivnomu-rebenku/1.GIF

Рис. 2. “Листок гнева”:

разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если приступ гнева охватил ребенка во время урока.

Однако чаще всего конфликтные ситуации возникают на переменах. Тогда с детьми можно проводить групповые игры, (некоторые из них описаны в разделе “Как играть с агрессивными детьми”). Ну, а в группе детского сада желательно иметь примерно такой арсенал игрушек: надувные куклы, резиновые молотки, игрушечное оружие.

Правда, многие взрослые не хотят, чтобы их дети играли с пистолетами, ружьями и саблями, даже игрушечными. Некоторые мамы не покупают сыновьям оружия вовсе, а воспитатели запрещают приносить его в группу. Взрослым кажется, что игры с оружием провоцируют детей на агрессивное поведение, способствуют появлению и проявлению жестокости. Однако ни для кого не секрет, что даже если у мальчиков нет пистолетов и автоматов, большинство из них все равно будет играть в войну, используя вместо игрушечного оружия линейки, палки, клюшки, теннисные ракетки. Образ воина-мужчины, живущий в воображении каждого мальчишки, невозможен без украшающего его оружия. Поэтому из века в век, из года в год, наши дети (и не всегда это только мальчики) играют в войну. И кто знает, может быть, это и есть безобидный способ выплеснуть свой гнев. Кроме того, всем известно, что именно запретный плод особенно сладок. Настойчиво запрещая игры с оружием, мы тем самым способствуем возбуждению интереса к этому виду игры. Ну, а тем родителям, которые все-таки выступают против пистолетов, автоматов, штыков, можно посоветовать: пусть попробуют предложить ребенку достойную альтернативу. Вдруг получится! Тем более, что существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребенка. Например, игры с песком, водой, глиной.

Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из “Киндер-сюрпризов”. Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается.

Небольшие бассейны с водой, размещенные в группе детского сада, — настоящая находка для воспитателя при работе со всеми категориями детей, особенно с агрессивными.

О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2. Сдувать из дудочки кораблик.

3.Сначала топить, а затем наблюдать, как “выпрыгивает” из воды легкая пластмассовая фигурка.

4. Струёй воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Мы рассмотрели первое направление в работе с агрессивными детьми, которое условно можно назвать “работа с гневом”. Хотелось бы отметить, что гнев не обязательно приводит к агрессии, но чем чаще ребенок или взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

  Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать разрезные шаблоны, этюды М.И.Чистяковой (1990), упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кряжевой (1997), а также большие таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний (рис. 3).

http://soul.psiakon.ru/_/rsrc/1386738867831/voprosy-vospitania-detej/detskaa-agressia/rekomendacii-pedagogam-kak-pomoc-agressivnomu-rebenku/2.GIF

Рис. 3. Такие разные чувства

  В группе или классе, где находится такой плакат, дети обязательно перед началом занятий подойдут к нему и укажут свое состояние, даже если педагог не просит их об этом, так как каждому из них приятно обратить внимание взрослого на себя.

Можно научить детей проводить обратную процедуру: самим придумывать названия эмоциональных состояний, изображенных на плакате. Дети должны указать, в каком настроении находятся забавные человечки. Пример такого плаката приводится на рис. 4.

Еще один способ научить ребенка распознавать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем — рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: “Когда я сержусь”, “Когда я радуюсь”, “Когда я счастлив” и т.д. С этой целью разместите на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.

 Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и прежде всего — ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: “Сердце колотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т.д.”.

Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело. Режиссер фильма “Денис-угроза” Дейв Роджерс много раз на протяжении всего

http://soul.psiakon.ru/_/rsrc/1386738907438/voprosy-vospitania-detej/detskaa-agressia/rekomendacii-pedagogam-kak-pomoc-agressivnomu-rebenku/3.GIF

Рис.4. Какое настроение у этих человечков?

действия обращает внимание зрителей на скрытый сигнал, который подает главный герой фильма — шестилетний Денис. Всякий раз, перед тем как мальчишка созорничает, мы видим его беспокойные бегающие пальцы, которые оператор показывает крупным планом. Затем мы видим “горящие” глаза ребенка, и только после этого следует очередная шалость.

Таким образом, ребенок, если он верно “расшифрует” послание своего тела, сам сможет понять: “Мое состояние близко к критическому. Жди бури”. А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт.

Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

Кроме уже описанных способов работы педагог может использовать и другие: проводить беседы с ребенком, рисовать и, конечно же, играть. В разделе “Как играть с агрессивными детьми” описаны игры, рекомендуемые в подобных ситуациях, но об одной из них хотелось бы рассказать подробнее.

