Дистанционное родительское собрание "Ваш ребёнок - будущий первоклассник"
консультация (подготовительная группа)
"Быть готовым к школе - не значит уметь писать, читать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться"
Л. А. Венгер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_vash_rebyonok_-_budushchiy_pervoklassnik.docx | 841.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное родительское собрание в подготовительной группе.
«Ваш ребёнок – будущий первоклассник»
Воспитатель Карелина Е. И.
Уважаемые родители, приближается тот день, когда наши малыши впервые войдут в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: Готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?
Поэтому нам необходимо общими усилиями найти возможные пути их преодоления в период адаптации наших детей к школе.
С 1 января 2014г. в рамках закона об образовании вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования", в котором прописаны определённые достижения ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
- инициативность и самостоятельность, ребѐнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру;
- положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- обладает развитым воображением, фантазией, проявляет способность к творчеству;
- подчиняется социальным нормам и правилам;
- проявляет любознательность, наблюдательность, способен экспериментировать;
- умеет принимать собственные решения.
Эти достижения выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые приобретены дошкольниками и активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Современная школа, с ее действующими программами и ФГОС НОО ставит ребенка-первоклассника в определённые рамки и требует от него сформированности определенных ключевых компетенций – «готовности к школе». Что это означает?
Готовность ребёнка к школьному обучению – это степень сформированности определенных качеств ребенка для успешного обучения в школе.
Она включает в себя несколько основных компонентов:
- Специальная готовность
(элементарные математические представления, развитие речи, грамота, чтение, знания об окружающем мире, навыки владения рукой и письмом, общие представления о себе, семье и школе)
- Психологическая готовность
(познавательная готовность, социально-личностная, эмоционально-волевая)
- Физиологическая готовность
(состояние здоровья, физическое развитие, координация движений, готовность организма ребёнка к учебным нагрузкам)
Специальная готовность.
Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению.
Однако овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Но их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы.
Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, если он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или слоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело со счетом — он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.
Психологическая готовность.
У ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.
Способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения.
Внимание.
К семи годам ребёнок должен:
- Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
- Выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 15–20 минут.
- Уметь находить одинаковые предметы.
- Находить 10 отличий между предметами.
- Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу (копировать в точности узор или движение) и др.
Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации каких-либо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти.
Память.
К семи годам ребёнок должен:
- Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.
- Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
- Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
- Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
- Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно. /Можно тренироваться, заучивая телефоны родственников/.
- Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.
Восприятие. Процесс восприятия оказывает прямое влияние на формирование навыков письма и чтения.
К семи годам ребёнок должен:
- Различать форму предмета, его цвет и оттенки.
- По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.
- Ориентироваться в пространстве (вниз, направо-налево, под-над, за, около, у, между и др.).
- Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).
Мышление. К семи годам ребёнок должен:
- Объединять предметы в группы по определённым признакам.
- Находить закономерность в построении ряда предметов.
- Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.
- Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- Решать логические задачи. Делать простейшие выводы и обобщения.
- Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.
Воображение.
Воображение развивается вместе с мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в форме абстрактных понятий, то воображение – в форме особых образов. Воображение позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
Речь.
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
К семи годам ребенок должен:
- Иметь правильное звукопроизношение. Развитый фонематический слух.
- Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий.
- Уметь читать стихи выразительно, эмоционально.
- Уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
- Уметь связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли.
- Обладать широким кругозором и богатым словарным запасом.
Современные дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но более важно, как они им распоряжаются. Важно, чтобы дети владели самой элементарной информацией о себе и окружающем мире, могли выразить свои мысли.
Вопросы для поступающих детей в школу:
- свой домашний адрес и название поселка, в котором он живет;
- название страны;
- имена и отчества своих родителей, их профессию или место работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дни недели, части суток;
- основные виды деревьев и цветов;
- умение различать диких и домашних животных.
Эмоционально-волевая готовность.
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоционально-волевую зрелость, включающую в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.
- Способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования.
- Умение управлять своим поведением - подчинять собственной воле непосредственные желания. Понимать разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо».
- Умение управлять своей умственной деятельностью - выделить цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности.
- Умение организовать себя - без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. Выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др. Быть ответственным за свои поступки.
Развитию эмоционально-волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование, игры с правилами, шашки, шахматы, подвижные и словесные игры и др. Эти занятия побуждают ребенка длительное время сосредоточиваться на задании, соблюдать условия и правила игры.
Социально-личностная готовность
Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.
Как вы знаете, школьные формы обучения носят коллективный характер. Они предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся в ситуации общей учебной задачи. А также диалог с учителем. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками (вступать в контакт, слушать собеседника, не перебивая его, уметь поддержать беседу, выстраивать диалог, действовать совместно, согласовывая свои действия, быть вежливым в общении). Для чего все это нужно? Если все 28 человек в классе будут говорить или спрашивать что-то у учителя одновременно, возникнет хаос и никто никого не сможет слушать. Если у ребенка будет затруднен контакт с учителем, то он будет бояться отвечать у доски, не сможет по необходимости уточнить задание, вовремя просить о помощи и др.
