консультация для родителей "КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА"
консультация (старшая группа)
Есть два основных инструмента, с помощью которых родители могут влиять на поведение ребенка – это наказание и поощрение. При этом наказывать хорошие родители не любят и делают это неохотно. А вот хвалить ребенка, казалось бы, легко и приятно. Но выбрать форму похвалы и использовать ее так, чтобы она принесла пользу, не так-то просто. За что и как хвалить ребенка и почему это важно?
Считается, что похвала стимулирует человека, помогает развиваться, двигаться дальше. Но когда речь идет о детях, специалисты считают, что поощрение может как помогать ребенку, развивая в нем лучшие черты, так и вызывать внутренние конфликты и эмоциональное напряжение, поощрять негативные стороны личности.
Зависимость от похвалы
Может случиться так, что ребенок будет постоянно ждать одобрения окружающих и ориентироваться только на него. Ребенок любой ценой старается получить похвалу, сосредоточивается на результате и постепенно перестает получать удовольствие от процесса. Похвала становится единственным стимулом, чтобы что-то делать.
Такое развитие событий возможно, когда взрослые постоянно оценивают деятельность ребенка: нарисовал рисунок — молодец, доел кашу — хороший мальчик, убрал игрушки — порадовал маму. Оценочная похвала может стать средством манипуляции поведением ребенка.
Возможна и другая крайность, когда родители не обращают внимания на мелкие повседневные достижения ребенка. Они воспринимают убранные игрушки, «спасибо» незнакомому человеку или вымытую после обеда тарелку как нечто само собой разумеющееся: «Ведь именно так ведут себя воспитанные дети, что тут особенного!»
Поступок или качество, не замеченные взрослыми, перестают иметь ценность для ребенка. При этом почти в каждом детском поступке можно найти что-то хорошее. Внимание со стороны родителей помогает ребенку чувствовать себя ценным, интересным для взрослых, вовлеченным в жизнь семьи.
Похвала с точки зрения теории жизненных установок
Психолог Кэрол Дуэк на основе ряда исследований описала систему внутренних убеждений, влияющих на поведение и способы достижения целей. По ее мнению, и у детей, и у взрослых бывают установки двух видов: установка на данность и установка на рост. Тип нашей установки во многом определяет жизненный путь: к чему человек стремится, видит ли смысл в усилиях, как оценивает успех и неудачу.
Установка на данность, или фиксированное сознание
Для человека с фиксированным сознанием успех в первую очередь зависит от ума и других качеств и способностей, которые заложены в нас от рождения. Сложные задачи пугают, критика воспринимается очень болезненно, неудача расценивается как полный провал.
Установка на рост и развитие, или гибкое сознание
Носители гибкого сознания верят, что желаемые качества можно развить. Успех в этом случае — это результат целенаправленных усилий и упорной практики. Человек восприимчив к критике и расценивает неудачи как ценный опыт и возможность достичь успеха в будущем.
Приобретение и развитие определенного типа жизненной установки у ребенка во многом зависит от того, какую похвалу он получал в детстве от окружающих людей: родителей и воспитателей.
Для укрепления установки на рост, которая способствует развитию таланта, необходимо хвалить ребенка не за его способности, которыми он обязан генам и среде, а за приложенные усилия.
Общие принципы поощрения
- Хвалите ребенка за достижения, соответствующие его возрасту. Например, в 3–5 лет можно поощрять самостоятельность, понимание потребностей другого, соблюдение базовых моральных норм. В 5–7 лет ценным будет умение владеть собой, выражать свои чувства и формулировать мысли.
- Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Можно отмечать проявление тех качеств, которые даются ребенку с трудом. Например, тревожного и неуверенного ребенка можно похвалить за проявление самостоятельности, а слишком активного — за сосредоточенность в течение какого-то промежутка времени.
- Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим, а только с самим собой прежним.
- Чаще используйте описательную похвалу: «Я вижу, ты сегодня сам собрал свои игрушки. Это хорошо».
- Похвала должна быть искренней.
- Избегайте преувеличений. Не стоит вместо «хорошо» говорить «идеально».
- Лучше конкретизировать ситуацию: «Сегодня у тебя получилось отлично нарисовать домик».
Важно помнить о том, что для ребенка оценка его поступков близким взрослым становится показателем правильности поведения, ориентиром для моральных оценок, критерием достижений, соответствия требованиям, показателем его ценности для других, а значит, и для себя самого.
Формулировки, которые могут использовать родители при поощрении ребенка.
Вариации формулировки «Очень хорошо!»
Ты на правильном пути. | С каждым днем у тебя получается лучше. |
Это лучше, чем обычно. | Ты нашел интересное решение. |
Так намного лучше. | Я горжусь тобой. |
Ты быстро учишься. | Ты превзошла себя сегодня. |
Еще немного терпения, и у тебя получится. | Твоя работа принесла мне много радости. |
У тебя получилось. | Как здорово! |
Мои поздравления! | Мне нравится ход твоих мыслей. |
Это то, что надо! | Ты настоящий мастер. |
Источник: Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» (МИФ, 2019)
Подготовила педагог-психолог МАДОУ д/с № 141г.Тюмени
Щиголь Л.В..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pravilno_hvalit.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА
Есть два основных инструмента, с помощью которых родители могут влиять на поведение ребенка – это наказание и поощрение. При этом наказывать хорошие родители не любят и делают это неохотно. А вот хвалить ребенка, казалось бы, легко и приятно. Но выбрать форму похвалы и использовать ее так, чтобы она принесла пользу, не так-то просто. За что и как хвалить ребенка и почему это важно?