Впервые мы познакомились с этой игрой, прочитав книгу К. Фопеля  “Как научить детей сотрудничать” (М.,1998). Она называется “Камушек в ботинке”. Сначала игра показалась нам довольно сложной для дошкольников, и мы предложили ее учителям 1 — 2 классов для проведения во время внеклассных занятий. Однако, почувствовав интерес ребят и серьезное отношение к игре, мы попробовали поиграть в нее в детском саду. Игра понравилась. Причем очень скоро она перешла из разряда игр в разряд ежедневных ритуалов, проведение которых стало совершенно необходимым для успешного течения жизни в группе.

В эту игру полезно играть, когда кто-то из детей обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт в группе. Каждый участник имеет возможность в процессе игры вербализовать, то есть выразить словами, свое состояние, и сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что, возможно, позволит сгладить ситуацию.

Игра проходит в два этапа.

1 этап (подготовительный). Дети сидят в кругу на ковре. Воспитатель спрашивает: “Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?” Обычно дети очень активно отвечают на вопрос, так как практически каждый ребенок 6—7 лет имеет подобный жизненный опыт. По кругу все делятся своими впечатлениями о том, как это происходило. Как правило, ответы сводятся к следующему: “Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями”.

Далее воспитатель спрашивает детей: “Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя домой, просто снимали ботинки?” Дети отвечают, что и такое уже бывало у многих. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость, — вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

2 этап. Воспитатель говорит детям: “Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям — и взрослым, и детям — полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: “У меня камушек в ботинке”, мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: “У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков”. Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: “У меня нет камушка в ботинке”.

Дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные “камушки”, о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ, при помощи которого можно избавиться от “камушка”.

Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Кроме того, игра помогает педагогу беспрепятственно проводить учебный процесс. Ведь если детей что-то волнует, это “что-то” не даст им спокойно сидеть на занятиях и воспринимать информацию. Если же дети получат возможность выговориться, “выпустить пар”, то можно спокойно приступать к занятиям. Игра “Камушек в ботинке” особенно полезна для тревожных детей. Во-первых, если ежедневно играть в нее, даже очень стеснительный ребенок привыкнет и постепенно начнет рассказывать о своих трудностях (поскольку это не новая и не опасная, а знакомая и повторяющаяся деятельность). Во-вторых, тревожный ребенок, слушая рассказы о проблемах сверстников, поймет, что не только он страдает от страхов, неуверенности, обид. Оказывается, и у других детей такие же проблемы, как у него. Значит, он такой же, как все, не хуже всех. Не надо замыкаться в себе, ведь любую, даже самую трудную ситуацию, можно разрешить совместными усилиями. А дети, которые окружают его — совсем не злые и всегда готовы прийти на помощь.

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способности к эмпатии,  доверию, сочувствию, сопереживанию

  Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

 Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога поразвитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая — от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

  Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: “Как Мальвина поссорилась с Буратино”. Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: “Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?”, “Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?” и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору”, и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие — научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: “Ты — негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!” Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение “негодника”. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение “я”, а не “ты”. Например, вместо “Ты почему не убрал игрушки?”, можно сказать: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”.

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.

Работа с родителями агрессивного ребенка

Работая с агрессивными детьми, воспитатель или учитель должен, прежде всего, наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме преложить им обратиться за помощью к психологам.

Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях мы рекомендуем использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Приведенная ниже таблица 5 может послужить примером такой информации.

Подобная таблица или другая наглядная информация может стать отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке, о причинах возникновения негативного поведения. А эти размышления, в свою очередь, возможно, приведут к сотрудничеству с воспитателями и с учителем.

 Стили родительского воспитания

(в ответ на агрессивные действия ребенка)

Стратегия воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

“Прекрати!” “Не смей так говорить” Родители наказывают ребенка

Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас но выплеснет свои отрицательные эмоции в другoe время и в другом месте)

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают что ребенок еще мал

Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно)

Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера

Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят, что ребенок разгневан они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях

Скорее всего, ребенок научится управлять своим гневом

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей

 

   Главная цель подобной информации показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.

 Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Полезные рекомендации родителям мы нашли на страницах книги Р. Кэмпбелла “Как справляться с гневом ребенка” (М., 1997). Советуем прочитать эту книгу и педагогам, и родителям.

Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные и один — нейтральный. К позитивным способамотносятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.).

Модификация поведения — нейтральный способ контроля — предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

  Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт.

