Статья «Подготовка детей к школе»
статья (подготовительная группа)
И вот в жизни нашего дошкольника наступает ответственнейший момент — 6 лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители — в ужасной тревоге. Наверняка, Вы все чаще задумываетесь о том, что должен уметь Ваш малыш и насколько он готов к школе? Куча вопросов, тревог и волнений…
Школа — это совершенно новая реальность для ребенка. Даже если он ходил в садик и в целом привык к социальной среде обитания детей, школа — это то, чего у него ещё никогда не было. Нет опыта — есть стресс. Для того, чтобы воспринимать новую информацию, нужно основательно подготовить не только свой разум, но и чувства и тело. У психологов есть такое понятие — «разогретая» группа. Имеется в виду, что люди, прошедшие некую подготовку, в состоянии работать гораздо эффективней. Точно так же детям, чтобы начать учиться, нужен «разогрев», но значительно более долговременный, чем взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_podgotovka_rebenka_k_shkole.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Подготовка детей к школе»
Подготовку ребенка к школе нередко понимают как накопление им определенной суммы знаний и потому стараются обучать его чтению, письму, счёту, в общем, побольше дать ему умных сведений. Но не только это определяет успех учебы. главное это подготовить его к учебному труду. Школа ждет не столько «образованного» ребенка, сколько психологически подготовлены к учебной деятельности. Отсюда он должен быть усидчивым, внимательным, умеющим проявлять усилия воли, терпение, настойчивость и, конечно, обладать трудолюбием.
У неусидчивых детей обычно отсутствует собранность, дисциплинированность, они не стремятся добывать знания, а схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Это часто является одной из причин того, что они не могут (хотя и способные) хорошо учиться.
«Терпение и труд все перетрут», - говорит народная пословица. в ней заключена мудрая мысль: если человек трудолюбив, способен проявлять упорство, терпение, то он легче преодолевает трудности. А процесс обучения, как известно, всегда сопряжен с преодолением трудностей. У сожалению, об этом вспоминают некоторые родители тогда, когда ребёнок уже у порога школы
- Неусидчив и нетерпелив, - жалуются мать шестилетнего ребенка. – Берется сразу за тысячу дел и тут же бросает, не закончив ни одного. Станет, например, рисовать, но если что то не получается, тут же перелистывает страницу и продолжает рисовать на другой. Смотришь, за несколько минут вся тетрадь исчерчена вдоль и поперек, но там не найдешь ни одного рисунка, доведенного до конца. Заставь убрать после себя вещи или игрушки - не откажется, послушается. Но что это за уборка! Все сметёт в кучу, так и оставит, лишь бы побыстрее отделаться.
Пока ребёнок не стал школьником, взрослые терпимо относятся к тому, что он не обладает усидчивостью. Более того, отсутствие этого качества оправдывают тем, что ребёнок и должен быть таким, или что такой уж он уродился - весь в отца или в мать: живой, энергичный, подвижный.
Действительно, дети по своей природе деятельны, активны. Правильно и то, что они могут унаследовать от родителей тип нервной системы, от которой зависит и темперамент и моторика. Однако умение проявлять усидчивость, терпение, волю не даются ребенку в наследство от родителей. Эти качества формируются воспитанием. Ведь и дети-«шустрики», с неуемной энергией, подвижностью, с безудержным темпераментом, при соответствующем воспитании способны проявлять волевые усилия, быть подолгу сосредоточенными на делах, требующих терпения, усидчивости, хорошо учиться и спокойно вести себя на уроке. И наоборот, дети спокойные, медлительные могут не обладать этими качествами.
Говоря об усидчивости, мы имеем в виду не только ограничение двигательной активности детей. Усидчивость означает умение ребенка долго и упорно размышлять, преодолевая трудности, быть сосредоточенным в течение всего времени, пока не выполнит задание.
Формирование всех этих ценных свойств личности, столь важных и для обучения в школе и для всей последующей жизни, надо начинать как можно раньше, как и воспитание всех других качеств, которые бы нам хотелось увидеть в наших детях. и здесь дело не столько в каких то специальных мероприятиях, сколько по всей системе воспитания.
