«Роль воспитателя в формировании личности ребёнка»
статья

Меркушева Виктория Александровна

Цель: Открытие для дошкольника свободного и многообразного мира искусства; формирование эстетически воспитанного и развитого ребенка

Задачи по образовательным областям:

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы.
  • Развивать эстетическое отношение к окружающему миру.
  • Формировать элементарные представления о видах искусства.
  • Стимулировать сопереживание персонажам художественных  произведений.                 
  • Стимулировать самостоятельную творческую деятельность.
  • Развивать умение воспринимать музыку, художественную литературу, фольклор.

«Речевое развитие»

  • Поддерживать (вызывать) стремление трактовать художественный образ.
  • Развивать связную речь, монологическую и диалогическую речь.
  • Развивать звуковую и интонационную культуру речи.

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
  • Развивать интерес к прекрасному миру искусства.
  • Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
  • Формировать патриотическое отношение к стране, родному городу.

«Физическое развитие»

  • Развивать координацию и гибкость;
  • Формировать навыки овладения подвижными играми с правилами.
  • Развивать двигательные умения и навыки детей в танце.
  • Формировать способность координировать речь с движением в театрализованных постановках.

«Познавательное развитие»

  • Развивать познавательные процессы, умение наблюдать, всматриваться в явления окружающей действительности, замечать интересные события.
  • Закреплять представления, знания детей об искусстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы:

Совместная деятельность педагога с детьми.

Совместная деятельность – основная модель организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Отличается наличием партнёрской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможного свободного размещения, перемещения и общения в процессе образовательной деятельности).

В своей работе я использую такие типы совместной деятельности, как игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Нетрадиционная форма работы с детьми: занятия-путешествия, занятия-сказки, занятия в форме игры по станциям.

Временные выставки.

Временная выставка — опробованная, прогрессивная форма педагогической деятельности, которая: позволяет усовершенствовать предметно-пространственную развивающую среду; способствует знакомству детей с музыкальной культурой, окружающим миром; открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы.

Сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра – это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения.

В качестве ведущей культурной практики дошкольников выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. В нашем случае это сюжетно-ролевая игра "В гостях у сказки". Игра проводится регулярно, что позволяет детям примерять на себя разные образы, выбирать себе роли по своему настроению, ощущению.

Так же детей заинтересовывают комплексные занятия, которые основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра. Их цель – объединить различные виды художественной деятельности.

С помощью комплексных занятий есть возможность обогатить представления детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств.

Мой опыт работы не исключает и традиционные занятия, которые включают в себя все виды музыкальной деятельности, подразумевая их последовательное чередование. Так как я работаю в детском саду комбинированного вида с группами для детей с тяжёлыми нарушениями речи, подборка материала опирается на различные логопедические распевки, упражнения. Важными составляющими являются артикуляционная и дыхательная гимнастики, которые оказывают оздоравливающее воздействие, позитивно влияют на детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.

 

Взаимодействие с педагогами ГБДОУ.

Обеспечить воспитание физически здорового и гармонично развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива. Я тесно сотрудничаю с музыкальным руководителем, учителями-логопедами, инструктором по физической культуре, педагогом дополнительного образования. Мы проводим совместные мероприятия, досуги с родителями, праздники, мастер-классы, флешмобы. Регулярно делимся педагогическим опытом на районном и городском уровне.

Соответствие деятельности педагога интересам и духовным потребностям ребёнка.

Психологи утверждают, что наряду с такими потребностями ребенка, как потребность в пище, здоровом сне, одежде, должны удовлетворяться определенные возрастные и духовные потребности. Удовлетворение этих потребностей в детском возрасте обеспечивает полноценное развитие личности, активность жизненной позиции, уверенность в себе, высокую самооценку, целеустремленность и ответственность.

К таким базовым социальным потребностям относятся:

  • Потребность в признании. Ребенку необходимо внимание со стороны взрослых. Важным является восприятие взрослыми ребенка как полноправного партнера. При организации и проведении непрерывной образовательной деятельности в своей работе я учитываю пожелания и стремления воспитанников.
  • Потребность в принятии. Ребенок должен чувствовать, что его принимают таким, какой он есть. При организации и проведении непрерывной образовательной деятельности в своей работе я придерживаюсь мнения: «Каждый ребенок имеет право на свое видение, соответственно оно не может быть правильным или неправильным, следовательно, любое мнение достойно внимания».
  • Потребность в учете возраста ребенка. В общении с ребенком и его воспитании не следует требовать от него больше, чем он может в своем возрасте. Необходимо интересоваться тем, что волнует, привлекает, интересует ребенка. Что он умеет или не умеет, что он может или не может. При организации и проведении непрерывной образовательной деятельности в своей работе я учитываю возрастные особенности, настроение и предпочтения детей.
  • Потребность в познании. Ребенку необходимо осваивать социальные навыки, нормы поведения, принятые в обществе. Для него чрезвычайно важной является познавательная активность. При организации и проведении непрерывной образовательной деятельности в своей работе я стараюсь создавать ситуации, способствующие осознанию необходимости в приобретении новых знаний для жизни и деятельности. 
  • Эстетическая потребность – естественная потребность ребенка быть в гармонии с миром. Я стараюсь показать детям, как много прекрасного в этом мире. Красота вокруг нас, её просто нужно заметить.

В процессе использования образовательных возможностей социокультурного пространства Санкт-Петербурга в развитии, воспитании и образовании детей дошкольного возраста реализуются следующие задачи: 

  • расширение представления детей о многообразном мире искусства;
  • расширение представления детей о театре, его видах, жанрах, атрибутах, костюмах, декорациях;
  • знакомство и приобщение детей к миру кино;
  • обогащение представления детей о музыке, способствование формированию начал музыкальной культуры;
  • знакомство детей с библиотекой, формирование интереса к книге;
  • знакомство детей с музейным пространством.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. ...

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Конспект родительского собрания (старший дошкольный возраст)...

статья "Роль семьи в формировании личности ребёнка"

СтатьяРоль семьи в формировании личности ребенка     Подготовила: воспитатель Кулакова Инна АлександровнаЛичностями не рождаются, ими становятся. Личность ребенка формируется ...