 Что же такое пассивная агрессия, и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное — вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье.

Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

Для родителей, которые недостаточно хорошо понимают, каким образом они или их дети могут выражать свой гнев, рекомендуем разместить на стенде в классе или в группе следующую наглядную информацию (табл. 6).

 “Позитивные и негативные способы выражения гнева”

(рекомендации доктора Р. Кэмпбелла) 

Способы выражения гнева

Позитивные

Негативные

Вежливость

Выражение гнева в громкой и невежливой форме

Стремление найти решение

Использование ругательств и угроз

Выражение основной жалобы без уклонения в сторону

Использование словесных оскорблений

 Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

   Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Артикуляционная гимнастика

1. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

2. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

3. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

5. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. 2 раза в день по 3 минуты, не более 2 упражнений за один раз.

6. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

7. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

8. Упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения движений. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

9. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

10. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Уважаемые родители!

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Название упражнения

Описание выполнения упражнения

1

«Улыбка»

Улыбнуться, широко растянув губы. Рот закрыт, зубы не видны.

2

«Заборчик»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

3

«Замочек»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5. Зубы не видны!!!

4

«Бублик»

Округлить губы, вытянуть их вперёд, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удерживать губы в таком положении под счёт до5.

5

«Толстячок»

Надувание обеих щёк одновременно

Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)

6

«Худышка»

Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах

7

«Лопаточка»

Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подержать его в таком положении, считая про себя до 5.

8

«Иголочка»

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало.

Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

9

«Трубочка»

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

10

«Змейка»

Широко открыть рот. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта. Выполнять в медленном темпе.

11

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «тик-так» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

12

«Качели»

Рот открыт, губы в улыбке, широкий край языка поднимается к носу, затем опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

13

«Киска сердится»

(«Горка»)

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинку языка выгнуть горкой.

14

«Катушка»

Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперёд и убирать вглубь рта.

15

«Чистим нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, выполняя движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

16

«Посчитай нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

17

«Чистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

18

«Посчитай верхние зубки»

«Считаем» верхние зубы.

19

«Накажем непослушный

язычок»

Положить широкий язык между губами и "пошлёпать" его "пя-пя-пя". Положить язык между зубами и пошлёпать «тя-тя-тя».

20

«Причешем язычок» («Расчёска»)

Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

21

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

22

«Поймаем звук Л»

Улыбнуться. Во время произнесения звука [а] широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно ускоряя темп, вы услышите звук [л].

23

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

24

«Пароход»

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить «Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

25

«Комарик»

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук [з]. Если у ребёнка закрывается рот, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».

26

«Пылесос»

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук [ж]. Если у ребёнка закрывается рот, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».

27

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края загнуть в форме чашечки. Удерживать под счёт до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

28

«Фокус»

Положить на самый кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

29

«Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп упражнения постепенно ускорять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

30

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук Д-Д-Д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребёнка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щётки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

31

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка грибка, а подъязычная уздечка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании улавливается нужное движение языка.

32

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, опускать нижнюю челюсть и поднимать обратно.

33

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Поцокать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

34

«Моторчик»

Во время длительного произнесения звука [ж] или [з] (за верхними зубами) быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем ребёнка производить под языком частые колебательные движения из стороны в сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у елочки. Сценарий новогоднего утренника во второй группе раннего возраста.

Материал содержит описание разработанного новогоднего сценария для детей второй группы раннего возраста....

Сценарий новогоднего утренника во второй группе раннего возраста «Яркий праздник— Новый год»

Действующие лица:Ведущий – воспитательДед мороз – взрослыйСнегурочка – ребёнок подготовительной группыЗаяц - ребёнок подготовительной группыЛиса - ребёнок подготовительной группыДети...

Сценарий новогоднего утренника во второй группе раннего возраста "Путешествие в зимний лес"

Сценарий разработан для детей второй группы раннего возраста от 2х до 3х лет. Примерное время проведения утренника - 13-15 минут....

Сценарий новогоднего утренника во второй группе раннего возраста "В гости к деткам елочка пришла"

Сценарий новогоднего утренника для детей 2- 3 лет. На праздник приходят Дед Мороз, Снегурочка, зайчик и лиса....

Сценарий Новогоднего утренника во второй группе раннего возраста

Сценарий Новогоднего утренника во второй группе раннего возраста...

Сценарий новогоднего утренника во второй группе раннего возраста "Ёлочка-красавица в гостях у ребят"

Сценарий новогоднего утренника во второй группе раннего возраста "Ёлочка - красавица в гостях у ребят"....