Первые пробы терпения и усидчивости ребенок проявляет ещё тогда, когда на ваше стремление помочь ему, он с полной категоричностью заявляет: «Я сам!». И от того, как взрослые воспримут это заявление, будет во многом зависеть дальнейшее развитие его волевых качеств. ведь это драгоценное «Я сам!» всегда связано с необходимостью проявить настойчивость, упорство, терпение.
Присмотритесь к малышу. делая что-то сам, он непременно встречается с затруднениями. Самостоятельно одеться, застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинок, умыться - все это не просто для него: ведь он ещё не имеет необходимой сноровки. Но он сосредоточен, проявляет терпение, упорство. Вот почему тогда, когда взрослые стараются оказать ему «скорую помощь» в его неудачных начинаниях, они совершают первую ошибку на пути к приобретению им усидчивости. Конечно, помощь требуется малышу. Но эта помощь должна быть в пределах разумного, не мешать развитию его самостоятельности.
Одни родители считают: помощь это значит самим сделать за ребенка. Другие видят помощь в том, чтобы побуждать малыша к преодолению трудностей: похвалить его за усердие, тактично подскажут или покажут, как действовать, чтобы добиться результата с наименьшей затратой сил и времени. Ведь если действия ребенка не направлять, то он, не имея достаточного опыта и сноровки, делает как неумейка, идя по пути проб и ошибок. Если ребенок не получает удовлетворение от таких действий, его стремление к самостоятельности может затухать.
- Молодец, что сам надел ботиночки. Только ты их перепутал, надев не на ту ногу - Говорят малышу и подсказывают, как исправить ошибку. - Вот видишь, носы ботинок смотрят в разные стороны. Придётся их снять. А теперь вот этот ботинок на день на эту ногу… Не торопись делай сам.
С «Я сам» начинает складываться привычка к усилию. Это же привычка лежит и в основе формирования трудолюбия. « Опыт трудового воспитания показывает, что начало трудолюбие формируется у ребенка рано и зависит от тех условий, которые предоставляют детям взрослые при первых проявлениях у детей самостоятельности…» (Воспитание дошкольника в труде М., 1974, с.5.)
Чувство ответственности, усидчивость более всего прививаются через труд. В трудовой деятельности для ребенка формируются ценные для будущего учения нравственно волевые качества, ответственное отношение к делу, умение обдумывать ход, работать, преодолевать определенные трудности для достижения намеченного. И главное ребёнок получает представление о труде как деле, связанном с мобилизацией усилий. Учение же в школе - это очень ответственный для ребенка труд, требующий от него постоянных усилий. Дети, которым своевременно не привели трудолюбие, учится с нежелание.
В. А. Сухомлинский указывал: « Не умение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче, и разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков, учиться воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте».
Имеет ли ваш ребёнок свои маленькие обязанности по дому? Поручайте ли вы ему такие доступные дела, как уборка своей постели, содержание в чистоте обуви, поддержания порядка в грушах, вещах, пособиях? Привлекаете ли вы его к посильному участию в труде взрослых? Это накрыть на стол, вытереть пыль с подоконников, поливать комнатные растения, следить за содержанием животных и их кормлением (ведь часто ребёнок лишь играет с ними, видя в этом только источник завлечения.).
Обязанности по дому, если они закреплены за ребенком, являются постоянными и обязательными, помогает ему на практике усвоить одной из жизненно важных правил: «Кончил дело - гуляй смело». Прочно усвоенной в дошкольные годы, оно в дальнейшем поможет в организации учебного труда.
« Не хочу, но надо» - Вот главный мотив, которым приходится руководствоваться ребенку. Выполняю каждодневные обязанности: « Хочу играть, но надо помочь маме», « Ждут друзья, чтобы пойти гулять, но придется повременить - ещё не закончены дела». Этим же мотивам, но ещё более глубоко осознанным он станет руководствоваться и в дальнейшем, и в учении: « Не хочу уроки делать, но это необходимо», «Трудная задача- Придется ещё и ещё поразмыслить, посидеть над ней…»
Трудолюбивый ребёнок всегда более усидчив, организован. Он быстрее овладевает умением организовать свой день в свою учебную деятельность. Сделай домашнее задание, не затратив лишнего времени так, чтобы выкроить всему свой час – занятиям, отдыху, труду, играм, прогулкам. Организованность, собранность ребенка, как известно, не приходит к первокласснику, сами собой. Здесь известную роль играет вся предшествующая его жизнь - четкий режим, упорядочивающей его поведение, содержательная жизнь, постоянная занятость, общий порядок в доме. В этих условиях при целенаправленном воспитании ребенок растет, организованном собранным, подтянутым, умеющим подчиняться правилам жизни семьи.
