Родительский всеобуч "Развитие связной речи дошкольника в семье"
консультация
Центральное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста принадлежит формированию связной речи. Данный всеобуч поможет нашим родителям азвивать связную речь своих детей в дома, в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_vseobuch_razvitie_svyaznoy_rechi_doshkolnikov_v_seme.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад
«Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевск
Родительский всеобуч
«Развитие связной речи дошкольника в семье»
Подготовила воспитатель:
Десятова Л.П.
2021 г.
Родительский всеобуч
«Развитие связной речи дошкольника в домашних условиях»
Подготовила воспитатель:
Десятова Л.П.
Уважаемые родители!
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Кроме того, необходимо стремиться, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Центральное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста принадлежит формированию связной речи. Она вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством.
Всем вам хочется, чтобы ваш ребенок говорил правильно, грамотно и уверенно, ведь в дальнейшем это поможет ему быть хорошим собеседником, добиваться своих целей и быть успешным человеком. Особое внимание этому придается в нашем детском саду, но без помощи родителей справиться нам будет очень тяжело.
Большую часть дня дети слышат речь воспитателя, а придя вечером домой - родителей. И если ваша речь звучит грамотно, то и ребенок будет стараться копировать ее. Старайтесь как можно чаще уделять внимание своему ребенку и много разговаривать с ним.
Речь ребенка на выходе из детского сада должна быть: |
-грамотной;
-понятной;
-выразительной;
-осмысленной;
-богатой….
Это идеал. А что же получается на самом деле?
Вот проблемы современных детей:
- односложная речь, состоящая из одних простых предложений;
- бедная речь;
- недостаточный словарный запас;
- слова – «паразиты»;
- замусоривание речи: употребление нелитературных слов и выражений как результат просмотра телевизионных передач, не предназначенных для детского просмотра;
- неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос;
- неспособность пересказать текст и построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему;
- неумение использовать интонацию (выразительность);
- плохая дикция, которая потом скажется на письме…
Этому есть немало объяснений. Это и технический прогресс (как ни странно), и ритм современной жизни, и загруженность родителей, и наличие в большинстве семей только одного ребенка. Уставшие родители не могут, а иногда и не хотят общаться с детьми. Детям включают телевизор, компьютер, предлагается множество игрушек, но только не живое общение.
Предлагаю вашему вниманию несколько правил, выполнение которых поможет вам, развивать связную речь своего ребенка в домашних условиях без особых затруднений:
1.Старайтесь больше разговаривать со своим ребенком, задавайте вопросы и старайтесь, чтобы он на них отвечал как можно более подробно.
2. Учите ребенка правильно строить предложения, делая их распространенными.
3. Если ваш ребенок говорит не правильно, не ругайте его за это, а просто повторите фразу, акцентируя внимание своего чада на правильности высказывания.
4. Если у вас ребенок «почемучка» - старайтесь отвечать на его вопросы полным ответом. Для того чтобы ребенок быстрее запомнил все вами сказанное, покажите ему картинки, прочитайте детскую энциклопедию или посмотрите вместе познавательный фильм данной направленности, а в конце услышанного, прочитанного или увиденного - задайте ему встречные вопросы.
5. Если ребенок вам очень часто задает вопросы - никогда не оставляйте их без ответа, обязательно поощряйте это стремление, ведь именно так он старается познакомиться с окружающим его миром и войти с ним в контакт.
6. Если ребенок к вам подошел с вопросами, а вы сильно устали или у вас много дел, старайтесь не подавать вида, не показывайте этого, не отправляйте его в другую комнату поиграть и не просите оставить вас. Не дайте ему заподозрить вас в том, что в данный момент он вам не интересен и у вас нет желания с ним общаться, ведь тем самым вы отталкиваете его и он может замкнуться.
7. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления от увиденного, о которых он мог бы рассказать не только вам, но и другим.