Считается, что похвала стимулирует человека, помогает развиваться, двигаться дальше. Но когда речь идет о детях, специалисты считают, что поощрение может как помогать ребенку, развивая в нем лучшие черты, так и вызывать внутренние конфликты и эмоциональное напряжение, поощрять негативные стороны личности.
Зависимость от похвалы
Может случиться так, что ребенок будет постоянно ждать одобрения окружающих и ориентироваться только на него. Ребенок любой ценой старается получить похвалу, сосредоточивается на результате и постепенно перестает получать удовольствие от процесса. Похвала становится единственным стимулом, чтобы что-то делать.
Такое развитие событий возможно, когда взрослые постоянно оценивают деятельность ребенка: нарисовал рисунок — молодец, доел кашу — хороший мальчик, убрал игрушки — порадовал маму. Оценочная похвала может стать средством манипуляции поведением ребенка.
Возможна и другая крайность, когда родители не обращают внимания на мелкие повседневные достижения ребенка. Они воспринимают убранные игрушки, «спасибо» незнакомому человеку или вымытую после обеда тарелку как нечто само собой разумеющееся: «Ведь именно так ведут себя воспитанные дети, что тут особенного!»
Поступок или качество, не замеченные взрослыми, перестают иметь ценность для ребенка. При этом почти в каждом детском поступке можно найти что-то хорошее. Внимание со стороны родителей помогает ребенку чувствовать себя ценным, интересным для взрослых, вовлеченным в жизнь семьи.
Похвала с точки зрения теории жизненных установок
Психолог Кэрол Дуэк на основе ряда исследований описала систему внутренних убеждений, влияющих на поведение и способы достижения целей. По ее мнению, и у детей, и у взрослых бывают установки двух видов: установка на данность и установка на рост. Тип нашей установки во многом определяет жизненный путь: к чему человек стремится, видит ли смысл в усилиях, как оценивает успех и неудачу.
Установка на данность, или фиксированное сознание
Для человека с фиксированным сознанием успех в первую очередь зависит от ума и других качеств и способностей, которые заложены в нас от рождения. Сложные задачи пугают, критика воспринимается очень болезненно, неудача расценивается как полный провал.
Установка на рост и развитие, или гибкое сознание
Носители гибкого сознания верят, что желаемые качества можно развить. Успех в этом случае — это результат целенаправленных усилий и упорной практики. Человек восприимчив к критике и расценивает неудачи как ценный опыт и возможность достичь успеха в будущем.
Приобретение и развитие определенного типа жизненной установки у ребенка во многом зависит от того, какую похвалу он получал в детстве от окружающих людей: родителей и воспитателей.
Для укрепления установки на рост, которая способствует развитию таланта, необходимо хвалить ребенка не за его способности, которыми он обязан генам и среде, а за приложенные усилия.
Общие принципы поощрения
- Хвалите ребенка за достижения, соответствующие его возрасту. Например, в 3–5 лет можно поощрять самостоятельность, понимание потребностей другого, соблюдение базовых моральных норм. В 5–7 лет ценным будет умение владеть собой, выражать свои чувства и формулировать мысли.
- Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Можно отмечать проявление тех качеств, которые даются ребенку с трудом. Например, тревожного и неуверенного ребенка можно похвалить за проявление самостоятельности, а слишком активного — за сосредоточенность в течение какого-то промежутка времени.
- Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим, а только с самим собой прежним.
- Чаще используйте описательную похвалу: «Я вижу, ты сегодня сам собрал свои игрушки. Это хорошо».
- Похвала должна быть искренней.
- Избегайте преувеличений. Не стоит вместо «хорошо» говорить «идеально».
- Лучше конкретизировать ситуацию: «Сегодня у тебя получилось отлично нарисовать домик».
Важно помнить о том, что для ребенка оценка его поступков близким взрослым становится показателем правильности поведения, ориентиром для моральных оценок, критерием достижений, соответствия требованиям, показателем его ценности для других, а значит, и для себя самого.
Формулировки, которые могут использовать родители при поощрении ребенка.
Вариации формулировки «Очень хорошо!»
Ты на правильном пути. | С каждым днем у тебя получается лучше. |
Это лучше, чем обычно. | Ты нашел интересное решение. |
Так намного лучше. | Я горжусь тобой. |
Ты быстро учишься. | Ты превзошла себя сегодня. |
Еще немного терпения, и у тебя получится. | Твоя работа принесла мне много радости. |
У тебя получилось. | Как здорово! |
Мои поздравления! | Мне нравится ход твоих мыслей. |
Это то, что надо! | Ты настоящий мастер. |
Источник: Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» (МИФ, 2019)
Подготовила педагог-психолог МАДОУ д/с № 141г.Тюмени
Щиголь Л.В..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация Как правильно хвалить ребенка?
На детских площадках мамы или папы бурно выражают эмоции, высказывая одобрение деятельности ребенка. Построил куличик – «молодец!». Забрался на горку – «молодец!». Скатился с горки – «молодец!» и бурн...
Консультация для родителей Как правильно хвалить ребенка.
Консультация....
Консультация для родителей Как правильно хвалить ребенка.
Консультация....
Консультация для родителей "Как правильно хвалить ребенка", вторая младшая группа, февраль 2022 г
консультация...
Консультация для родителей "Как хвалить ребенка правильно"
Цель консультции в том, как научить родителей хвалить детей правильно и в соответствующий момент....
Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребенка»
Существует мнение среди родителей. что детей хвалить не нужно, а то они зазнаются. Такие мамы и папы считают, что лучше воспитывать ребенка в строгости.Правда, большинство родителей, все-таки интуитив...
Консультация для родителей "Как правильно хвалить ребенка"
Консультация будет полезна педагогам и родителям....