Важно следить за тем, чтобы малыш был целесообразный деятельным, не тратил свою энергию на возню, Не проводил свое время и ничего неделании. Праздность - сестра лени.
К сожалению, случается, что организация детской жизни ограничивается руководящими указаниями взрослых вроде: « Ну что ты без дела слоняешься? Занялся бы чем-нибудь...» Или « Сколько игрушек книг, а тебя ничто не интересует, лучше сядь да, посмотри книги» Словом, мы хотим, чтобы ребенок хоть чем-нибудь был занят но. Будет ли такая занятость благоприятно влиять на ребенка?
Деятельность, которая лишь забавляет и не требует усилий, и стараний приносит мало пользы. «Хочу- не хочу» - вот чем руководствуется ребенок в этом случае: «Надоело заниматься – брошу. Буду играть», «Не получается – ну и пусть. Не буду заканчивать» и т.п. Взрослые же часто придают этому значения: «Чем занят – неважно, лишь бы не шалил и не мешал!», «Подумаешь – не дорисовала», «Не беда, что работу выполнил небрежно! Пойдет в школу, тогда…!» Мелочи? И тогда выясняется, что у ребенка не сформировано серьезное, Ответственное отношение к учебным обязанностям. Он не в состоянии преодолеть свое не хочу там, где приходится приложить старания. Такой ребенок учится, как говорится «нехотя», хотя родители ошибочно говорят о ребенке: «Неспособный». Оказывается, дело совсем в другом, в отсутствие трудолюбия, неумение мобилизовать свою волю и свои способности.
Нельзя забывать о том, что даже прилежные дети могут быть неусидчивыми, если нет соответствующих условий для занятий. Например, если ребенок, что-либо отвлекает: он сел заниматься, а взрослые в это время смотрит телевизор или слушают радио, или громко разговаривают. Трудно усидеть за серьёзным делом, если его ждёт товарищ и мысли устремлены к предстоящим играм во дворе.
Плодотворность занятия зависит и от настроя ребенка к предстоящему делу, и от того, как он подготовил свое рабочее место и насколько четко представляет задание. Так например, если незадачливы художник устраивается, рисовать не подготовилась заранее. Всё необходимое, то ясно, что он вынужден будет поминутно отвлекаться: На карандаш нечем поточить, то ластика нет… В результате ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает много времени впустую, а иногда оставляет дело на полпути.
Вот например, как готовят домашнее задание. Уже известный нам художник стал в первоклассником.
…Садиться за уроки. Сначала роется в портфеле, доставая то один учебник, то другой, видимо, ещё не решил, чем будет заниматься- читать или решать задачи. Наконец раскрывает перед собой книгу, и, наморщив лоб, думает, но, не заметив, что на столе нет тетради, снова лезет в портфель.
Тетрадь раскрыта на ученик уже забыл условия задачи. Снова читает, собираюсь записать нужное. Но тут выясняется, что у него нет ручки. Роется в портфеле и достаёт её оттуда. Теперь наконец, он намерен сделать первую запись. Но ручка не пишет.
Мальчик решительно выходит из за стола и идет в другую комнату, чтобы заправить ручку. По пути гладит собаку, смотрит в окно…
Сколько ещё уйдёт драгоценных минут, прежде чем он выведет первую букву в тетради!
Отношения ребенка к выполнению задания во многом зависит от окружающей обстановки. Выделите для него постоянное рабочее место, где бы он мог сложить книги, альбомы, тетради. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, полка для книг и принадлежности по рисованию - все это надо расположить в удобном, светлом месте. Пусть ребёнок занимается там, имея все под рукой.