- Умение работать в группе, чувствовать себя членом группы, группового сообщества (класса). Важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему.
- Умение подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, школе. Быть дисциплинированным. Нужно объяснить ребенку, что дети все разные, с разными интересами, желаниями и т.д. Для того, чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни, которые нужно соблюдать.
- Умение конструктивно решать конфликтные ситуации (говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать к решению третьих лиц и т.д.).
- Уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, инициативность.
- Умение правильно оценивать себя и свое поведение (иметь адекватную самооценку), чтобы потом не оказалось, что «школа плохая», «уроки неинтересные», а «учитель злой» и т.д.
- Умение быть самостоятельным, активным и инициативным.
Мотивационная готовность.
Очень важно на пороге школы формировать у ребенка становление внутренней позиции школьника: подразумевается наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью - учебой.
- Радостное ожидание и устойчивое желание учиться в школе.
- Наличие познавательной мотивации («Хочу все знать!»), любознательности. Важно, чтобы школа привлекала ребенка не внешней стороной (портфель, тетради, красивая одежда, перемены, звонки), а возможностью получить новые знания.
- Способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
- Стремление стать более взрослым, школьником, получать за свою «работу» отметки или одобрение от окружающих.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе.
Правильное представление о школьной жизни.
- Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека.
- Помните, что представления о школьной жизни у ребят складываются из наших с вами высказываний, бесед о школе. Поэтому оставьте все критические замечания в адрес школы, учителей, программ при себе.
- Ребенку следует давать ребенку только положительную информацию о школе (беседы, чтение стихов и рассказов, рассматривание иллюстраций, экскурсия в школу). Постарайтесь рассказать ребенку как можно больше ярких моментов из своей школьной жизни, о своих учителях, о своих первых трудностях и о том, как вы с ними справились, а так же о том, как вам пригодились в жизни школьные знания.
- Не запугивайте детей школой и в то же время не обещайте лёгких побед. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.
Физиологическая готовность
Включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики.
Специалисты утверждают, что в настоящее время, к сожалению, практически нет абсолютно здоровых детей. Поэтому при подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, закаливанию, соблюдение режима дня. Укрепляйте нервную систему ребенка. Контролируйте отношения с телевизором, компьютером, телефоном, планшетом. Не оставляйте без внимания результаты медицинского обследования, которое проходило за год до школы, прислушайтесь к рекомендациям специалистов. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно сейчас займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Помните, что визит к врачу – это тоже подготовка к школе!
Общая или «крупная моторика» нужна для того, чтобы ребенок мог прыгать через скакалку, играть в мяч, кататься на велосипеде. Учеба – это труд. И если ребенок не обладает физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.
Мелкая моторика. К семи годам должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев рук. Но это не значит, что ребенок должен «много писать»! Хорошо писать может сильная, уверенная рука, а сделать ее такой могут пластилин, глина, карандаши и ножницы. Лепка и вырезание развивают силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений. К семи годам ребёнок должен:
- Владеть навыками графической деятельности (уметь рисовать, делать аппликацию, лепить, вырезать).
- Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
- Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
- Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
- Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.
Рекомендации родителям по подготовке детей школе
- Дарите детям ежедневное доброжелательное, интересное, эмоционально-значимое общение.
- Не забывайте про исследовательскую, экспериментальную, познавательную, двигательную, художественно-эстетическую, речевую, коммуникативную деятельность детей. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним и др.
- По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать;
- Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
- Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в прочитанную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, а других одобряет.
- Ограничьте до минимума игру детей на компьютере и просмотр мультфильмов. Мультфильмы должны быть понятными, нравственно-полезными и психологически-безопасными.
- Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, изучайте окружающий мир.
- Способствуйте общению ребенка со сверстниками.
- Развивайте в ребенке настойчивость, трудолюбие, умение доводить дело до конца.
- Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от вас.
Удачи вам, уважаемые родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной группе. «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА№ 9 «Ромашка» Родительское собраниев подготовительной группе.«Ваш ребёнок – буду...
Родительское собрание «Ваш ребёнок будущий первоклассник»
Собрание для родителей подготовительной группы. Цели: -формирование активной педагогической позиции родителей;-вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопрос...
Конспект родительского собрания детей подготовительной группы Тема: «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»
Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по подготовки детей к школьной жизни; вовлечение родителей в проц...
родительское собрания на теме «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»
формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей....
Конспект родительского собрания детей подготовительной группы Тема: «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»
Конспект родительского собрания детей подготовительной группы Тема: «Ваш ребёнок – бу...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Ваш ребёнок — будущий первоклассник»
Помощь родителям в подготовке детей к школе...