8. Для того чтобы у ребенка хорошо развивалась речь – играйте с ним: попросите перебрать крупу, разобрать пуговицы по цвету, размеру, обрывайте, сминайте, скатывайте бумагу, рисуйте пальчиками, лепите и т.д. Ведь от развитости пальцев рук зависит его речь.
9. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не критикуйте его с глазу на глаз и тем более при посторонних, это может нанести ребенку психологическую травму и ребенок перестанет в дальнейшем вам доверять.
10. Ограничивайте время проведения ребенка за компьютером и просмотром телевизора, лучше вместе с ним заняться прочтением художественной литературы или просмотром иллюстраций, ведь все это приучит его быть усидчивым.
11. Хвалите чаще свое чадо, но не перехваливайте.
12. Больше играйте с ним в игры по развитию речи.
13. Проявляйте интерес к его жизни в саду.
14. По дороге домой из детского сада всегда интересуйтесь событиями, которые запомнились ему за данный день.
15. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школу, поликлинику, библиотеку. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парк, сквере, на озере привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.
16. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь ребенка), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
17. Советуем завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
18. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказываться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
Речевые игры на развитие связной речи с детьми дома
«Хорошо - плохо»
Цель: познакомить ребенка с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.
Материал: мяч.
Ход игры
Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь.
Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Взрослый: дождь.
Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: город.
Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).
Взрослый: зима.
Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
«Что изменилось?»
Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.
Ход игры
На столе расположены предметы в определенной последовательности.
Взрослый: посмотри внимательно на предметы, запомни, как они расположены. Потом, когда ты отвернешься, я что-то изменю. Когда ты повернешься обратно, должен внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
– Описать предмет, которого не стало
– Рассказать о месте, где он стоял
– На какой звук начиналось название этого предмет
– В названии каких еще предметов есть этот звук?
«Почемучкины вопросы»
Цель: развивать у ребенка связную речь, мышление.
Ход игры
1. Почему птицы улетают на юг?
2. Почему наступает зима?
3. Почему ночью темно?
4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
5. Почему летом жарко?
6. Почему медведь зимой спит?
7. Почему заяц зимой белый?
8. Почему дома нельзя играть с мячом?
9. Почему из трубы идет дым?
10. Почему в доме делают окна?
11. Почему листья на деревьях появляются весной?
«Потому что…»
Цель: развивать у ребенка связную речь, мышление.
Ход игры
Рассуждения и ответы на вопросы:
«Я мою руки потому, что…»
– Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.
Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
– Объясни, почему кошка недовольна?
«Если бы...»
Цель: развивать у ребенка связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.
Ход игры
Взрослый предлагает ребенку пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
«Нарисуй сказку»
Цель: Развивать умение составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры
Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
«А я бы…»
Цель: развивать творческое воображение. Развитие свободного рассказывания.
Ход игры
После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
«Опиши-угадай»
Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым. Развивать монологическую форму речи.
Ход игры
Ребенок должен описать внешний вид другого члена семьи, а взрослые должны назвать, о ком говорил их ребенок
Желаем успеха!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Овладение связной речью дошкольниками в семье. Советы родителям
Овладение связной речью детьми дошкольного возраста является важной задачей педагогического коллектива ДОУ. Воспитатели и специалисты владеют обширным арсеналом методов и приемов ращвития связной речи...
Консультация для родителей: «Развитие связной речи дошкольников в семье»
Консультация для родителей: «Развитие связной речи дошкольников в семье»...
Консультация для родителей "Речевые игры для развития связной речи дошкольников в семье"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Развитие связной речи дошкольников в семье"
Если дошкольник будет свободно и понятно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная связная речь, но и письменная....
Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольника в семье»
Центральное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста принадлежит формированию связной речи. Данная консультация поможет нашим родителям развивать связную речь своих дет...
Консультация «Развитие связной речи дошкольника в семье»
для родителей...
Развитие связной речи дошкольника в семье
Развитие связной речи дошкольника в семье...