Самостоятельная подготовка к предстоящему занятию имеет мобилизующие значение: Настраивает ребенка на серьезный трудовой лад, Создает интерес к будущему делу. Он как бы программирует ход работы.
Следует разъяснять ребенку: любая деятельность - игра, труд, занятие - требует от него, чтобы он прикинул заранее, что ему необходимо для работы. Подскажите ему, как разместить материалы, книги тетради. Проследите, чтобы он не начинал дела, пока не убедится, что все под рукой. Обратите внимание на его внешний вид: В порядке или костюм, чистые ли руки? Это подтягивает ребёнка, создаёт уважение к предстоящему делу.
Учите его планировать свою деятельность можно спросить, все ли ты подготовил для занятия, с чего начнешь, что у тебя самое трудное? Предварительное планирование создает ясность, в какой последовательности действовать, ребенок более осмысленно воспринимает объем предстоящих дел. Заранее зная, чем заняться, он меньше отвлекается. Это уплотняет время, способствует стремлению заканчивать намеченное. Немаловажно и ваше отношение к делам ребёнка. Если он видит, что вы серьёзно относитесь к его делам, то и он сам с большей ответственностью относятся к ним. Этим вы будете способствовать воспитанию, упорства, усидчивости.
Любое задание, которое выполняют ребенок, требует внимания взрослых. Проверьте, как он выполняет его: не торопится ли, не оставил ли незаконченным.
Часто дети не усидчивы не в силах проявить должное терпение к начатому делу, потому что не знают, как преодолеть встречающиеся трудности. В таких случаях нужна помощь взрослых, совет, наводящий вопрос, показ, своевременное поощрение словом. И ещё очень важно, чтобы ребёнок пережил чувство радости - он преодолел трудность, почувствовал удовлетворение, что довёл дело до конца.
Ваш сын или дочь, занимается в ходе занятия ребенок непременно сталкивается с трудностями, если он обладает трудолюбием, то станет пытаться преодолеть их. Будет подолгу что - либо обдумывать, рассматривать, переделывать. Не поторапливайте его, ведь от этого он не станет быстрее думать, а просто может оставить дело не законченным. Лучше поступиться временем ради того, чтобы он кропотливо, настойчиво, сам добрался до истины. Пусть приобретает способность к систематическим усилиям. В этом залог усидчивости.
Но бывает и так. Нам жаль, что у ребёнка что то не получается, и мы спешим с помощью, что ты дорисовываем, дописываем или снисходительно разрешаем оставить так… Вот и получается, что вопреки нашим намерениям, мы лишаем его возможности проявить усидчивость, самостоятельность, активности мысли.
Мера помощи и контроля при выполнении ребенком задания зависит от его способностей и индивидуальных особенностей.
В особом подходе всегда нуждаются дети, которым с трудом даются дела, требующие усидчивости. Эти дети, у которых процессы возбуждения преобладают над процессом торможения. Для них характерны подвижность, непоседливость, живость, чрезмерная энергия. Они вездесущие, как солнечный зайчик, шумные игры, возня, для них более естественны, чем дела, требующие тишины и сосредоточенности. Всех такие дети случаются плохо себя ведут, так как утомляются от неподвижности. Они быстро всё схватывают, но зато не глубоко и бессистемно.
У таких детей особенно важно тренировать сдержанность, например, переключать от подвижных шумных игр на спокойные, следить, чтобы дети были постоянно чем-то заняты, и вместе с тем, давать возможность разрядить энергию в подвижных играх, интересных занятиях. У таких детей необходимо стараться выдавать интерес к предстоящей работе. Ведь интерес стимулирует поиск в любой деятельности, мобилизует волю.
Непоседу привлекают к полезным и интересным для него делам: Важно дать выход его энергии в деятельности, рациональный, увлекающий его фантазию, ум, чувства.
Вызвать интерес к спокойным играм или занятиям вовсе не означает усадить ребенка вопреки его желанию за книги или дать в руки карандаш и приказать: «Рисуй». Это может лишь вызвать негативную реакцию. Чтобы заинтересовать спокойным занятиям, существует множество подходов к неугомонному, например, вместе с ними поиграть новые игрушкой, рассказав и показав, как ею пользоваться, предложить поиграть с товарищами в настольную игру.
Для укрощения неуемный энергии, хороши различные настольные игры: бильярд, бирюльки, мелкий «строитель», «конструктор», шашки и др, Которые уже сами по себе обязывают ребёнка что-то обдумать, спланировать ход действий. Это особенно важно иметь в виду воспитании детей, подвижных неугомонных, безудержных в своих желаниях.
Уметь ждать отказываться от желаемого. Надо учить этому ребенку. Ожидание желаемого это испытание, на терпение приучает его к сдержанности: я хочу, но сейчас, сию минуту это невозможно, приходится подождать, считаясь с обстоятельствами с указаниями старших. А это, как известно, требует от него вполне осознанного, преднамеренного тормоза. Хочется, но приходится отказаться отсрочить… Это ли не тренировка воли, терпения. И ведь заметьте, что подобная тренировка не требует от нас не особых условий, не специально во времени. Все происходит в естественной обстановке, стоит лишь взять правильную линию в отношениях с ребенком, а эта линия берет свое начало из недр родительской требовательность.
Так например, понятия нельзя и надо, ребенок должен усвоить накрепко, как говорится с пеленок. Нельзя означает для него сигнал стоп, откажись от желаемого. А всё сильней и надо обязывает. Оно заставляет делать то, что необходимо. Дети, которые своевременно усвоили эти понятия, способные к самоограничению своих порывов, не столь подвергнуты сиюминутному импульсу, с большей ответственностью относятся к своим обязанностям.
Вместе с ростом ребенка при соответствующем воспитании возрастает и его возможность к проявлению волевых усилий сдержанности, без которых он не сможет быть усидчивым. Формируется же волевые качества путем исполнения каждодневных дел. Жизнь ребенка в семье должна быть наполнена не только интересным, но и обязательным, требующим умение добиваться, преодолевать, уступать, ждать, отказываться. Ведь усидчивость всегда предлагает способность заставить себя подчиниться требованиям старших, отказавшись от того или отсрочив то, что тебе хочется. Недаром А. С. Макаренко говорил, что «воля - это не только умение, чего то пожелать и добиться, но и умение заставлять себя отказаться от чего-то когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание, и отказ одновременно. Если ваш ребенок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, то у него не будет большой воли».
От интересного к обязательному - Таков путь развития у ребенка, умение властвовать собой: « Не хочу, но сделаю ради того, чтобы достичь желаемого» - Вот мотив, который заставляет его проявить усидчивость. По мере роста ребёнка мотив качественно совершенствуется: « Это неинтересно, но обязательно», « Это трудно, но выполнимо, если очень постараться».
Преодоление трудностей приносит ребенку чувство удовлетворения радости, вместе с которым приходят и любовь к учебному труду, стремление хорошо учиться.
В. А. Сухомлинский говорил: «Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха, усидчивость я бы назвал вдохновением, помноженным на уверенность ребенка в том, что он достигнет успеха»
Первые шаги в школьной жизни… Они всегда трудны. Но мы можем облегчить их, если своевременно приемные ребенку трудолюбие, вкус к добыванию знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Значение игр по развитию пространственно-временных представлений для дошкольников при подготовке детей в школу.
В данной статье коротко описаны причины нарушения пространственного гнозиса и к чему эти нарушения приводят. Указаны этапы формирования пространственно-временных отношений, приведены некоторые игры и ...
Статья по теме: "Подготовка детей к школе".
Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребёнок вырос гармонично развитым - был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него всё получалось. Познание окру...
Статья «Подготовка детей к школе»
Статья «Подготовка детей к школе»...
Статья "Подготовка детей к школе"
Фундаментом для успешного обучения ребенка является подготовка к школе. ...
Статья " Подготовка дете к школе в условиях ДОУ"
Сттатья для воспитателя "Подготовка детей к школе в условиях ДОУ"...
Статья" Подготовка детей к школе"
Подготовка детей к школе...
Статья. Подготовка детей к школе
laquo;Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.»Л. А .Венгер....